Человек познает мир - ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ

Обществознание 6 класс поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2016 год

Человек познает мир - ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ

Цели и задачи: познакомить учащихся с процессом познания мира и самого себя; выявить характерные черты самопознания; на примерах выдающихся личностей проследить развитие способностей человека; познакомить с понятиями самопознание, самооценка, показав их роль в познании мира и жизни человека.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать процессы познания мира и самого себя; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; продолжат изучать принцип работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии и участия в эвристической беседе; продолжат учиться работать с документами, выполнять проблемные задания, вырабатывать навыки работы в группе.

Формируемые УУД: предметные: определять социальные факторы становления личности и конкретизировать их примерами; анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы познания; систематизировать информацию и представлять ее в виде схемы; метапредметные — 1) коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; работать по алгоритму; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям; 4) личностные: развитие творческих способностей через активные формы деятельности; формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в общественной жизни.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытие нового знания.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Всем хорошо известно имя знаменитого древнегреческого философа Сократа. Однажды к нему пришли сограждане и сказали: «Сократ! Жрица из Дельфийского оракула (святилища бога Аполлона в городе Дельфы) назвала тебя самым мудрым среди эллинов. Радуйся!» На что Сократ ответил: «Меня признали самым мудрым только потому, что я знаю, что ничего не знаю, а афиняне не знают даже этого».

Вопрос к классу

— Как вы поняли смысл этого рассказа?

(Ответы учеников.)

— Где же границы нашего познания?

— Насколько мы, люди, можем познать окружающий нас мир?

— Можем ли мы познать самих себя?

— Правы ли писатели-фантасты братья Стругацкие, которым принадлежит афоризм: «Чтобы покорить мир, надо его иначе назвать»?

Поразмышляем над этими вопросами.

Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлых уроков.

Тестовые задания

1. Из двух суждений о личности: а) личность возникает в результате биологического развития человека; б) огромное влияние на становление личности оказывает общество:

1) верно только а;

2) верно только б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

2. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждому элементу, приведенному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Понятие

Определение

A. Индивидуальность

Б. Сознание

B. Личность

1. Отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живет, о чем мечтает

2. Совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми

3. Совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого

Заполните таблицу, записав выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В




3. Из двух суждений: а) личность формируется во взаимодействии с другими людьми; б) личность формируется на протяжении всей своей жизни:

1) верно только а;

2) верно только б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

4. Заполните таблицу.

Возрастной период

Основная деятельность

Детство

Игровая деятельность...

Подростковый возраст

...

Взрослость

...

Проблемное задание. Прочитав высказывание французского писателя Ромена Роллана, ответьте на вопросы. «Когда через сорок лет перелистываешь сокровенный “Дневник” своей юности, часто изумляешься — там находишь человека, о существовании которого уже успел забыть. Он кажется совсем чужим... Я вижу перед собой странного мальчика, носящего мое имя и похожего — нет, не на меня (я не узнаю в нем себя!), а на кого-то другого, мне знакомого... Кто же он?»

Вопросы к классу

— Какова главная идея текста? (Постарайтесь сформулировать ее одним предложением.)

— Почему автор задает вопрос: «Кто же он?»

(Проверка выполнения задания.)

Тема уроков: «Человек познает мир».

— Предположите, о чем мы будем говорить.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План уроков

1. Познание мира и себя.

2. Что такое самосознание.

3. На что ты способен.

Проблемный вопрос уроков

— Почему процесс познания мира начинается с процесса познания самого себя?

III. Введение в новый материал

Человека всегда волновал вопрос: сколько он может узнать о мире и о себе? Мудрейшие из философов — Сократ, Конфуций, Лао-цзы и другие — говорили, что человеку открыта лишь ничтожная часть мироздания, что только невежда может считать себя всезнайкой. Чем больше познает человек, чем более он приобщается к мудрости, тем больше понимает, какая бездна непознанного окружает его. Поэтому особенно интересно исследовать наиболее общие принципы познания, его соотношение с реальным миром, границы между знанием и верой, увидеть пределы познавательных возможностей человека.

