Обществознание - поурочные разработки 8 класс
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В СЕМЬЕ
Цели:
1. Подвести учащихся к пониманию необходимости для человека, создания хорошего психологического климата в семье, роли семьи в жизни человека.
2. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей.
3. Способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.
Учебное оборудование: Конституция РФ, карточки-задания с текстом дополнительного материала.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова (семья, психологический климат, семейный долг), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Самое утреннее из чувств»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 26 и № 27.
КАРТОЧКА № 26
а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:
— Любви все возрасты покорны?
б) Для этого подумай и поразмысли:
• Что такое любовь, чем она отличается от дружбы и групповой солидарности?
• Что отличает юношескую любовь от более зрелых чувств?
• В чем привлекательность первой любви?
• Почему первые чувства остаются с человеком на всю жизнь?
• Почему проходит первая любовь?
в) Сделай вывод.
КАРТОЧКА № 27
а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:
— Почему нельзя прожить без любви?
б) Для этого подумай и поразмысли:
• Кого и л и что может любить человек?
• Какие чувства испытывает человек к своим близким?
• Почему любовь может прийти в любой момент?
• Почему любовь делает человека духовно богаче?
в) Сделай вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя).
а) Проверка выполнения домашнего задания в тетради.
б) Объясни афоризм:
«Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить — значит вместе смотреть в одном направлении».
Антуан де Сент-Экзюпери
в) В литературе очень много произведений, воспевающих любовь, дополни пары литературных героев:
Ромео — ...,... — Изольда, Руслан — ..., Орфей — ....
Ответ: Ромео — Джульетта, Тристан — Изольда, Руслан — Людмила, Орфей — Эвридика.
г) Вспомни, кого любили Татьяна Ларина, Маша Миронова, Владимир Дубровский,Чацкии.
д) Дай оценку поступку сына Тараса Бульбы, Андрею, пошедшему на предательство ради любви?
3. Устный развернутый ответ учащегося по карточкам № 26 и № 27, отзывы одноклассников.
III. Изучение новой темы
План:
• Семья в жизни человека.
• Чем определяется психологический климат в семье.
• Семейный долг.
Задача для учащихся. Выяснить, что влияет на психологический климат в семье? Какую роль играет семья в современном обществе?
1. Рассказ учителя о роли семьи в период первобытных отношений или самостоятельная работа учащихся с текстом о Льюисе Генри Моргане (см. дополнительный материал для учителя). Задание для учащихся. Какую роль играла семья в далеком прошлом человечества?
Семейные узы, кровное родство определяли порядок жизни древних обществ. Занятия, традиции, взаимоотношения людей. Чем ближе были родственные связи, тем больше помогали друг другу люди. Человек знал своих близких и дальних родственников, предков на много колен назад. Это позволяло обращаться к ним и надеяться на помощь в случае войны, голода и других бедствий.
2. Самостоятельная работа учащихся со словарем. Задание для учащихся. Как ты знаешь своих родственников? Из перечисленного списка, определите степень родства:
Деверь, шурин, золовка, кузен, свояк, тесть, зять, невестка, теща, сноха, свекровь.
Родственники:
Деверь — брат мужа
Шурин - брат жены
Золовка — сестра мужа
Кузен - брат, находящийся в непрямом родстве
Свояк — муж свояченицы, а также вообще свойственник
Тесть — отец жены
Зять — муж дочери или сестры
Невестка — жена брата или жена сына, а также замужняя женщина по отношению к братьям и сестрам ее мужа Теща — мать жены
Сноха — женщина по отношению к отцу и матери ее мужа, невестка
Свекровь — мать мужа.
3. Самостоятельная работа учащихся с текстом Конституции РФ, текстами дополнительного материала, учебника 1 с. 89. или учебника 2 с. 158—162. Задание для учащихся. Выяснить роль государства в защите интересов семьи в нашей стране. Почему необходимо защищать семью и ее интересы в современном обществе? Выписать в тетрадь особенности семьи как малой группы современного общества, роль семьи в обществе. Конституция РФ. Статья 38.
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Дополнительный материал
«В 1986-1987 гг. средняя продолжительность жизни в РСФСР составляла около 70,1 года. (64,9 года - у мужчин и 74,5 года - у женщин). Резкое падение этого показателя произошло в первый год радикальной фазы реформ -1992 г. В 1994 г. средняя продолжительность жизни россиян снизилась почти до 64 лет (57,6 года - у мужчин и 70,5 года - у женщин), причем в 2002 г. она даже не достигла 65 лет. По продолжительности жизни Россия сегодня отстает от экономически развитых стран на 13-15 лет и находится в одном ряду с Монголией, Марокко и Гватемалой.
