Обществознание 8 класс - Всероссийская проверочная работа - Типовые задания - 2017 год
ВАРИАНТ 2
1. Социологическая служба в 2010 г. и в 2015 г. провела опросы россиян, задавая совершеннолетним гражданам вопрос: “Что прежде всего внушает Вам чувство гордости за Россию?” Результаты опросов (респонденты могли выбрать несколько ответов) представлены на диаграмме.
Сформулируйте не менее двух существенных различий в результатах опросов. Выскажите предположение о том, чем объясняется каждое из этих различий.
Ответ: _______________________________________________________
2. Прочитайте высказывание.
“Одно дело — лгать, другое — заблуждаться в речах и отступать от истины в словах в силу заблуждения, а не злого умысла”. (Абеляр)
Используя обществоведческие знания, объясните мысль автора.
Ответ: _______________________________________________________
3. Рассмотрите изображение.
Какие социальные роли взрослого человека иллюстрирует изображённая на фотографии ситуация? Назовите две социальные роли взрослого человека, иллюстрируемые представленной на изображении ситуацией. Для каждой из названных Вами социальных ролей укажите иллюстрирующие их элементы изображения, представленные на фотографии.
Ответ: _______________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 4-7.
Все науки можно условно разделить на две большие группы. В одной группе окажутся точные науки, такие, как математика, физика, химия; в другой — гуманитарные: языкознание, история, литературоведение и т.д. Это науки о человеке.
Конечно, это деление в какой-то мере условно: точные и гуманитарные науки взаимно дополняют друг друга и помогают друг другу, но разница всё же есть. Общую задачу гуманитарных наук очень точно сформулировали еще древние греки, написав на одном из своих храмов: “Познай самого себя”. И человек познаёт. Познаёт собственную историю, происхождение, язык, нравы и обычаи, биологическую природу.
В трудах многих поколений философов и историков, биологов и лингвистов, антропологов и этнографов человечество как бы создаёт коллективный автопортрет, который непрерывно совершенствуется и обогащается. Этот автопортрет был бы неполным и даже искажённым без тех штрихов, которые вносит в него одна из самых гуманитарных наук — психология.
Научные факты всегда добываются с помощью специальных методов и средств, и они очень важны для любой науки, но для психологии они имеют особое значение. Чтобы понять это, давайте подумаем, как вообще строится научное исследование в других областях знаний, например: в естествознании, физике, химии. Вам наверняка приходилось проводить опыты в живом уголке, на пришкольном участке и в учебных кабинетах. Всегда можно чётко выделить пару: во-первых, это человек, который осуществляет опыт или ведёт наблюдение, тот, кто изучает, — субъект познания; во-вторых, это то, что он изучает, — объект познания — растение, животное, химический элемент и т.д. Теперь представьте себе, что вы исследователь-психолог, которому предстоит изучать психические особенности другого человека. Улавливаете разницу?
(По Я.Л. Коломинскому)
4. Составьте план текста.
Ответ: _______________________________________________________
5. Какую общую задачу гуманитарных наук называет автор? Какие гуманитарные науки он называет (укажите любые две науки)?
Ответ: _______________________________________________________
6. Автор повествует о разделении наук на группы, об особенностях научных исследований в различных областях знаний. Раскройте смысл понятий “наука”, “знание”. Объясните, каким образом, по мнению автора, “добываются научные факты”.
Ответ: _______________________________________________________
7. Назовите любой научный метод, который применяется в гуманитарных науках. Объясните, в чём заключается отличие науки от обыденного знания.
Ответ: _______________________________________________________
8. Рассмотрите три изображения.
Среди этих изображений определите не менее двух пар связанных изображений и укажите, что их связывает.
Ответ: _______________________________________________________
9. Какие профессии в сфере сельского хозяйства Вы знаете? Кратко охарактеризуйте круг обязанностей представителей любых двух из названных Вами профессий. Какие школьные предметы следует углублённо изучать старшекласснику, планирующему получить одну из названных Вами профессий (укажите не менее двух учебных предметов)?
Ответ: _______________________________________________________