Обществознание 7 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Охранять природу - значит охранять жизнь - ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Цели и задачи: познакомить учащихся с основами экологической морали; воспитать стремление бережно относиться к природе, потребность соблюдать нормы экологического поведения.
Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятия экологическая мораль; осмысливать необходимость бережного отношения к природной среде; объяснять модели нравственного и безнравственного взаимодействия с природой; метапредметные — 1) коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: умение анализировать свои поступки с точки зрения экологической морали; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип урока: открытия нового знания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
— Послушайте стихотворение Александра Городницкого.
Редеют неизменно год из года
Лесов и рощ зеленые ряды.
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
Природе двадцать первого столетья
Не исцелить своих смертельных ран.
Опутанный мазутовою сетью,
Бунтует, задыхаясь, океан.
За дымом не увидишь небосвода,
Из черных рек не зачерпнешь воды.
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
Нам никогда обратно не пробиться
Из окруженья. В поздний этот час
Мы спим беспечно, как самоубийца,
На пыльной кухне отворивший газ.
Вопросы к классу
— О чем это стихотворение?
— Какие уроки из него можно извлечь?
(Ответы учеников.)
Мы, люди начала XXI в., почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений. Мы не задумываемся, чем они могут обернуться для последующих поколений.
Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока.
1. Установите соответствие между понятием и его определением.
Определение |
Понятие |
1. Биосфера 2. Невосполнимые ресурсы, т. е. те, которые в будущем могут быть «вычерпаны» до конца 3. Городской воздух, загрязненный промышленными и бытовыми отходами 4. Нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать 5. Ресурсы, которые со временем восстанавливаются |
A. Великое экологическое правило Б. Исчерпаемые ресурсы B. Живая оболочка Земли Г. Неисчерпаемые ресурсы Д. Смог |
Заполните таблицу, записав выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
4 |
2 |
1 |
5 |
3 |
2. Подберите три-четыре однокоренных слова к существительному «природа». Попытайтесь объяснить, какой смысл объединяет все эти слова.
3. Среднестатистический москвич в 1890 г. расходовал в сутки 11л воды, в 1914 г. — 66 л, в 1959 г. — 500 л, в 1995 г. — более 650 л. В настоящее время жителю столицы требуется около 250 л воды в день. Жители Лондона и Парижа расходуют от 100 до 150 л воды в день.
— Почему потребление воды жителями столицы так изменилось?
— Какие выводы можно сделать на основе этих данных?
4. Загрязнения, появившиеся в результате деятельности человека:
а) облако вулканического пепла;
б) свалка промышленных отходов;
в) упавший на землю фрагмент метеорита;
г) смог в центре населенного пункта;
д) нефтяное пятно в Средиземном море.
5. Предположите, почему книга исчезающих видов растений и животных называется Красной. Свой ответ обоснуйте.
6. Объясните смысл высказывания известного индийского мыслителя и общественного деятеля Махатмы Ганди: «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность».
(Проверка выполнения заданий.)
Тема урока: «Охранять природу — значит охранять жизнь».
— Предположите, о чем мы будем говорить.
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели урока.)
План урока
1. Что значит относиться к природе по-человечески?
2. Тяжелые последствия безответственности.
3. Экологическая мораль.
III. Введение в новый материал
Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить созданные руками человека «чудеса света». Но кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес — единственном известном нам во Вселенной. Это наша планета вместе с атмосферой — вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, величайшим, таинственным и удивительным.
Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большой долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока не открыли. Величайшим, потому что сосредоточивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, - рождение и историю планеты, возникновение жизни, разума.
Человек часть природы. Люди неразрывно связаны с ней тысячью нитей. Сохранить природу — сохранить жизнь.
На прошлом уроке мы говорили об отрицательном воздействии человека на природу, которое привело планету к тяжелому экологическому кризису.
Что же должен делать человек, чтобы найти выход из сложившейся кризисной ситуации? Как должен вести себя каждый из нас по отношению к природе? Обсудим эти вопросы на нашем уроке.
IV. Работа по теме урока
1. Что значит относиться к природе по-человечески?
Задание: работая в группах, прочитайте п. 1 § 16 учебника и ответьте на вопросы.
Вопросы к классу
— В чем заключается специфика работы семьи Пажитновых?
— Почему ученые отказались от городской жизни и поселились в глухом лесу?
— Что вас особенно поразило в жизни и работе ученых?
(Ответы учеников.)
Задание: работая в парах, обсудите и составьте словесные портреты ответственного человека. Первый ученик должен выявить присущие ему качества (ответить на вопрос какой?), второй — поступки (что делает ?).
(Из всех характеристик выделяются ключевые. Затем составляется логическая схема.)
Задание: изучите текст рубрики «Путешествие в прошлое» на с. 133, 134 учебника и ответьте на вопросы после него.
(Проверка выполнения задания.)
