Обществознание - поурочные разработки 8 класс
ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕК
Цели:
1. Подвести учащихся к пониманию взаимосвязи человека и природы.
2. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.
3. Способствовать воспитанию любви к природе родного края и к природе вообще.
Учебное оборудование: карточки-задания для групп, карточки с дополнительными источниками.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова (природа, биосфера, ноосфера, естественная среда обитания, «вторая природа»), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
Заслушать ответ учащихся на вопрос Что такое экология?
Вариант ответа:
Экология (от греч. oikos — дом, жилище, местопребывание и ...логия), наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология» предложен в 1866 г. Э. Геккелем. Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом. С середины XX в. в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов, а сам термин «экология» — более широкий смысл.
С 70-х гг. XX в. складывается экология человека, или социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны; включает различные философские, социологические, экономические, географические и др. аспекты (например, экология города, техническая экология, экологическая этика и др.). В этом смысле говорят об «экологизации» современной науки. Экологические проблемы, порожденные современным общественным развитием, вызвали ряд общественно-политических движений («Зеленые» и др.), выступающих против загрязнения окружающей среды и др. отрицательных последствий научно-технического прогресса. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 20. С. 137.
II. Изучение новой темы (работа по группам)
Задача для учащихся. Нужны ли друг другу человек и природа? Сможет ли человек сохранить себя и природу?
1. Каждая группа получает карточку-задание и дополнительную литературу, либо класс работает только по учебнику.
Условия работы групп:
а) Знакомство с карточкой-заданием и источниками.
б) Работа с литературой — 15 минут.
в) Подготовка к выступлению — 5 минут.
г) Выступление групп — 5—7 минут.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 1
Природа
Внимательно изучите литературу, фрагменты дополнительного материала, которые указаны ниже (распределите между собой работу над материалом):
• Учебник 1 § 8 с. 45—46 или учебник 2 § 2 с. 17—20.
• Фрагмент дополнительного материала (см. текст под карточкой).
• Пейзажи Левитана, Шишкина и т.д.
Подготовьте небольшое выступление по теме «Какую роль играет природа в жизни человека?»
Здесь и сейчас
Внимательно оглядитесь вокруг, по-новому посмотрите на привычные, казалось бы, вещи. Например, обращали ли вы внимание на экологическую маркировку на товарах, свидетельствующую об их безопасности для человека и природы? Отдаете ли предпочтение товарам, на которых имеется знак «Благоприятно для окружающей среды» или символ «Подлежит повторной утилизации»?
Задумайтесь, не слишком ли расточительно вы используете воду, электроэнергию, тепло в доме. Стоит позаботиться о том, чтобы краны в ванной комнате и на кухне не подтекали: через капающий кран ежедневно впустую теряются десятки литров воды. Зимой надо утеплять окна, чтобы тепло не расходовалось понапрасну. Чем меньше будет сожжено природного газа, нефти, угля для отопления домов, тем меньше углекислого газа, сажи и других загрязняющих веществ поступит в атмосферу. А повсеместное энергосбережение позволит сэкономить более 30% ископаемого топлива, запасы которого не бесконечны.
А мусор? Стоит ли выкидывать в одно ведро бумагу, стекло, алюминиевые банки и пластик? Нельзя ли организовать дома, в подъезде, в микрорайоне раздельный сбор отходов, многие из которых поддаются переработке и повторному использованию?
Наконец, совсем уж несложно развесить скворечники и кормушки для птиц, посадить во дворе десяток деревьев, расчистить близлежащий пустырь и озеленить его. Все это вроде бы мелочи, капли в океане экологических проблем Земли. Но, как известно, вода камень точит — именно с малого начинается становление на планете новой экологической культуры, без которой невозможно сохранить биосферу.
Многие возразят: сколько ни старайся облагородить среду обитания вокруг себя, все равно ничего не получится, если рядом дымит завод, а на месте сквера развернута стройка. Но разве нельзя бороться и с этим? Можно! Можно и нужно сообщать о подобных нарушениях экологического законодательства в органы охраны окружающей среды, в прокуратуру, писать в газеты, подавать на нарушителей в суд.
А если это не принесет результата — помогут массовые акции протеста, обращения в международные организации.
