Почему важно соблюдать законы - РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ

Обществознание 7 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Почему важно соблюдать законы - РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ

Цели и задачи: познакомить учащихся с историей возникновения законов; выяснить роль законов в жизни человека; доказать, что закон устанавливает порядок в обществе; определить роль Конституции РФ в установлении порядка и справедливости в обществе.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий закон, свобода, порядок, справедливость; понимать побудительную роль правомерных мотивов в деятельности человека; устанавливать причинно-следственные связи; расширять оценочную деятельность; метапредметные — 1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: формирование уважения к закону, установки на правомерное поведение; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия нового знания.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Один древний китайский правитель, предвидя возможную реакцию на намеченные им реформы, решил предварительно укрепить у народа веру в закон. Он издал указ, в котором говорилось, что каждый, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным, будет награжден десятью золотыми монетами. Люди не поверили, что за такое незначительное дело их ждет столь щедрая плата, и желающих проверить на себе действие указа не нашлось. Тогда было объявлено, что вознаграждение увеличивается до 50 золотых монет. После этого один человек взял бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему действительно было вручено 50 золотых монет. Люди поверили, что законы их не обманывают.

Вопросы к классу

— О чем эта притча?

— Какие уроки из нее можно извлечь?

(Ответы учеников.)

Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлых уроков.

1. Конституция РФ — это:

а) перечень прав, свобод и обязанностей граждан;

б) свод всех законов, действующих в государстве;

в) закон, закрепляющий основы общественного строя;

г) свод законов об уголовной ответственности граждан.

2. Ответьте на вопросы.

— Какие ограничения прав и свобод граждан существуют?

— С какой целью они введены?

3. Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на с. 22 учебника.

Тема уроков: «Почему важно соблюдать законы».

— Предположите, о чем мы будем говорить.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)

План уроков

1. Закон устанавливает порядок в обществе.

2. Закон стремится установить справедливость.

3. Закон устанавливает границы свободы поведения.

III. Введение в новый материал

На протяжении многих столетий люди мечтали об обществе без войн и распрей, но пока это желание остается недостижимым. Однако человечество выработало общеобязательные правила поведения и установило законы, которые позволяют поддерживать порядок в обществе.

Удается ли законам защитить человека? Почему люди стремятся к справедливости? Обсудим эти вопросы на наших уроках.

IV. Работа по теме уроков

1. Закон устанавливает порядок в обществе

Права человека и его свобода ограничены правами других людей. Истинная свобода должна способствовать установлению порядка. «Порядок — это абсолютная надежность», — утверждал древнегреческий философ Пифагор, а русский писатель В. Даль определял порядок как правильное устройство.

— Какие ассоциации у вас возникают при слове «закон»? (Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует ответы на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформулировать определение понятия «закон».)

Когда и где возникли первые законы? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Задание: изучите текст рубрики «Путешествие в прошлое» на с. 23 учебника, дополнительный материал и ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

В Древнем Китае философы полагали, что законы появились после того, как ослабло действие такого естественного регулятора поведения людей, как совесть.

Люди поняли, что без законов — устанавливаемых государством правил поведения в обществе — невозможно добиться справедливости.

В «Русской Правде» — сборнике правовых норм Древнерусского государства — предусматривались не только различные наказания за причинение ущерба, но и правила, как следует вести себя пострадавшему для установления справедливости. Например, в ней говорится, что «если кто коня купит... а будет в коне порча, то пойти к продавцу, у которого купил, и взять у него свое серебро (т. е. деньги)».

В «Соборном уложении» 1649 г. — сборнике законов царя Алексея Михайловича — сказано, что «суд царя... должен судить всех жителей Московского государства, от большого до малого чина, по правде».

Понятие «право» имеет один корень с такими словами, как «правильно», «справедливость», «правда». Недаром многие считают, что право — это воплощение добра, справедливости, совести и возмездия. Следовательно, в праве соединены элементы различных, в том числе и моральных, норм.

Вопросы к классу

— Чем грозит государству отсутствие законной власти?

— Зачем люди принимают законы?

— Почему важно соблюдать законы?

(Ответы учеников.)

К сожалению не все люди соблюдают законы.

Проблемное задание. Разделитесь на две группы: тех, кто соблюдает законы и живет в соответствии с ними, и тех, кто не считает это необходимым. Каждая группа должна озвучить свою позицию, подтвердив ее примерами.

(Проверка выполнения задания.)

Вопрос к классу

— Какие противоречия во взглядах ребят вы обнаружили?

(Ответы учеников.)

2. Закон стремится установить справедливость

Мы увидели, что одни люди понимают, что законы надо уважать, а нарушение законов может привести к серьезным проблемам, другие пытаются закон обойти. Таким образом, возникают противоречия, в основе которых разное отношение людей к необходимости соблюдения закона.

Какая проблема вытекает из этого противоречия? Почему нужно соблюдать законы? Почему важно соблюдать законы? Попробуем почувствовать, насколько удобно взаимодействовать без ограничительных правил.

Игра «Незрячий — поводырь». Разделитесь на пары «незрячий — поводырь». Первый в паре с завязанными глазами должен пересечь аудиторию, а второй — помочь ему проделать этот путь как можно быстрее. Через 3 мин участники игры меняются ролями. Не существует никаких правил и ограничений при передвижении.

Вопросы к классу

— Легко ли было передвигаться?

— Что мешало?

— Какие правила игры вы бы хотели установить?

— Какие правила вы считаете справедливыми?

— Какие выводы вы сделали?