2. Тяжелые последствия безответственности
Варварское отношение человека к природе — проблема, над которой размышлял писатель В. Солоухин. Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, он сравнивал нашу планету с космическим кораблем, срок эксплуатации которого завершился. Космонавты специально выводят из строя систему жизнеобеспечения, развинчивая винтики, просверливая дырочки в обшивке... Но срок существования нашей планеты не закончился, а люди своими руками убивают Землю: «отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан». Автор с негодованием говорит об этом, квалифицируя воздействие человека на природу не иначе как «самоубийство».
«Человечество — это своеобразная болезнь планеты», вызывающая появление «на теле земли» глубоких язв и разных наростов.
Трудно не согласиться с точкой зрения В. Солоухина. Действительно, нельзя не отметить негативное влияние людей на окружающую среду.
Давайте убедимся в этом, просмотрев несколько слайдов.
Рабочий материал
Слайд 1. Ярким примером безжалостного отношения человека к природе, да и к самому себе, является авария на Чернобыльской АЭС. В результате этой катастрофы был нанесен огромный вред окружающей среде — территория на десятки и даже сотни лет превратилась в мертвую зону. Последствия этой аварии до сих пор дают о себе знать.
Слайд 2. Знаменитое Сакское озеро, из глубин которого добывают уникальную грязь, способную поставить на ноги тысячи больных людей, в 1893 г. разделили дамбами и перемычками на две части: одна «лечила» людей, другая «производила» соду. Разделение озера дамбами и перемычками привело к образованию в нем нескольких изолированных водоемов, нарушило естественные условия его существования.
Слайд 3. За год в атмосферу Земли выбрасывается около 5 млрд т углекислого газа. В результате появляются озоновые дыры — над Антарктикой, Арктикой, Европой. Кислорода становится все меньше и меньше, а выхлопных газов, выбрасываемых в атмосферу предприятиями черной металлургии и химической промышленности, котельными, транспортом, все больше и больше.
Слайд 4. Каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. В результате деятельности человека во многих реках нельзя купаться.
Слайд 5. Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все предыдущее существование человечества. Для многих животных лес — родной дом. А лесов на земле становится все меньше и меньше. Значит, животные обречены на гибель.
Задание: прочитайте пересказ сказки Н. Телешова «Белая цапля» на с. 134, 135 учебника и ответьте на вопросы на с. 136.
(Проверка выполнения задания.)
Задание: работая в парах, обсудите и составьте словесные портреты безответственного человека. Первый ученик должен выявить присущие ему качества (ответить на вопрос какой?), второй — поступки (что делает?).
(Из всех характеристик выделяются ключевые. Затем составляется логическая схема.)
3. Экологическая мораль
Мораль — это система правил и норм поведения, которые люди используют по отношению друг к другу и к обществу. Давайте подумаем, распространяются ли правила морали на отношение человека к природе. Например, если мы сделали что-то плохое другому человеку, все нас осуждают, говорят, что мы совершили злой поступок. А если мы навредили природе, можно ли сказать, что мы сотворили зло? Можно ли назвать наш поступок аморальным, безнравственным?
Возможно, у вас уже готов ответ, однако не торопитесь. Вопрос не такой простой, как кажется.
Творческое задание. Разделитесь на две группы. Каждая группа получит индивидуальное задание, а затем представит результаты своей работы.
Задание для первой группы: работая с п. 3 § 16 учебника, охарактеризуйте идею господства над природой, представив аргументы ее сторонников.
Задание для второй группы: работая с п. 3 § 16 учебника, охарактеризуйте идею сотрудничества с природой, представив аргументы ее сторонников.
(Составляется общая таблица.)
Сторонники господства над природой |
Сторонники сотрудничества с природой |
Человек — царь и властелин природы и может распоряжаться ее богатствами, как ему заблагорассудится. Природа враждебна и равнодушна к людям. Чтобы природа служила человеку, ее нужно постоянно покорять, заставлять работать на себя. Моральные правила существуют только для людей и на природу не распространяются |
Человек — часть природы. Природа щедро и бескорыстно отдает людям все, что имеет. Нужно лучше понять законы природы и не нарушать их, иначе она может наказать человека. Моральные правила должны распространяться на отношения человека с природой. Нужно научиться по-новому относиться к природе, поступать так, чтобы ей не навредить, не причинить зла |
Запишите три главных правила экологической морали, приведенных на с. 138 учебника.
Данные правила складывались на протяжении нескольких веков. Давайте убедимся в этом, просмотрев несколько слайдов.
Рабочий материал
Слайд 1. Древние греки принимали природу в ее непосредственной полноте, в богатстве, в своеобразии живого бытия. С усилением хозяйственной деятельности в общественном сознании происходил процесс отделения богов от природы. Человек начинает пользоваться природой и ее богатствами. Соответственно, в классический период античной культуры стало складываться новое отношение к природе.