Убыль населения происходит в подавляющем большинстве субъектов РФ. Если в 1990 г. в РСФСР не было ни одной области, где родилось бы менее 10 детей на 1 тыс. человек, то в 2000 г. таких областей было 65. Самый высокий показатель естественной убыли - в Центральной России.
Пострадала от реформ и ячейка общества - семья. В 1987 г. в РСФСР в расчете на 1 тыс. человек было заключено 10 браков, в 1992 г. - 7, а в 2000 г. - 6. Одновременно растет количество разводов. Их на 1 тыс. населения в 1985 г. было 4, а в 2001 г. - более 5.
При общем снижении рождаемости резко возросло число детей, рожденных вне брака. Если в 1990 г. таких детей родилось 14,6% от общего количества новорожденных, то в 2000 г. - 28%. В РФ появился большой контингент детей, для которых семья не может служить надежным источником питания и заботы. И это тоже можно считать людскими потерями, потому что в дальнейшем дети, выросшие на улице, вряд ли смогут создать полноценную семью, родить и воспитать будущих граждан страны.
Глазьев С. Ю. Почему мы самые богатые, а живем так бедно? С. 22.
4. Проверка записей в тетради.
Особенности семьи:
1. Родственный союз, основанный на эмоциональной близости.
2. Осуществление функции биологического и социального воспроизводства.
3. Воспитание, передача традиций, устоев и опыта поколений, духовных ценностей.
4. Семейные отношения в нашей стране переживают кризис, о чем говорит количество разводов в стране, резкое падение рождаемости ниже уровня смертности.
Вывод: семья заботится о самых слабых членах общества — стариках и детях, восполняет общество, сохраняя его стабильность и гуманистические черты.
По учебнику 2.
Жизненный цикл семьи переживает несколько стадий:
1. Заключение брака, рождение ребенка.
2. С момента рождения последнего ребенка до отселения первого взрослого ребенка.
3. Зрелый период, отселение всех взрослых детей.
4. Стадия затухания.
5. Беседа по проделанной работе.
1. Почему сокращается численность населения в нашей стране?
2. Что делается правительством России для остановки падения численности населения?
3. Что является причиной разводов?
4. Почему современная молодая семья нуждается в помощи со стороны государства?
5. Какая помощь необходима современной семье?
6. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника 1 с. 89—91 или учебник 2 с. 161—162. Задание для учащихся. Что определяет психологический климат в семье? Почему распадаются семьи?
Вариант ответа (по учебнику 1):
— Как в малой группе у каждого участника есть свои роли.
— Лидер — глава семьи тот, кто окружает заботой и вниманием нуждающихся в ней.
— Психологический комфорт зависит от отношений между членами семьи.
— Психологический климат зависит от стиля семейных отношений (попустительский, авторитарный, демократический).
— Направленность семейных отношений: деловые отношения, взаимоотношения с другими людьми, на себя и самоудовлетворение.
— Важное место в создании благоприятного климата в семье принадлежит семейному укладу, традициям, общим духовным ценностям.
— Очень важны в семейных отношениях внутрисемейное общение, естественность, взаимозаинтересованность.
Вариант ответа (по учебнику 2):
Мотивы развода:
1. Отсутствие общих взглядов и интересов.
2. Несходство характеров.
3. Любовь к другому человеку.
4. Супружеская неверность.
5. Алкоголизм и все последствия, связанные с ним.
6. Отсутствие нормальных материальных и жилищных условий.
7. Вмешательство родителей в дела супругов.
Причины разводов и мотивы разводов — разные вещи.
7. Работа с дополнительной литературой и учебником. Работая с афоризмами и текстом учебника 1 с. 91—93 или текстом учебника 2 с. 158—162, определи, что такое семейный долг для родителей и детей?
Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей.
Василий Ключевский
Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет.
Марк Твен
Когда, наконец, понимаешь, что твой отец обычно был прав, у тебя самого уже подрастает сын, убежденный, что его отец обычно бывает не прав.
Лоренс Питер
Душенко К. В. Большая книга афоризмов. С. 558.
