МАСТЕРСТВО РАБОТНИКА - Человек в экономических отношениях

Обществознание - Поурочные разработки 7 класс - 2014 год

МАСТЕРСТВО РАБОТНИКА - Человек в экономических отношениях

Изучение темы призвано внести вклад в подготовку учащихся к трудовой деятельности, сознательному выбору профессии.

Задачи урока

1. Познакомить учащихся с понятиями «квалификация работника», «заработная плата», «количество и качество труда».

2. Донести до учащихся глубокий воспитательный смысл темы: тот, кто отличается своими особыми умениями, результатами своего труда, заслуживает глубокого уважения окружающих людей.

3. Способствовать пониманию учащимися побудительной роли мотивов в трудовой деятельности человека, значения трудовой деятельности для личности и общества.

4. Содействовать достижению личностного образовательного результата — мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни.

5. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: готовность к жизненному и профессиональному самоопределению; участие в коллективном обсуждении проблем.

Оборудование урока

Мультимедиапроектор, компьютер, учебник.

План изучения нового материала

1. Дело мастера боится.

2. Из чего складывается мастерство работника.

3. Труд и зарплата.

4. Количество и качество труда.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок

1. В начале урока учитель предлагает учащимся сравнить, как работают разные люди, представляющие одну и ту же профессию: продавцы в магазине; воспитатели в детском саду, нянечки в школе; кондукторы в автобусах, троллейбусах, трамваях; медицинские сёстры и врачи в поликлинике или больнице и т. п. Что общего в их труде и что их различает? Какие качества вызывают уважение? Какие качества вызывают нежелание встречаться в будущем?

Выслушав ответы, учитель напоминает учащимся поговорку «Не место красит человека, а человек место». При любой профессии, на любой должности, в любом деле можно при желании стать мастером.

Продолжить разговор о мастерстве работника помогут вопросы: о ком говорят «мастер — золотые руки»? Кого из знакомых вам людей можно так назвать? Поясните, почему вы так считаете.

Содержание раздела о составляющих мастерства работника может быть доведено до понимания учащихся двумя способами. Первый из них — обращение к рубрике «Жил на свете человек» — рассказ об Антонио Страдивари. Учитель поручает выступить с докладом о мастере одному из учащихся, совмещающему занятия в общеобразовательной и музыкальной школах. Такое поручение послужит поощрением дополнительных занятий учащихся по интересам и станет механизмом переноса на урок знаний, полученных в системе дополнительного образования.

После рассказа об Антонио Страдивари учитель организует обсуждение по следующим вопросам: чему научился Антонио у своего учителя? В каком возрасте он сделал свою первую скрипку? Сразу ли ему удалось стать мастером? Сколько лет великий мастер совершенствовал своё мастерство? Чем отличался труд Страдивари от труда других скрипичных мастеров? Почему на каждом изготовленном инструменте мастер писал своё имя?

Второй способ изучения содержания раздела — примерное представление учащимися своего будущего труда. Учитель спрашивает школьников, чем необходимо овладеть, чтобы стать мастером своего дела. И в том и в другом случае в ходе обсуждения учащиеся знакомятся с определёнными составляющими мастерства работника: профессиональными знаниями, практическими умениями и навыками, определёнными способностями, любовью к своей работе.

2. Знакомство учащихся с понятиями высококвалифицированного (сложного) и малоквалифицированного (простого) труда учитель начинает с постановки вопроса: почему программисту надо учиться дольше, чем мастеру по обслуживанию холодильных установок, а врачу — дольше, чем программисту? Ответ на вопрос необходимо дать, прослушав объяснение учителя. Учитель отмечает, что нельзя считать любой ручной труд простым трудом. Вручную, например, собирают сложнейшие микросхемы. Можно ли назвать этот труд простым?

Текст рассматриваемого раздела учебника содержит следующее задание: подобрать примеры ручного труда, требующего высокой квалификации, а также специальностей, в которых умственный и физический труд переплетаются друг с другом. Уместно посоветовать учащимся при выполнении данного задания обратиться за помощью к родителям. Результаты задания могут быть заслушаны на втором уроке по теме.

Следующий вопрос, рассматриваемый в ходе изучения раздела: почему так необходимо в наши дни повышение квалификации работников? Учитель обращает внимание учащихся на фрагмент текста, посвящённый современному производству, и просит выделить в нём его особенности. Итогом самостоятельной работы должен стать перечень следующих особенностей:

1. Растёт число новых отраслей производства и специальностей.

2. Всё меньше места остаётся для простого труда.

3. Растёт спрос на высококвалифицированный труд.

4. Требования к работникам всё время возрастают.

5. Необходимо повышать свою квалификацию, чтобы соответствовать современным требованиям.

При наличии времени целесообразно рассказать учащимся, в каких формах может осуществляться повышение квалификации, а также остановиться на том, что в повышении квалификации заинтересован прежде всего сам работник, так как это делает его труд более значимым, и он может меньше опасаться увольнения.

3. Переходом к изучению раздела может служить рассмотрение вопроса о том, зачем люди работают. Несмотря на то что далее в ходе урока будет подробно рассматриваться вопрос трудового денежного вознаграждения, важно, чтобы у учащихся не сложилось представления о том, что люди работают исключительно ради денег. Поэтому целесообразно потратить несколько минут на определение мотивов трудовой деятельности, акцентируя внимание на социально-статусных и моральных мотивах.