Сегодня мы только начнем разговор на эту удивительную тему.

IV. Работа по теме уроков

1. Познание мира и себя

Человек, взаимодействуя с окружающим миром, одновременно познает его. Процесс познания происходит в ходе активной деятельности человека.

Творческое задание. Разделившись на четыре творческие группы, обсудите, как происходит процесс познания мира.

Первая группа исследует процесс познания мира в ходе трудовой деятельности;

вторая группа исследует процесс познания мира в ходе игровой деятельности;

третья группа исследует процесс познания мира в ходе общения;

четвертая группа исследует процесс познания мира в ходе учебной деятельности.

Группы должны презентовать результаты своей работы, придумать сценки и, проиграв их, графически представить сделанные выводы.

(Во время выполнения задания составляется следующая схема.)

Интерес к окружающему миру и к себе у детей возникает с раннего детства.

Прослушайте стихотворения Татьяны Боковой «Липучка-почемучка».

Мама любит и жалеет.

Мама понимает.

Мама все моя умеет,

Все на свете знает!

— Почему кусают осы? —

Спрашиваю прямо.

И на ВСЕ мои вопросы

Отвечает мама.

Скажет мне, откуда с неба

Снег зимой берется.

Почему буханка хлеба

Из муки печется?

Почему собака лает?

Что во сне приснится?

Почему сосулька тает

И дрожат ресницы?

Почему на небе тучка,

А в лесу — лужайка?

Я ЛИПУЧКА-ПОЧЕМУЧКА,

А ОНА - ВСЕЗНАЙКА!

Вопросы к классу

— Как вы поняли смысл стихотворения?

— Для чего дети задают столько вопросов?

— Вели ли вы себя в детстве таким образом?

(Ответы учеников.)

Стремление узнать человека, т. е. самого себя, является важнейшей потребностью личности. Как вы думаете, почему?

Задание: заполните схему.

(Во время выполнения задания заполняется следующая схема.)

На одном из знаменитых храмов (Дельфийском) есть надпись: «Познай самого себя». Эти слова самые главные, самые важные в жизни, так как именно с познания самого себя все начинается. Никакие блага не могут заменить человеку удовлетворение от правильно выбранного места в жизни, занятия по душе.

А ведь многие люди сами для себя загадка. Они не понимают своих поступков, высказываний, а иногда и собственных мыслей. Они могут часами разговаривать о своих родителях, братьях, сестрах или друзьях, но если им необходимо рассказать что-то о себе, начинают спотыкаться на каждом слове.

Я знаю, как на мед садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, все губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя.

Это стихотворение написал в XV в. французский поэт Франсуа Вийон. Уж не про нас ли это?

Задание: вам необходимо дать как можно больше ответов на вопрос «Кто я?». Каждый ответ начинайте с новой строки (оставляя некоторое место от левого края листа). Вы можете отвечать так, как вам хочется, фиксировать все характеристики, которые приходят в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов. Понаблюдайте за эмоциональными реакциями, возникающими у вас в ходе выполнения данного задания. Отметьте, насколько трудно или легко было отвечать на данный вопрос.

(Проверка выполнения задания.)

Дополнительный материал

Знаменитый драматург Л. Хелман утверждал: «Все неприятности в мире происходят от людей, которые сами не знают, кто они, или притворяются, что они — это не они». Приведем несколько аргументов в пользу этого утверждения.

Узнав себя, сможешь быть честным с собой, будешь способным сделать выбор и принять решение, которое подходит именно тебе. Ты сможешь строить планы на сегодня, на завтра, на всю жизнь сообразно собственным представлениям о себе.

Если кто-то попробует вовлечь тебя в какую-то компанию или предложить тебе покурить или будет настаивать на том, чтобы ты занимался неинтересным делом или выбрал профессию, не соответствующую твоему складу личности, ты сможешь твердо сказать: «Нет, это не для меня». Ведь нередко люди позволяют другим решать за себя, что делать и как думать. А хорошо ли это? Такой человек никогда не будет счастлив в жизни.

Располагая знаниями о себе, ты сможешь управлять своей жизнью, получишь свободу в выборе собственного пути.