Слайд 2. Римляне рассматривали природную среду так, как если бы она была одной из захваченных ими провинций.
Слайд 3. Восточные мудрецы относились к природе как к огромному живому организму, наделенному собственной волей и развитой нервной системой. Под влиянием этих воззрений известный японский специалист по молекулярной биологии Д. Икеда выдвинул идею, что рано или поздно вся Земля должна быть признана сверхорганизмом.
Слайд 4. Согласно буддизму все в одном, один во всем.
Слайд 5. Древнекитайское общество поощряло созерцательное отношение к природе. Человек старался проникнуть как можно глубже в суть естественного мира, до минимума сводя свое вмешательство в природные механизмы. Согласно принципу «у-вэй» (невмешательство, недеяние, пассивная созерцательность) надо позволить природе идти своим путем, извлекать пользу из природы вещей без их изменения. Термин «у-вэй» — великое правило даосизма, пронизывающее восточное миропонимание.
Слайд 6. В религиозной японской традиции синто нет нравственных заповедей, норм праведного поведения или предостережения против грехов. Синто был порожден обожествлением природы. Особенностью традиционного отношения к природе в Японии является концепция «Человек — дитя природы». Японский термин «природа» («содзэм») означает «быть, как это есть» или «гармонировать со средой». Японцы никогда не противопоставляли себя природе. Именно синтоистская вера воспитала в них чуткость к природе, умение наслаждаться ее бесконечной переменчивостью, радоваться ее многоликой красоте.
Слайд 7. В Средние века духовная жизнь определялась библейскими догмами. Они призывали человека жить в самоотречении, дабы попасть в рай. Основными чертами отношения человека к природе, которое присуще иудео-христианской традиции, являются противопоставление духа человека его телу, представление о том, что Бог санкционировал господство человека над всеми живыми существами.
Слайд 8. В эпоху Возрождения человек начинает видеть в природе источник радости, наслаждения, в противовес мрачному аскетизму Средневековья. Природа понимается как убежище, противостоящее развращенной и порочной человеческой цивилизации. Жан-Жак Руссо утверждал, что переход человека от природного естественного начала к социальному является источником всех наших несчастий.
Слайд 9. В современном мире природные факторы имеют ценность лишь в контексте прогрессивного развития человечества. Объектом моральной оценки и регуляции является не природа сама по себе, а отношение к ней.
Экологическая этика изучает нравственное отношение человека к природе с целью гуманизации и гармонизации в системе отношений «человек — природа», «общество — природа». Основное свойство, присущее экологической этике, связано с тем, что приоритетной в ней остается забота о природных условиях существования будущих поколений.
Слайд 10. Экологическая этика обращает внимание на мировоззренческий вопрос: какой смысл существования человека во Вселенной и Вселенной в человеке? Конкретным преломлением этой фундаментальной проблемы являются вопросы: должны ли принципы экологической этики основываться на признании внутренней ценности природных систем? Или объектом моральной оценки и регуляции является не природа сама по себе, а отношение к ней?
Недавно такая постановка вопроса показалась бы надуманной, поскольку каждому было ясно, что природа дана человеку в естественном виде, она существовала задолго до появления самого человека и продолжает существовать независимо от него. Однако в наши дни считается, что в систему социальных ценностей должны быть включены и природные явления, составляющие естественную среду жизни общества.
Если человек по-прежнему будет сосредоточивать внимание на себе самом и своих потребностях, то разрушаемая им природа будет мстить за недостаточное внимание к ее нуждам.
Задание: изучите текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 138, 139 учебника и ответьте на вопросы после него.
Вопросы к классу
— Почему, будучи ребенком, Альберт Швейцер не захотел участвовать в играх мальчишек?
— Какое моральное правило помогло ему?
— Когда человек поступает морально, с точки зрения Швейцера?
— Какие особенности характера Швейцера вы можете отметить?
— Какое значение имеет его учение?
(Ответы учеников.)
V. Рефлексия
Каждый учащийся выражает свое отношение к прошедшему уроку: указывает кажущееся время урока и делит его на истинное время. Если полученное числовое данное равно или близко к 1 (норма), то это показатель того, что урок прошел с пользой для учащихся.
VI. Подведение итогов урока
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.
1. Представьте, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба: «Распространяются ли законы морали на отношение человека к природе?» Выскажите свое мнение по данному вопросу.
(Проводится мини-дискуссия.)
2. Выполните задания 1—5 рубрики «Проверим себя» на с. 139 учебника.
3. Выполните задания 1, 2 рубрики «В классе и дома» на с. 139 учебника.
4. Придумайте и нарисуйте специальные знаки, которые помогли бы понять возможные тяжелые последствия легкомысленного поведения в лесу.
(Проверка выполнения заданий.)
Домашнее задание
1. Прочитать § 16 учебника.
2. Выполнить задание 6 рубрики «В классе и дома» на с. 140 учебника.