Конечно, один в поле — не воин. Поэтому уже более ста лет в мире существует общественное природоохранное движение, объединяющее в своих рядах людей разных национальностей, профессий, возрастов.
Еще в 1897 г. была создана международная неправительственная организация Международный фонд по охране диких животных. В начале XX в. состоятельные граждане нередко покупали участки леса, равнинных земель и даже озера (в частности, в Нидерландах) с целью сохранения их в нетронутом виде. Подобные примеры можно найти в истории практически всех стран мира. Именно в те времена зародилось природоохранное (как теперь говорят — экологическое) движение.
Евсеев Г. Здесь и сейчас // Энциклопедия для детей. Т. 19. С. 330-333.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 2
Человек губит природу
Внимательно изучите литературу, фрагменты дополнительного документа, которые указаны ниже (распределите между собой работу над материалом):
• Учебник 1 с. 46—47 или учебник 2 с. 18—23.
• Фрагмент дополнительного материала (см. текст под карточкой).
• Фотографии средств массовых издательств поданной теме.
Подготовьте небольшое выступление по теме «Какие действия человека губят природу? Как это отразится на самом человеке?»
Здоровье и загрязнение окружающей среды
Влияние условий жизни на здоровье людей было замечено еще в глубокой древности. Но лишь в XX столетии человечество в полной мере осознало, что многие болезни непосредственно связаны с загрязнением атмосферы, плохим водоснабжением, недоброкачественными продуктами. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье населения на 50 % зависит от образа жизни, на 20 % — от качества окружающей среды, еще на 20 % — от наследственных особенностей организма и на 10 % — от развития здравоохранения.
Смертельный туман
«Туман везде. Туман в верховьях Темзы, где он плывет над зелеными островками и лугами; туман в низовьях Темзы, где он, утратив свою чистоту, клубится между лесом мачт и прибрежными отбросами большого (и грязного) города. Туман на Эссекских болотах, туман на Кентских возвышенностях... туман лежит на реях и плывет сквозь снасти больших кораблей... Туман слепит глаза и забивает глотки престарелым гринвичским пенсионерам, хрипящим у каминов...» Так писал Чарлз Диккенс в романе «Холодный дом» (1853 г.).
Через 100 лет, в декабре 1952 г., над Лондоном опять стоял туман. Но на этот раз он был особенно сильно насыщен смесью газообразных загрязнителей. Целую неделю английская столица находилась под непроницаемой ядовитой шапкой. За это время смертность в городе превысила обычный уровень на 4 тыс. человек. У многих жителей наблюдались удушье, приступы бронхиальной астмы, аллергические реакции, раздражение глаз. Жертвами смога стали преимущественно дети, старики и люди, страдающие хроническими заболеваниями. В 1956 г. случай массового отравления в Лондоне повторился, на этот раз умерло 480 человек.
Лондонские катастрофы, к сожалению, не единственные. В декабре 1930 г. в долине реки Маас в Бельгии стоял густой туман. Из-за безветрия в воздухе скопилось большое количество сернистых выбросов металлургических, химических и других промышленных предприятий. Через два-три дня начались массовые заболевания: переболело несколько сотен человек, а 63 умерли от сердечнососудистой недостаточности. У всех пострадавших отмечались одни и те же симптомы — раздражение слизистых оболочек глаз, слезотечение, кашель, позывы к рвоте, слабость.
В октябре 1948 г. над городом Донора (США) несколько дней висел густой смог; за это время заболело около половины жителей города и 20 человек умерли. Лишь сильный дождь ликвидировал ядовитое облако.
Один из крупнейших городов США — Лос-Анджелес расположен в котловине и с трех сторон окружен горами. Здесь преобладает безветренная, ясная, солнечная погода. Сотни тысяч автомобилей ежедневно курсируют по улицам города, выбрасывая в воздух около 1 тыс. тонн углеводородов и других веществ. Разложение их ультрафиолетовыми лучами солнца приводит к образованию ядовитых туманов. Они и прежде возникали в Лос-Анджелесе, но были относительно кратковременными. Однако в 1954 г. смог висел над городом три недели; за этот период от заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой систем погибло 300 человек, число больных исчислялось тысячами. Не только смог, любое загрязнение воздуха отражается на здоровье людей. Например, в России промышленные предприятия и бытовые котельные выбрасывают в атмосферу 19 млн. тонн, а автотранспорт — еще 11 млн. тонн загрязняющих веществ. Это означает, что на каждого городского жителя России приходится около 275 кг вредных веществ. В одних городах это количество существенно выше, в других — ниже. Так или иначе, среди городского населения, особенно детей, высока доля заболеваний, вызванных повышенным загрязнением воздуха.