Лучшее из того, что ты о себе узнал, поможет тебе пройти через любой трудный период. Это даст тебе опору или эмоциональный якорь.

Знание не лучших твоих сторон сможет уберечь от лишних проблем. Относись к каждой проблеме, как к возможности что-либо в себе изменить.

Познать себя — значит ответить на вопросы: «Какой я?», «Почему я такой?» Знаменитый китайский философ Лао-цзы учил: «Тот, кто познал других, учен. Тот, кто познал себя, мудр».

«Недоверие к себе - причина большинства наших неудач», - говорил американский писатель К. Боуви. Но при самоанализе очень важно не ошибиться в оценке своих достоинств и недостатков. Говорят, что недостатки — это продолжение наших достоинств. Но если достоинства продолжаются больше, чем надо, и не там, где надо, то и они являются недостатками.

2. Что такое самосознание

Английский писатель Дж. Рескин отметил: «Познай самого себя — есть высшее правило. Но неужели вы думаете, что можно познать себя, всматриваясь в себя? Нет. Вы можете познать себя, только присматриваясь к тому, что вне вас. Сравниваете ваши силы с силами других, ваши интересы с их интересами; стараетесь думать о своих интересах, как о чем-то второстепенном, преклоняетесь перед достоинствами других, исходя из уверенности, что в вас, вероятно, нет ничего особенного».

Следовательно, потребность понять и узнать себя способствует развитию самосознания, т. е. сознания, направленного на самого себя.

Задание: внимательно изучите и прокомментируйте предложенную схему.

(Проверка выполнения задания.)

К равви Леви пришел подросток и горестно застенал: «Равви! Почему меня никто не любит, особенно девушки?» И равви ответил ему: «Потому что ты сам никого не любишь, особенно себя».

Вопросы к классу

— В чем смысл притчи?

— Какое отношение она имеет к теме нашего урока?

(Ответы учеников.)

Два разнонаправленных, даже противоположных стремления владеют подростками: страстный интерес к внешнему миру и столь же страстное, пристальное вглядывание в себя — в мир своих мыслей, чувств, переживаний.

Интерес ребенка к своему «я» — к своим особенностям, возможностям, способностям — в каждом возрасте проявляется по-разному, на каждой ступени жизни обогащается новым содержанием. «Я сам!» — говорит трехлетний малыш. И это значит, что он выделил себя из окружающего предметного мира, отличил от других людей. Для нас такое отличие самоочевидно, иначе быть не может, но для малыша это заметный шаг в развитии.

«Кто я?», «Каков я?», «Что я могу?» — спрашивает себя подросток. Это уже иная форма и иной уровень развития самосознания.

Самосознание — сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя. В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он и познающий, и познаваемый.

Важной стороной самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка.

Самооценка — это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности.

(Ученикам предлагается следующая схема.)

На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности («Я большой», «Я сильный»), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка выступает уже как важнейший регулятор поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании.

В подростковом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, обладающую определенными психическими качествами, включенными в конкретную систему социальных отношений. Знания подростка о себе приобретают обобщенный характер. Познавая себя в постоянном сравнении с другими людьми, он начинает активно выделять и усваивать нормы и эталоны взаимоотношений; в сферу осознаваемого включаются все виды его деятельности и взаимоотношений с окружающими. Самосознание становится своеобразным ядром личности, оно концентрирует в себе, как в фокусе, основные изменения в развитии индивида.

Самооценка имеет ряд измерений: она может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Иногда в литературе используются и другие термины: высокая, средняя или заниженная самооценка.

Задание: работая с данными предложенной таблицы, дайте характеристику типов самооценки.

Тип самооценки

Сильные стороны

Слабые стороны


Высокая

Рост реальной самостоятельности подростка ведет к тому, что у него появляются новый взгляд на себя, желание разобраться в себе, всесторонне себя оценить

Уверенность в себе нередко переходит в чрезмерную самоуверенность, такие люди перестают уважать мнение друзей и родителей


Средняя

Человек осознает и выделяет те сферы жизни и области деятельности, в которых он может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его ограниченны.

