Обществознание 7 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Производство: затраты, выручка, прибыль - ЧЕЛОВЕК В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Цели и задачи: обсудить проблему ограниченности ресурсов при постоянном росте потребления; исследовать рациональные мотивы производства.
Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий выручка, прибыль, затраты, единичное, серийное и поточное производство, разделение труда', исследовать причины изменения масштабов производства продукции в современном обществе; метапредметные — 1) коммуникативные: оценивать свои учебные достижения; развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; 2) регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных информационных ресурсов; структурировать найденную информацию; сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные: формирование умения нести ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип уроков: открытия нового знания.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
— Послушайте размышления о труде основателя крупнейшего в мире автомобильного концерна Генри Форда и ответьте на вопросы.
Хозяйственный принцип — это труд. Труд — это человеческая стихия, которая обращает себе на пользу плодоносные времена года.
Нравственный принцип — это право человека на свой труд. Это право находит различные формы выражения. Человек, заработавший свой хлеб, заработал и право на него. Если другой человек крадет у него этот хлеб, он крадет больше, чем хлеб, — крадет священное человеческое право.
Если мы не в состоянии производить, мы не в состоянии и обладать.
Нет оснований к тому* чтобы человек, желающий работать, оказался не в состоянии работать и получать в полной мере возмещение за свой труд. Равным образом Нет оснований к тому, чтобы человек, могущий работать, но не желающий, не получал бы тоже в полной мере возмещения за содеянное им. При всех обстоятельствах ему должна быть дана возможность получить от общества то, что он сам Дал обществу. Если он ничего не дал обществу, то и требовать ему нечего.
Вопросы к классу
— В чем, по мнению Форда, состоит нравственное значение труда?
— Как общество может побуждать людей к труду?
— Справедлива ли, на ваш взгляд, мера воздействия, предложенная Фордом?
(Ответы учеников.)
Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлых уроков.
1. Известный экономист считал, что залогом процветания общества является занятость всех его трудоспособных членов общественно полезным трудом.
— Согласны ли вы с этой идеей? Свое мнение обоснуйте.
— Исполнима ли эта идея в современном мире? Почему?
2. Укажите факторы, которые влияют на размер заработной платы.
3. Заполните пропуски в таблице.
Профессия |
Квалификация |
Горный спасатель |
|
Нефтяник |
|
Разнорабочий |
|
Врач-педиатр |
|
Ювелир, изготавливающий украшения по собственным эскизам |
|
Грузчик на оптовом складе |
|
Швея, работающая на фабрике по изготовлению мужских костюмов |
|
Программист |
|
Дворник |
|
Адвокат |
|
Машинист железнодорожного состава |
4. Многие школьники 14—15 лет, желающие во время каникул устроиться на работу, сталкиваются с тем, что им предлагают в основном работу курьера или труд, связанный с уборкой, озеленением территории и т. п. Предположите, почему им не предлагают высококвалифицированную и соответственно более высокооплачиваемую работу.
Тема уроков: «Производство: затраты, выручка, прибыль».
— Предположите, о чем мы будем говорить.
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)
План уроков
1. Что и как производить.
2. Затраты производства.
3. Все ли выгодно производить.
III. Введение в новый материал
Почти все, что нам необходимо в повседневной жизни, не существует в природе в готовом виде. Для удовлетворения своих потребностей люди должны постоянно что-либо производить.
Способно ли производство удовлетворить разнообразные индивидуальные потребности людей? Как работает производство? Об этом мы и поговорим на наших уроках.
IV. Работа по теме уроков
1. Что и как производить
Вспомните сказку о Буратино, который закопал золотые монетки на Поле Чудес и ждал, когда вырастут денежные деревья.
Вопросы к классу
— А как на самом деле функционирует огромное хозяйство под названием «экономика»?
— Где и как человечество удовлетворяет свои многочисленные потребности?
(Ответы учеников.)
Хозяйственная деятельность людей в первую очередь связана с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Любой товар или услуга проходит путь от стадии производства до потребления.
Задание: работая с п. 1 § 10 учебника, графически отобразите цель экономики.
— Какую роль в этом играет производство?
(Составляется логическая схема.)
Проблемное задание. Работая в группах и используя различные информационные источники, ответьте на вопрос.
— Может ли общество приостановить производство экономических благ и услуг?
(Проверка выполнения задания.)
Мы выяснили, что общество не может перестать производить, потому что не может перестать потреблять. Задача экономики — расширение производства и его эффективная организация.
Творческое задание. Представьте, что вы молодые бизнесмены. Вам необходимо произвести некие экономические блага.
— Что для этого необходимо?
— Какой информацией вы должны владеть?
(Ученики высказывают предположения, учитель фиксирует ответы на доске. Составляется логическая схема.)
Выделяют три метода организации производства: 1) единичное; 2) серийное; 3) массовое.
Задание: работая в группах, определите, при каком методе организации производства производительность труда будет выше.
(Проверка выполнения задания.)
В XX в. развитие получило массовое производство. Оно характеризуется непрерывностью изготовления в течение длительного периода одинаковой продукции при повторяемости производственного процесса. Переход к массовому производству привлекал предпринимателей тем, что увеличение объемов производства не требовало дополнительных ресурсов.
Последствия господства массового производства:
1) появились крупные промышленные предприятия;
2) значительно вырос уровень благосостояния людей;
Переход от единичного производства к массовому был обусловлен не только развитием науки и техники, но и выявленной экономистами закономерностью: при росте объемов производства может происходить снижение затрат на него. Ведь чем больше продукции изготовит предприятие при имеющихся ресурсах, тем дешевле в среднем обойдется каждая единица товара.
Задание: изучите и прокомментируйте пример, демонстрирующий выгоды массового крупного производства, на с. 84 учебника (последний абзац).