Прохоров Б. Смертельный туман // Энциклопедия для детей. Т. 19. С. 261-262.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 3
Ноосфера
Внимательно изучите литературу, фрагменты дополнительного материала, которые указаны ниже (распределите между собой работу над материалом):
• Учебник 1 с. 47-48 или учебник 2 с. 23-24.
• Фрагмент документа (см. текст под карточкой).
Подготовьте небольшое выступление по теме «Почему человек имеет шанс спасти себя и природу?»
Гринпис
Слово «Гринпис» сейчас известно всем. Часто так называют даже само экологическое движение. Эта международная неправительственная организация создана в 1971 г. Ее задача— сохранение окружающей среды. Штаб-квартира Гринпис находится в Амстердаме, но представительства есть в большинстве стран мира. Существуют также национальные организации Гринпис (в том числе и в России). Гринпис не получает финансирования от правительств, международных институтов и агентств, а его огромный ежегодный бюджет складывается из частных пожертвований и взносов.
Программы Гринпис — это природоохранное просвещение, касающееся проблем загрязнения воздуха, токсичных отходов, ядерного разоружения, охраны редких видов растений и животных и других вопросов; практические действия по охране озонового слоя; международные кампании в защиту тропических и бореальных лесов, рыбных запасов, а также организация опросов, референдумов, подача судебных исков и многое другое. Активисты и добровольцы Гринпис всегда стараются быть там, где их помощь особенно необходима.
Элиас В. Гринпис // Энциклопедия для детей. Т. 19. С. 331.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 4
Венец природы
Внимательно изучите литературу, фрагменты дополнительного материала, которые указаны ниже (распределите между собой работу над материалом):
• Учебник 1 с. 48—49 или учебник 2 с. 23.
• Фрагмент документа (см. текст под карточкой).
• Вспомните материал урока 7 «Человек познает мир» § 6, учебник 1.
Подготовьте небольшое выступление по теме «Что подтверждает превосходство человека над остальным миром».
«О командир,— воскликнул я, — ваш «Наутилус» действительно чудеснейшее судно!
— Да, господин профессор, — взволнованно отвечал капитан Немо,- я люблю его, как плоть от плоти моей! Если ваши суда, подверженные всем случайностям мореплавания, всюду подстерегает опасность, если первое впечатление, которое производит море, как хорошо сказал голландец Янсен, — страх бездны, то на борту «Наутилуса» человек может быть спокоен. Тут нечего бояться прогиба в корпусе, ибо двойная обшивка судна крепче железа; тут нет такелажа, который страдает от боковой качки или «устает» от качки килевой; нет парусов, которые может сорвать ветер; нет паровых котлов, которые могут взорваться; тут исключена опасность пожара, потому что на корабле нет деревянных частей, нет угля, запас которого может истощиться, потому что корабль управляется электрическими аппаратами; нет опасности столкновения, ибо он один плавает в морских пучинах; не страшны и бури, потому что в нескольких метрах под уровнем моря царит глубокий покой! Так-с, сударь! Вот совершенный подводный корабль! И если верно, что изобретатель больше верит в свое судно, нежели конструктор, а конструктор больше, чем сам капитан, то поймите, с каким безграничным доверием отношусь к «Наутилусу» я, одновременно изобретатель, конструктор и капитан судна!
Капитан Немо говорил с большим воодушевлением. Горящий взгляд, порывистые движения совершенно преобразили его. Да, он любил свое судно, как отец любит свое детище!
Верн Ж. Необыкновенные приключения.
Двадцать тысяч лье под водой. С. 79—80.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 5
Звено в цепи
Внимательно изучите литературу, фрагменты дополнительного материала, которые указаны ниже (распределите между собой работу над материалом):
• Учебник 1 с. 49 - 50 или учебник 2 с. 22 — 23.
• Фрагмент документа (см. текст под карточкой).
Подготовьте небольшое выступление по теме «Вершина пирамиды или звено в цепи?»