Осознавая свои особенности, подросток стремится что-то изменить в самом себе, в своих отношениях с окружающими: в его жизни появляются осознанные задачи самовоспитания

Развитие самосознания связано с потребностью найти ответы на вопросы: «Кто я?», «Каков я?», «Что я могу?» Человек сравнивает себя с окружающими — взрослыми и товарищами. Познание другого человека опережает самопознание. Суждения подростков о других людях часто более точны и более критичны, чем их самооценка


Низкая

Человек имеет богатый внутренний мир, у него хорошо развито воображение.

Рост реальной самостоятельности подростка ведет к тому, что у него появляется новый взгляд на себя, желание разобраться в себе, всесторонне себя оценить

Подростки застенчивы и чрезмерно уязвимы. Низкая самооценка способствует возникновению юношеской депрессии, связана с расстройством аппетита.

У таких подростков высокий уровень тревожности. Недоверчивы и редко любят других, так как их часто унижают. Они стремятся быть незаметными, не участвуют в общественной жизни школы, не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения, испытывают проблемы в общении с другими людьми, не уверены в себе и часто отстают в учебе. Ими легко управлять, они позволяют другим принимать за себя решения. Это может привести к употреблению наркотиков

(Проверка выполнения задания.)

Таким образом, и недооценка, и переоценка своих сил и возможностей — явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе — «слабого», «среднего» или «сильного», задающего тон в учебе — постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. «Звездами», к которым больше всего тянутся сверстники, в начальной школе оказываются те ребята, у которых в дневниках преобладают пятерки. Лишь позже, в подростковом возрасте, оценки и самооценки учащихся будут менять свои основания и сами меняться. Ребята начнут высоко ценить и качества хорошего товарища, и смелость, и ловкость, и увлеченность чем-то, и глубину интересов.

Задание: внимательно рассмотрите иллюстрацию нас. 19 учебника и прокомментируйте ее. Мысленно разместите себя и своих друзей на этой лестнице. Свой выбор объясните.

(Проверка выполнения задания.)

Мы уже поняли, что процесс формирования самооценки весьма непрост и противоречив. Разделившись на три группы, выполните следующие задания.

Творческое задание для первой группы. Разработать рекомендации учителям, которые помогут сформировать зрелую самооценку у подростка.

Творческое задание для второй группы. Разработать рекомендации родителям, которые помогут сформировать зрелую самооценку у подростка.

Творческое задание для третьей группы. Разработать рекомендации для подростков с низкой самооценкой, которые помогут сформировать у них зрелую самооценку.

Пример презентации работ

Рекомендации учителям

1. Учитывайте особенности самооценки у подростков, отдавайте предпочтение личностному общению, беседам.

2. Помогайте ребятам с низкой самооценкой проявлять себя в учебе и в творчестве.

3. Способствуйте личностному самоопределению, ориентации в жизни, помогайте учащимся 6 класса в построении жизненных планов.

4. Стройте взаимоотношения на равных, не принижая личностной значимости ваших учеников.

Рекомендации родителям

1. Не навязывайте ребенку свое мнение, учитывайте его интересы.

2. Делайте все, что от вас зависит, для того, чтобы ребенок не занижал свою самооценку и в то же время не выставлял себя напоказ.

3. Старайтесь найти взаимопонимание со своими детьми. Ваши родительские опыт и мудрость - важнейшие источники поддержки, которые помогут решить нелегкие жизненные проблемы.

4. Вы можете как вдохновить ребенка, так и подавить его — выбирайте первое.

5. Ваш ребенок- это отдельный, огромный мир, о котором вы почти ничего не знаете. Дети быстрее воспринимают новое, поэтому часто лучше приспосабливаются к быстро меняющимся реалиям жизни. Не бойтесь признавать, что вам есть чему учиться у собственных детей.

Рекомендации подросткам с низкой самооценкой

1. Твердо знайте, чего хотите добиться.

2. Чтобы были ясны намерения, необходим план конкретных действий.

3. Вообразите желаемый результат.

4. Сформулируйте сильную мотивацию для достижения желаемого результата.

5. Будьте уверены в себе.