(Проверка выполнения задания.)
2. Затраты производства
В экономической деятельности, кроме доходов, неизбежно появляются и расходы. Поговорим о них.
Затраты производства — сумма всех расходов на выпуск (производство) товаров или оказание услуг.
Любой предприниматель должен рассчитать свои затраты, т. е. определить, сколько денег будет потрачено на производство товара или услуги.
(Демонстрируется схема.)
Вопрос к классу
— Какие затраты поддаются контролю производителя, а какие нет?
(Переменные затраты поддаются контролю производителя, а постоянные нет.)
Задание: работая с п. 2 § 10 учебника, заполните таблицу, используя перечень затрат:
1) эксплуатация служебного автомобиля управляющего;
2) стоимость новой поточной линии;
3) оплата обедов рабочих;
4) стоимость аренды помещения офиса;
5) премия работникам по итогам года;
6) приобретение сырья;
7) оплата интернет-услуг;
8) затраты на телефонную связь;
9) затраты на электроэнергию;
10) оплата служебных командировок;
11) оплата места на тематической международной выставке.
№ п/п |
Общие затраты производства |
|
постоянные |
переменные |
|
(Проверка выполнения задания.)
Задание: работая с п. 2 § 10 учебника, графически отобразите способы эффективной организации производства.
(Составляется логическая схема.)
(Проверка выполнения задания.)
Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание, а затем ответит на вопросы.
Задание для первой группы: работая с п. 2 § 10 учебника и различными информационными источниками, приведите примеры использования информационных технологий в образовательном процессе.
Задание для второй группы: работая с п. 2 § 10 учебника и различными информационными источниками, создайте мини-проект «Способы экономии электроэнергии в школе».
Задание для третьей группы: работая с п. 2 § 10 учебника и различными информационными источниками, дайте характеристику разделения труда в ремесленной мастерской в эпоху Средневековья.
Вопросы к классу
— Почему необходимо использовать энергосберегающие технологии?
— Почему предприятия нуждаются в переработке огромного количества информации?
— Почему наряду с серийным производством продолжает развиваться и индивидуальное?
(Проверка выполнения задания.)
Задание: изучите текст рубрики «Путешествие в прошлое» на с. 87 учебника и ответьте на вопрос после него. Докажите, что процесс разделения труда — противоречивое явление.
(Проверка выполнения задания.)
3. Все ли выгодно производить
Вспомните, какова основная цель любого производителя.
Задание: работая с п. 3 § 10 учебника, сравните работу двух предприятий.
— Деятельность какого предприятия результативна, а какого убыточна?
(Проверка выполнения задания.)
Представьте себя в роли производителей.
Проблемное задание. Определите, смогут ли начинающие предприниматели получить планируемый доход.
1. Безработная Н. решила вязать свитера, сдавать в магазин на реализацию и зарабатывать не менее 10 000 р. в месяц. Цена реализации 1250 р. за один свитер (стоимость аналогичного фабричного изделия 1500 р.).
На изготовление одного свитера Н. затрачивает около 6 дней и 0,5 кг шерсти (минимальная цена 50 р. за 100 г). Оплата электроэнергии — 150 р. в месяц.
Решение:
1) 500 г: 100 г = 5;
2) 50 р. ∙ 5 = 250 р. - затраты на 1 изделие;
3) 30 дней : 6 дней = 5 вязаных изделий за 1 месяц;
4) 250 р. ∙ 5 = 1250 р. — затраты на 5 изделий;
5) 1250 р. ∙ 5 изд. = 6250 р. — выручка;
6) 6250 р. - 150 р. (за электроэнергию) — 1250 р. (за пряжу) = 4850 р. — прибыль.
Вывод: планируемого дохода Н. не получит, даже если будет работать без выходных.
2. Домохозяйка К. решила шить кухонные полотенца, сдавать в магазин на реализацию и зарабатывать не менее 10 000 р. в месяц. Цена реализации 90 р. за одно изделие (стоимость аналогичного полотенца, выпущенного текстильной фабрикой, 100 р.).
Из 1 м полотна выкраиваются 2 полотенца. Стоимость 1 м ткани 50 р. За 1 рабочий день (8 ч.) К. может изготовить 15 полотенец. Оплата электроэнергии за месяц 150 р.
Решение:
1) 15 шт. ∙ 30 дней = 450 полотенец в месяц;
2) 450 : 2 = 225 (м ткани);
3) 225 м ∙ 50 р. = 11 250 р. - общие затраты на материал;
4) 90 р. ∙ 450 шт. = 40 500 р. — выручка;
5) 40 500 р. — 150 р. (за электроэнергию) — 11 250 р. (за ткань) = 29 100 р. — прибыль.
Вывод: К. получила доход больше, чем планировала.
(Проверка выполнения задания.)
Конечно, эти примеры довольно абстрактны — мы не учитывали налоги, которые должны были заплатить начинающие предприниматели. Да и работали они весь месяц без выходных.
Задание: изучите текст рубрики «Учимся прогнозировать успешность своего дела» на с. 90 учебника и дайте несколько советов начинающему предпринимателю.
(Проверка выполнения задания.)
V. Рефлексия
Ученикам предлагается выбрать верное утверждение.
Сегодня на уроке:
• я сам не смог справиться с затруднениями;
• у меня не было затруднений;
• я только слушал предложения других;
• я выдвигал идеи.
VI. Подведение итогов уроков
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.
Выполните задания 1, 2,4 рубрики «В классе и дома» на с. 89, 90 учебника.
(Проверка выполнения заданий.)
Домашнее задание
1. Прочитать § 10 учебника.
2. Используя различные информационные источники подготовить сообщение на тему «Альтернативные источники энергии».