Что нас ждет?
К началу XX в. общая численность населения планеты превысила 1,6 млрд. человек, но уже в 1964 г. эта цифра удвоилась. В 1976 г. на Земле жило 4 млрд. человек, а на пороге 2000 г. — 6 млрд., при ежегодном приросте 90—100 млн. человек. Что же ждет нас в будущем? Эксперты ООН считают, что к 2025 г. в мире будет около 8 млрд. человек. Быстрыми темпами увеличивается население Африки, за 25 лет оно вырастет в 1,7 раза. Демографы полагают, что численность человечества достигнет 12 млрд., после чего начнет снижаться.
Демографическая ситуация в мире вызывает обоснованную озабоченность. Если быстрый рост населения сохранится, то человечество ожидают большие проблемы — от дефицита основных ресурсов (чистая вода, продовольствие, нефть, лес, территория) до глобальных экологических катастроф. Во многих районах мира недостаток пригодных для жизни территорий, различия в плотности населения и демографические особенности могут приводить к конфликтам между соседними странами, обострять территориальные споры. В 2000 г., например, плотность населения в России составила 8,6 чел./км2, а в соседнем Китае — 130,7 чел./км2. К 2025 г. в Китае плотность населения достигнет 162,5 чел./км2, а в России снизится до 8,1 чел./км2. Двадцати кратное превышение плотности населения в Китае (а в пограничных районах эти цифры еще выше) может явиться источником напряженности в отношениях двух держав.
В Индии к настоящему времени плотность населения превысила 300 чел./км2, а через четверть века она достигнет 430 чел./км2. В соседнем Пакистане, у которого с Индией есть территориальные разногласия, сегодня плотность населения равна 183 чел./км2, а через 25 лет она составит 281 чел./км2. Значит, вероятность конфликтов увеличится.
В Японии плотность населения выше, чем в Индии (почти 336 чел./км2), однако к 2025 г. она сократится до 320 чел./км2. Япония, страна с самой низкой младенческой смертностью и самой высокой продолжительностью жизни, показывает всему миру пример разумного подхода к демографическим проблемам. Японцы понимают, что в небольшой стране, где отсутствуют многие природные ресурсы, может жить только ограниченное количество людей. Территориальную проблему до 1945 г. пытались решить путем захвата чужих земель (оккупация Маньчжурии, Кореи, Филиппин и др.). Но сегодня правительство Японии последовательно проводит политику планирования семьи и снижения рождаемости.
В недалеком прошлом считалось, что для достижения благополучия и стабильности достаточно решить основные социальные, экономические и политические внутригосударственные проблемы. Но жизнь показала, что в условиях, когда растет численность населения, истощаются ресурсы и реальна угроза экологических бедствий, руководители всех стран обязаны вырабатывать совместные подходы к решению демографических задач и координировать свои действия.
Прохоров Б. Что нас ждет // Энциклопедия для детей. Т. 19. С. 248-249.
2. Выступление групп.
III. Закрепление изученного на уроке (на выбор учителя)
1. Назови примеры экологических катастроф?
2. Почему истребление животных одна из важнейших проблем современного мира?
3. Что такое Красная книга?
IV. Подведение итогов урока
1. Сможет ли человек сохранить природу?
2. Как связаны между собой человек и природа?
Домашнее задание
1. Прочитать § 8 учебник 1 или § 2 учебник 2.
2. Подготовить устный развернутый ответ на вопросы:
— Какие связи существуют между человеком и природой?
— Человек венец природы или звено цепи?
3. Выполнить в тетради задание 4 с. 51 учебника 1 или задания 5 и 6 на с. 24—25 учебник 2.
4. Повторить основные понятия и термины, изученные на уроке.
Дополнительный материал для учителя
Владимир Иванович Вернадский
Владимир Иванович Вернадский родился 12 марта 1863 года. Окончив Харьковскую гимназию, поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета (1881). Его учителями были крупнейшие русские ученые Д. И. Менделеев, В. В. Докучаев, А. Н. Бекетов, И. М. Сеченов и др. В университете Вернадский начал работать в области естественных наук и философии, и именно они сформировали научное мировоззрение ученого.