6. Превратите препятствие в трамплин для новых прыжков к вашей цели.

3. На что ты способен

Знаменитый философ Диоген 2500 лет назад расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!» Конечно, улицы города были наполнены людьми, но философ искал то, что скрыто от глаз, спрятано за гастрономическими пристрастиями, возрастными особенностями, профессиональными различиями. Он искал человеческую личность. Попробуем отыскать ее и мы.

Задание: прочитайте дополнительный материал и ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

Примеры очень раннего проявления музыкального творчества — трехлетний В. А. Моцарт, четырехлетний Ф. Й. Гайдн, пятилетний Я. Л. Ф. Мендельсон. Свои первые музыкальные произведения С. С. Прокофьев создал в 8 лет, Ф. Шуберт — в 11 лет, К. М. Вебер — в 12 лет, Л. Керубини — в 13 лет. Художественное призвание проявились у С. Рафаэля и Ж. Б. Греза в 8 лет, у А. Ван Дейка и Джотто — в 10 лет, у Б. Микеланджело — в 13 лет, у А. Дюрера — в 15 лет. Однако, за редкими исключениями, склонность к самостоятельному творчеству, имеющему объективное значение, проявляется лишь к 12—13 годам, а в пластических искусствах — в среднем в 14 лет. Призвание в области поэзии обнаруживается очень рано, но поэтическое творчество, имеющее художественную ценность, появляется несколько позже.

Вне области искусства наиболее ранние примеры серьезных достижений проявляются в области технического изобретательства. Так, Ж. В. Понселе в 9 лет разобрал часы, чтобы изучить их устройство, исследовал работу механизма и собрал их как следует. Френель в том же возрасте посредством настоящих опытов вычислил, при какой длине и каком калибре снаряд из игрушечных пушек летит всего дальше.

В научной области творчество проявляется значительно позже, обычно лишь после 20 лет. Раньше всех других дарований выявляются математические таланты. Почти все ученые, проявившие себя до 20 лет, были математиками (Б. Паскаль, Г. В. Лейбниц, И. Ньютон, Ж. Л. Лагранж, К.Ф. Гаусс, Э. Галуа и др.).

Вопрос к классу

— Что объединяет всех этих людей?

(Ответы учеников.)

Вы правильно предположили, у всех перечисленных людей имеются таланты. Однако ученые пришли к выводу, что неспособных людей в природе не существует. Конечно, не все из нас могут стать гениями, но каждый имеет свои таланты и должен развивать их в течение всей жизни.

Задание: перечислите свои таланты и способности, составив схему.

(Проверка выполнения задания.)

Великий американский изобретатель Эдисон говорил о своей работе: «Единственное мое стремление — работать, не думая о расходах... Мне не нужны обычные утехи богачей. Мне не нужно ни лошадей, ни яхт, на все это у меня нет времени. Мне нужна мастерская!»

Проблемное задание. Используя дополнительный материал и информацию, приведенную в рубрике «Жил на свете человек» на с. 21 и 23 учебника, ответьте на вопрос.

— Что необходимо сделать человеку для того, чтобы его способности были реализованы?

Дополнительный материал

Владимир Афанасьевич Обручев

В 1929 г. русский геолог, палеонтолог, географ и писатель-фантаст Владимир Афанасьевич Обручев (1863-1956) был избран действительным членом Академии наук и возглавил Ленинградский палеонтологический институт. Очевидцы вспоминали, что он установил для себя жесткий распорядок дня, который выдерживал годами. Приезжал в институт намного раньше, чем начинался рабочий день, и трудился, уединившись в кабинете. До часа дня посетители к нему не допускались, телефон был выставлен в канцелярию. Ровно в 13.00 академик извлекал из портфеля обед, электрическим кипятильником нагревал маленький чайник и пил чай из толстой фаянсовой кружки. 15—20 мин уходило на трапезу, после чего начинается прием... Он с явной неохотой, иногда со вздохом, клал ручку на край чернильницы, поворачивался, не меняя позы, к посетителю, выслушивал, кто бы это ни был, с одинаковым вниманием. Отвечал очень коротко и воздерживался от вопросов, видимо стремясь свести к минимуму трату времени на разговор... По мнению коллег, Обручев всю жизнь работал так, как будто делал это в последний раз. Ему был бесконечно дорог каждый день, нет — каждый час. Фанатически работать — это был его способ жить.