Далее учитель останавливается на вопросе о том, как определяется размер трудового денежного вознаграждения. Учащимся предлагается прочитать текст учебника и назвать шесть оснований для определения величины зарплаты. Шесть учеников по очереди могут изложить каждое из описанных оснований.

4. Вопрос о количестве и качестве труда может быть изложен учителем с опорой на текст учебника. Для закрепления материала учащиеся отвечают на вопрос, как количество и качество труда связаны между собой. Заслушав ответы и подводя итог обсуждению, учитель подчёркивает, что эта связь прослеживается как в процессе труда (качественный труд более производителен, высокая квалификация приводит к росту производительности труда, обеспечивает снижение затрат на производство), так и в результатах труда (среди высококвалифицированных специалистов, мастеров своего дела, отличающихся высоким качеством труда, не бывает бракоделов).

Домашнее задание: § 9 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»; задания рубрики «В классе и дома».

Урок-практикум

Другим вариантом организации учебной деятельности является урок, представляющий собой практическое занятие, содержанием которого является выполнение ряда познавательных заданий. Задания должны быть подобраны в соответствии с планом урока. Работе над заданиями и проверке их выполнения должны предшествовать небольшие вводные разъяснения учителя.

Ряд заданий может носить опережающий характер. Так, учащимся заранее предлагается подобрать примеры ручного труда, требующего высокой квалификации, а также специальностей, в которых умственный и физический труд переплетаются друг с другом. Уместно посоветовать школьникам при выполнении данного задания обратиться за помощью к родителям. Заметим, что для результативного обучения очень важно, чтобы родители время от времени становились участниками образовательного процесса. Результаты выполнения этого задания должны быть заслушаны на уроке по теме.

Другим опережающим заданием может стать подготовка ответа на вопрос «Зачем люди работают?». Учащимся предлагается спросить дома у родителей, почему они работают, и записать в каждом случае три причины. На уроке уместно провести блиц-опрос по ответам родителей, записывая на доске каждый новый по содержанию ответ, акцентируя внимание как на экономических, так и на социально-статусных и моральных мотивах.

В качестве задания можно предложить желающим стать участниками следующей ролевой ситуации. Представьте, что, окончив 9 класс, вы решили подработать. Составьте объявление «Ищу работу» и укажите такие сведения о себе, которые могут заинтересовать работодателя.

После подготовки текстов объявлений важно сравнить их и обратить внимание на заявленные в них качества потенциальных работников. Эти качества уместно распределить на две группы. В первую собрать те, которые уже проявляются у того или иного учащегося, во вторую — те немаловажные для работы качества, которые пока отсутствуют, над которыми следует работать.

На уроке целесообразно организовать работу над выполнением заданий рубрик «Картинная галерея» и «Проверим себя», а также заданий 1, 2, 3 и 5 рубрики «В классе и дома». С этой целью необходимо обращение к соответствующим разделам учебника.

Выполнение заданий и проверка ответов может включать работу учащихся на доске (в частности, по заданию 2 рубрики «Проверим себя») и по карточкам, воспроизводящим текст заданий рубрики «В классе и дома».

Трудности может вызвать задание 2 рубрики «В классе и дома». Само явление открытия многочисленных бухгалтерских курсов в России середины 90-х гг. XX в. связано с появлением большого числа частных и кооперативных предприятий, а также активизацией общественных объединений и организаций, нуждающихся в специалистах по бухгалтерскому делу. Но учащиеся могут этого не знать, и не следует у них это спрашивать. Ключ к выполнению задания — состояние готовности людей менять профессию, переходить на новую работу, вызванное, скорее всего, неудовлетворённостью условиями труда и величиной зарплаты, потерей интереса к прежней работе, уверенностью в больших возможностях, открываемых новой профессией.

Для хорошо успевающих учащихся могут быть предложены дополнительные творческие задания.

1. В начале 90-х гг. XX в. в США сотрудник, постоянно использующий компьютер, получал в среднем на 15% больше своего коллеги, не владеющего компьютером. Среднегодовой доход мужчин, имеющих диплом колледжа, в 1995 г. был примерно на 70% выше, чем у тех, кто начал работать сразу же после окончания школы. В конце 70-х гг. эта разница составляла лишь 42%. Какие выводы можно сделать из этих данных? Найдите в учебнике фразы, содержащие те идеи, на которые эти выводы опираются.

2. Многие предприятия тратят значительную часть средств на повышение квалификации своих сотрудников и стараются взять на работу самых перспективных выпускников средних и высших учебных заведений. Почему они так поступают? (Назовите несколько причин.)

При наличии в классе компьютера с выходом в Интернет возможно задание на привлечение оперативной информации о труде на различных предприятиях, в различных отраслях: производительности труда, наставничестве, возможностях профессионального роста.

Домашнее задание: прочитать текст § 9 и подготовить планы к каждому из его разделов. Задание 4 рубрики «В классе и дома» может быть предложено выполнить в качестве проекта.

Литература для учителя

Экономика: 10—11 кл.: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. — М., 2009.

Экономика: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений гуманит. профиля / под ред. А. Я. Линькова. — М., 2003.






Для любых предложений по сайту: [email protected]