(Ответы учеников.)

Вы ощутили, что при установленных правилах и их соблюдении взаимодействовать было бы гораздо удобнее.

Ученый Фрэнсис Бэкон писал: «Хотя справедливость и не может уничтожить пороков, но она не дает им наносить вред».

Древнегреческий полководец Аристид имел репутацию справедливого и неподкупного человека. Он возбудил зависть у стратега Фемистокла, который, стремясь избавиться от сильного противника, обвинил его в желании захватить власть и сумел добиться изгнания Аристида из Афин. Однако через несколько лет Аристид был возвращен в родной город, участвовал в битве при Саламине и покрыл себя новой славой. А Фемистокла обвинили в предательстве и изгнали из Афин. Пусть и с опозданием, но справедливость была восстановлена.

Задание: прочитайте текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 26 учебника, выполните первое задание рубрики «В классе и дома» и ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

— Какая позиция вам ближе?

— Кто, на ваш взгляд, прав?

(Ответы учеников.)

3. Закон устанавливает границы свободы поведения

Попробуем на конкретных примерах показать роль законов в жизни общества.

Задание: работая в группах и используя слова для справок, характеризующие разные проявления права, составьте различные предложения со словом «закон».

Слова для справок: защищает, устанавливает, регулирует, карает, помогает, восстанавливает, принуждает, обеспечивает.

(Закон защищает граждан от произвола властей. Закон устанавливает порядок поведения граждан в обществе. Закон помогает определить границы свободы поведения людей. Закон восстанавливает нарушенную справедливость и т. д.)

(Проверка выполнения задания.)

— Ознакомьтесь с материалом рубрики «Учимся читать и уважать закон» на с. 30 учебника.

Вопросы к классу

— К чему приводит нарушение закона? К каким последствиям?

— Почему свобода не может быть беспредельной?

V. Рефлексия

— Составьте синквейны со словами «закон», «справедливость», «свобода».

VI. Подведение итогов уроков

Мы выяснили, почему важно соблюдать законы. Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.

Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание, ответит на вопросы и сформулирует выводы.

Задание для первой группы: работая с п. 1 § 3 учебника, объясните, почему законы устанавливают порядок в обществе.

Вопросы для первой группы

— Как жила Россия в период Смутного времени?

— Какие уроки можно извлечь из этих событий?

— Что такое порядок и зачем он нужен в обществе?

— С чего начинается порядок?

— Какие законы вы знаете?

— Как поступает государство по отношению к тем, кто нарушает законы?

— Для чего принят и действует Уголовный кодекс?

Выводы, к которым пришла первая группа

1. Ослабление законной власти, разгул анархии, нарушение порядка и справедливости могут привести страну к разрухе, стереть с лица Земли.

2. Правила установлены, чтобы людям удобно и спокойно жилось, всякое нарушение их может привести к большим проблемам.

3. Законов много, и каждый из них помогает налаживать порядок в какой-то определенной области нашей жизни.

4. Чтобы обеспечить порядок, государство обязано добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей непременно наказывать.

5. Уголовный кодекс определяет, какие проступки опасны для общества, какие из них являются преступлением, а также устанавливает наказание за их совершение. Закон не только устанавливает порядок, но и защищает его.

Задание для второй группы: работая с п. 2 § 3 учебника, объясните, почему законы стремятся установить справедливость.

Вопросы для второй группы

— Что такое справедливость? Можно ли ее добиться в обществе?

— Почему справедливость нужна людям?

— Каким способом люди издавна стремились утвердить справедливость в обществе?

— Какой закон служит главным гарантом соблюдения прав и свобод в Российской Федерации?

— Согласны ли вы, что ст. 29 Конституции РФ помогает установить справедливость в обществе?

Выводы, к которым пришла вторая группа

1. Справедливость заключается в том, чтобы каждый получал то, на что имеет право. Справедливость помогает устанавливать добрые отношения между людьми.

2. Каждый человек в глубине души убежден, что добрые и честные дела должны быть признаны, вознаграждены, а злые — осуждены, наказаны.

3. Самый надежный способ добиться справедливости в обществе — с помощью законов.

4. У каждого должны быть и права, и обязанности независимо от возраста, образования, национальности, материального положения.

5. Наказание провинившегося должно быть справедливым.

6. Конституция РФ помогает установить справедливость в обществе.

Задание для третьей группы: работая с п. 3 § 3 учебника, объясните, почему законы устанавливают границы свободы поведения человека в обществе.

Вопросы для третьей группы

— Почему законы действуют ради свободы человека?

— В каких значениях употребляют понятие «свобода»?

— Как философы определяли смысл термина «свобода»?

— Как юридическая наука определяет смысл термина «свобода»?

— Почему Конституция РФ наряду с правами содержит и ограничения?

Выводы, к которым пришла третья группа

1. Законы действуют ради свободы человека.

2. Свобода — нормальное состояние человека.

3. Свобода — это возможность делать то, что не противоречит закону.

4. Свобода имеет границы и ограничения.

5. Быть свободным — не значит вольничать.

6. Только справедливые законы могут установить границы допустимого поведения людей в обществе.

Домашнее задание

1. Прочитать § 3 учебника.

2. Выполнить одно из заданий на выбор (коллективно или индивидуально):

• создать презентацию или сообщение по теме «Как появился закон: страницы истории»;

• составить кроссворд из изученных терминов и понятий;

• составить анкету и провести опрос среди одноклассников, родителей и учителей на тему «Почему нужно соблюдать законы».






Для любых предложений по сайту: [email protected]