(Проверка выполнения задания.)

Ученые утверждают: чтобы труд человека стал творческим, ему, во-первых, должна нравиться его профессия и, во-вторых, его дело должно соответствовать способностям.

Задание: работая в паре, найдите аргументы в защиту этих утверждений.

(Проверка выполнения задания.)

Вопрос к классу

— Чем бы вы руководствовались при выборе будущей профессии?

(Ученики отвечают на вопрос, одновременно на доске ведется запись.)

Мотивация выбора профессии:

• наличие способностей;

• престижность профессии;

• материальная обеспеченность;

• привлекательность содержания образования;

• желание родителей;

• традиции семьи;

• интерес к данной профессии.

Проблемное задание. Прокомментируйте мнение исследователей: «Если производительность труда работника, правильно избравшего профессию и выполняющего работу с желанием, принять за 100%, то у человека неправильно выбравшего профессию, она будет равняться 50%, а у работающего без желания, да к тому же еще и неправильно выбравшего профессию, — 30%».

— Насколько важен правильный выбор профессии для человека?

— Всегда ли правильно люди делают свой выбор?

— Что обязательно необходимо учитывать при выборе профессии?

(Во время выполнения задания на доске и в тетрадях записываются следующие советы.)

Что нужно учитывать при выборе профессии

1. Необходимо убедиться в том, что при выборе профессии вы не ошиблись в оценке собственных способностей и потребностей. На сегодняшний день существует пять вариантов деятельности человека.

Группа профессий

Примеры

«Человек — природа»

Биологи, физики, геологи

«Человек — техника»

Инженеры, конструкторы, водители

«Человек — человек»

Учителя, психологи, журналисты

«Человек — знаковая система»

Филологи, программисты, статистики

«Человек — художественный образ»

Художники, актеры, поэты, музыканты

2. Вы должны хорошо себе представлять, где ваши знания впоследствии вам пригодятся, где они будут востребованы.

3. Выбирая будущую профессию, вы должны хорошо знать, чем вам придется заниматься, представлять круг ваших обязанностей, плюсы и минусы будущей работы.

4. Соотнесите понравившуюся вам специальность с потребностями общества.

Давайте проверим вашу профессиональную направленность с помощью теста.

Рабочий материал

Тест «Карта интересов»

(автор А. Е. Голомшток, модификация Г. В. Резапкиной)

Если приведенные ниже высказывания хорошо передают ваш характер, обведите кружком соответствующие буквы. Вы можете поставить столько кружков, сколько найдете нужным, но стремитесь ограничить свой выбор только теми высказываниями, которые подходят вам больше всего.

A. Я люблю командные виды спорта.

Б. Я увлекаюсь разгадыванием кроссвордов.

B. Я всегда готов дать совет, если другим он нужен.

Г. Мне нравится говорить по телефону.

Д. Я машинально рисую в своих записных книжках.

Е. Мне нравится все вокруг.

A. Мне нравится работать руками.

Б. Я всегда составляю список дел, которые нужно выполнить.

B. Я бы предпочел работать на самого себя, чем на кого-то другого.

Г. Мне доставляет удовольствие помогать людям.

Д. Мне нравится напрягать свое воображение.

Е. Я силен в естественных науках.

A. Я умею обращаться с инструментами.

Б. Моя комната всегда находится в образцовом порядке.

B. Я предпочел бы работать не в одиночку, а в коллективе.

Г. Я не стесняюсь высказывать свое мнение.

Д. Мне нравится идти в ногу с модой.

Е. Я люблю читать энциклопедию подряд, страницу за страницей.

А. Я предпочитаю находиться на открытом воздухе, нежели в помещении.

Б. Математика — это то, что я знаю лучше всего.

В. Я предпочел бы участвовать в представлении, а не наблюдать за ним.

Г. Когда мне нужно решить возникшую проблему, я прибегаю к чужому совету.