В 1889 году Вернадский отправился в командировку в Европу, где встретил знаменитого профессора Московского университета геолога А.П. Павлова, который и пригласил его работать в Московский университет. Более 20 лет, с 1890 по 1911 год, Владимир Вернадский преподавал в главном Учебном заведении Москвы.
До Вернадского минералогия считалась скучной описательной наукой. Вернадский создал принципиально новую минералогию - с генетическими основами, динамичную, живую. Получив кафедру в Московском университете, ученый разделил кристаллографию и минералогию, считая, что первая опирается на физику и математику, а вторая является химией земной коры и связана с геологией. Из генетической минералогии зародилась новая наука - геохимия. Ее основателем по праву считается Владимир Иванович Вернадский. За время работы В. И. Вернадского в Московском университете неузнаваемо преобразились и кафедра, в кабинет минералогии. Были составлены каталоги, а коллекция минералов увеличилась почти вдвое и стала одной из лучших в России. Энергия и талант молодого ученого не остались незамеченными. В 1904 году Академия наук назначила его заведующим минералогическим отделением Геологического музея в Петербурге. Теперь приходилось делить свое время между Петербургом и Москвой.
С 1916 года в научной карьере Вернадского начался качественно новый этап, продолжавшийся до конца жизни, - он приступил к систематическому исследованию живой природы в атомном и планетарно-космическом аспектах, перейдя одновременно к естественноисторическому изучению человека и человечества, их настоящего и будущего.
Первая мировая война выявила необходимость создания современной минерально-сырьевой базы, и в 1915 году по инициативе Вернадского была создана Комиссия по изучению естественных производительных сил России (КЕПС), проработавшая до 1930 года. Комиссия объединила крупнейших ученых: геологов, химиков, экономистов. Впервые были открыты бокситы (Тихвинское месторождение), дана оценка железных руд Урала, исследованы фосфориты Центральной России и т. д. Благодаря трудам Вернадского в самостоятельное научное направление выделилась радиология. Проблемами радиоактивности Вернадский начал заниматься с 1908 года. Он первым осознал масштабы скрытых в ядерном ядре сил. Владимир Иванович делал доклады, организовывал экспедиции на Кавказ и в Среднюю Азию, цель которых - поиски радиоактивных минералов. Открытие радиоактивных руд в Фергане, их поиски на Урале и в Забайкалье позволили России создать собственную сырьевую базу. В 1921 году ученик Вернадского В. Г. Хлопин получил из ферганской руды первый русский радий. По инициативе В.И. Вернадского в январе 1922 года в Петрограде был создан Радиевый институт. Уже в 1935 году ученый писал: «Сейчас можно и нужно говорить о новой созидающей науке - радиогеологии, науке о радиоактивных свойствах нашей планеты, о происходящих в ней особых радиоактивных явлениях. Эта новая отрасль знания находится в быстром становлении и должна быть сейчас освоена и продумана и теоретически и практически...»
Размышления Вернадского о ноосфере дополняли его прикладные работы. Однако основные труды по этой теме были опубликованы спустя десятилетия после смерти великого ученого. Владимир Вернадский умер 6 января 1945 года.
После смерти Вернадского А. Е. Ферман, который только на 4 месяца пережил своего учителя и друга, писал: «Десятилетиями, столетиями будут изучаться и углубляться его гениальные идеи, а в трудах его - открываться новые страницы, служащие источником новых исканий; многим исследователям придется учиться его острой, упорной, отчеканенной, всегда гениальной, но трудно понимаемой творческой мысли; молодым же поколениям он всегда будет служить учителем в науке и ярким образцом плодотворно прожитой жизни...» Эти слова оказались пророческими. Творческие интересы В.И. Вернадского были очень широки. Он был не только геологом, он занимался биологией, изучением почв, природных вод, метеоритов, проблем радиоактивности. Из 416 опубликованных трудов 100 посвящено минералогии, 70 - биогеохимии, 50 - геохимии 43 - истории наук, 37 - организационным вопросам, 29 - кристаллографии 21 - радиогеологии, 14 - почвоведению, остальные - разным проблема науки. Однако объединяет все эти исследования одна характерная черта- фундаментальность. Видимо, поэтому труды и идеи великого ученого не потеряли актуальности и практического значения в наши дни.
Граф А. «Владимир Иванович Вернадский».
Учись быть первым! От дерзкой мечты до великих свершений. С. 128.