Вариант ответа:
— семья должна обеспечить воспитание детей, в воспитании обязаны участвовать оба родителя;
— родители обязаны обеспечить необходимые условия для полноценного развития детей; — дети воспитываются примерами своих родителей;
— родители защищают интересы своих детей;
— дети, особенно став взрослыми, обязаны заботиться о своих родителях;
— если дети рассчитывают на равное положение в семье с другими членами, то их долг заботиться о семье и ее благополучии, быте, эмоциональном климате.
IV. Закрепление изученного на уроке
1. Назовите своих близких и дальних родственников?
2. Какую роль играет семья в обществе?
3. Что такое психологический климат семьи?
4. С какими проблемами сталкивается современная семья?
5. Почему распадаются семьи?
6. Какое положение в семье занимают дети?
7. Объясните понятие семейного долга.
V. Подведение итогов урока
1. Что влияет на психологический климат в семье?
2. Какова роль государства в защите интересов семьи в нашей стране?
3. Какую роль играет семья в жизни человека?
Домашнее задание
1. Прочитать § 16 учебника 1 или учебник 2 § 24.
2. Повторить § 11—15 учебника 1 или § 5, 8, 23 учебника 2.
Дополнительный материал для учителя
Льюис Генри Морган
В ходе европейской колонизации большинство ирокезов было уничтожено или вытеснено со своих территорий. Жалкие остатки когда-то многолюдных племен доживали свой век в разбросанных и удаленных друг от друга небольших деревнях. Здесь-то в 1818 г. около одного из ирокезских поселений, в небольшой живописной деревеньке с поэтическим названием Аврора, родился будущий неутомимый исследователь культурно отсталых народов Льюис Генри Морган.
Дети-ирокезы были его сверстниками и товарищами по играм. С юношеских лет Морган крепко дружил с Элисом Паркером - ирокезом из племени сенека. В сопровождении своего друга Морган посещал селения ирокезов, изучая их прошлое и современный быт, их общественные порядки. В 1847 г. некая компания добыла у правительства обманным путем договор на уступку ей за ничтожную цену части территории, еще остававшейся у племени ирокезов сенека. Морган выехал в столицу США Вашингтон и добился расторжения жульнического договора.
Ирокезы высоко оценили услугу Моргана. 31 октября 1847 г. в торжественной обстановке Морган был принят в род Ястреб племени сенека. После этого Морган узнал много нового: старики открыли ему немало сведений, державшихся в строжайшем секрете от «бледнолицых» европейцев.
Исследуя общественное устройство ирокезов, Морган узнал, что все взаимоотношения между ними строго зависели от степени их родства. Кровные родственники овачир образовывали так называемый род. Каждый род имел родовое имя: Волк, Медведь, Олень, Черепаха, Бобр, Ястреб и т. д. Сородичи, члены одного рода, были обязаны помогать друг другу. Весь род нес ответственность за преступление, совершенное кем-либо из его членов. Деятельностью рода и его сношениями с другими родами руководил родовой совет, в который входили все взрослые мужчины и женщины. Мужчина и женщина, принадлежавшие к одному роду, не имели права вступать в брак. Муж и жена поэтому всегда принадлежали к разным родам, а каждая семья всегда состояла из членов по меньшей мере двух родов. Несколько родственных между собой родов образовывали племя. Все члены племени говорили на одном языке.
Продолжая свои исследования, Морган обнаружил сходное общественное устройство и у остальных племен североамериканских индейцев. Его заинтересовало, как обстоит дело у других народов мира. И Морган разослал письма буквально во все концы земли. Полученные им ответы были удивительно однообразны. Оказалось, что у всех без исключения культурно отсталых народов - и у полубродячих охотников и собирателей, и у оседлых земледельцев - племенной строй, родовая организация, отношения родства лежали в основе их общественного устройства. При этом чем ближе, чем теснее было родство, тем больше и чаще родичи были обязаны помогать друг другу. Недаром взаимная помощь, коллективизм отношений были основным законом жизни этих народов.
Обдумывая эти факты, Морган задал себе вопрос: а что если этот общественный порядок - обязательный этап в историческом развитии человеческого общества? Но тогда он должен был господствовать в далеком прошлом и у ныне цивилизованных народов Европы и Азии. С обычным для него энтузиазмом и энергией Морган немедленно обратился к изучению прошлого греков, римлян, германцев. Результаты исследований превзошли самые смелые его ожидания.
В 1877 г. в знаменитом труде «Древнее общество» Морган нарисовал величественную картину истории первобытного общества. Он доказал, что родоплеменной строй и отношения родства определяли в прошлом общественное устройство всех без исключения народов Земли.
Детская энциклопедия. Т. 8. Из истории человеческого общества. С. 13.