Д. Я всегда принимаю решения самостоятельно.

Е. Меня интересует природа.

A. Домашние животные доставляют мне массу удовольствия.

Б. Мой почерк аккуратный и разборчивый.

B. Я бы хотел сделать политическую карьеру.

Г. Я веду дневник.

Д. Я предпочитаю работать самостоятельно.

Е. Я разбираю вещи, чтобы понять, как они устроены.

Ключ к тесту. Подсчитайте, сколько раз вы обвели каждую букву. Если вы выбрали одну и ту же букву 4 или 5 раз, то можете выбрать профессию, родственную тем, что перечислены под этой буквой. Если вы ни одну букву не обвели хотя бы 4 раза, ваши интересы находятся в стадии становления.

Группа А. Возможно, вы умеете обращаться с инструментами. Может быть, вам нравится садоводство. Может быть, недавно вы сделали книжную полку или сконструировали шкафчик для вашей стереосистемы. Может быть, как раз сейчас вы обдумываете свой очередной проект. Такие дарования нужны для многих профессий. Вы должны поближе познакомиться с теми профессиями, где нужно уметь работать практически: инженер-строитель, тренер, летчик, фермер, ветеринар, плотник, строительный рабочий, подрядчик, лесничий, садовод-декоратор.

Группа Б. Наверное, вам уже не раз приходилось подсказывать другим людям, где они забыли свои ключи или очки. Решение математических задач представляет для вас увлекательную, а не рутинную работу. Может быть, друзья обращаются к вам за помощью на лабораторных занятиях или одалживают ваши конспекты, готовясь к экзамену. Вам может доставить удовольствие заниматься спортивной статистикой, играть в карты, шашки или шахматы. С такими интересами вам имеет смысл обратить внимание на профессии, требующие определенных организаторских способностей и детального анализа: программист, бухгалтер, банкир, авиационный инженер, библиотекарь, медицинский техник, финансовый аналитик.

Группа В. Вы, наверное, уже знаете, что способность убеждать людей составляет одну из ваших сильных черт характера. Может быть, вы староста в классе или один из тех, кого обычно делают ответственным за какое-либо классное мероприятие. Может быть, вы такой человек, который, работая в коллективе, может перепоручить товарищам выполнить часть своей работы. С такими способностями у вас есть шансы преуспеть в профессиях, где требуется руководить, убеждать, распоряжаться и давать указания: предприниматель, офицер вооруженных сил, адвокат, продавец, управляющий отелем, политик, директор школы, специалист по работе с кадрами.

Группа Г. Возможно, вы часто принимаете добровольное участие в классных мероприятиях. Может быть, вы работаете на общественных началах в вашей школе или церкви. Может быть, вы проводите массу времени, разговаривая по телефону с друзьями. Возможно, вам нравится подрабатывать, ухаживая за маленькими детьми, или заниматься командными видами спорта только ради удовольствия. С такими интересами вам имеет смысл выбрать профессию, связанную с общением с людьми: учитель, врач, рекламный агент, репортер, работник сферы социального обеспечения, руководитель конторы, медсестра, психолог.

Группа Д. Вы, может быть, уже заметили, что вам нравится рассказывать анекдоты и забавные истории. Может быть, вы ведете дневник, в который записываете, что случается, как вы к этому относитесь. Может быть, вам нравится иногда строить воздушные замки. К вам, должно быть, обращаются друзья с просьбами помочь в выборе одежды или придумать поздравление к дню рождения. С такими задатками и интересами вы можете подумать о выборе профессии, для которой важны творческие способности и самобытность: актер, художник, музыкант, писатель, дизайнер, архитектор, фотограф, хореограф.

Группа Е. Вам, наверное, известны собственные способности чинить разные вещи. Вам нравится разбирать их, чтобы понять, как они устроены. Может быть, вам нравится биология. Может быть, ваша любознательность заставляет вас постоянно искать ключи к разгадке стоящих перед вами задач. Может быть, вам нравится бывать в новых для себя местах, узнавать новые для себя вещи. С такими интересами вы, вероятно, захотите выбрать профессию, где требуются аналитические способности: ученый- естествоиспытатель, агент сыскной полиции, медик-исследователь, инженер-механик, психиатр, юрист, инженер-электротехник, специалист по проблемам маркетинга.

Творческое задание. Разработать мини-проект «Как выбрать дело по душе?» и презентовать свою работу.

(Презентация проектов.)

Задание: внимательно рассмотрите картину на с. 22 учебника и ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Картинная галерея».

(Проверка выполнения задания.)

V. Рефлексия

Проведем мини-тренинг по выработке уверенности в себе.

Упражнение «Выставка достижений». Учащиеся делятся на группы по 3—4 человека. Каждая команда — это фирмы, производящие ценные человеческие качества. Командам дается время обсудить, какие качества производит их фирма. Каждый член группы высказывает другим членам команды, что он в них ценит. После этого команда решает, какое из ценных качеств можно представить на выставке достижений, и записывает на табличках их названия (на каждой табличке одно качество). Каждая группа рассказывает, какие качества она представляет в своем павильоне (по одному качеству у каждого участника).

(Обсуждение результатов.)

Упражнение «Я в тебе уверен». Учащиеся делятся на пары, садятся друг против друга и несколько минут молча смотрят партнеру в глаза. Затем по очереди высказываются, передавая слово друг другу и каждый раз начиная фразу следующими словами.

— Я уверен (а), что ты... (поможешь мне, если мне будет нужно, никогда не скажешь обо мне плохо).

Вопросы к классу

— Что вы чувствуете себя сейчас?

— Менялись ли ваши чувства на протяжении упражнения?

— Какой из этапов упражнения показался вам наиболее сложным?

(Ответы учеников.)

Упражнение «Я самый лучший». Ученики образуют два круга: внутренний и внешний. Расходятся на расстояние. Двигаясь навстречу друг другу, участники обоих кругов, вглядываясь в лицо встречному, ударяют себя кулаком в грудь со словами: «Я самый(ая) лучший(ая), я самый(ая) красивый(ая) и т. д.».

Релаксационный комплекс «Путешествие». Закройте глаза, представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми. И вот вы едете через поле. Вокруг летают бабочки, стрекозы. Жужжат пчелы — они собирают мед. Поют птицы — они радуются, что вы едете через их поле. Пахнет цветами и свежей травой. На холме вы видите прекрасный дворец. Что-то подсказывает вам, что очень важно поехать именно туда. И вы направляетесь по дороге, ведущей к дворцу.

Когда вы входите во дворец, то поражаетесь его красотой. Все здесь удобно и красиво, как будто кто-то строил этот дворец специально для вас. И вы понимаете, что здесь найдете что-то очень важное для себя. Вы идете по дворцу легкой и уверенной походкой.

Представьте, что вы находите во дворце то, что хотите... Все, что вы нашли в этом прекрасном дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас сделайте глубокий вдох и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.

— Какие чувства вы испытываете после путешествия?

(Ответы учеников.)

Упражнение «Огонек общения». Учащиеся по очереди поговаривают то, что было самым интересным. Затем по кругу передают символическое сердечко со следующими словами.

— Сегодня меня порадовало...

— Сегодня меня огорчило...

(Ответы учеников.)

VI. Подведение итогов уроков

Проверим себя и выполним несколько заданий.

1. Составьте свой словесный портрет и попросите друга нарисовать ваш портрет. Сравните их. Над чем вам следует задуматься?

2. Приведите примеры, подтверждающие высказывание: «Все мы, увы, не ко всем делам годны».

3. Познакомьтесь с правилами оценивания самого себя на с. 24—25 учебника и прокомментируйте их. Дайте себе оценку, проведя сравнения, приведенные на с. 24.

(Проверка выполнения заданий.)

Учитель подводит итоги работы на уроках, используя ответы учеников на задания.

Домашнее задание

1. Прочитать § 2 учебника.

2. Выполнить одно из трех заданий на выбор:

• задание 5 на с. 24 учебника;

• задание 7 из рабочей тетради к § 2 учебника;

• задание 8 из рабочей тетради к § 2 учебника.






Для любых предложений по сайту: [email protected]