Общество как форма жизнедеятельности людей - ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2017 год

Общество как форма жизнедеятельности людей - ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Цели и задачи: познакомить с основными значениями понятия общество, сферами общественной жизни; характеризовать сущность общественных отношений; оценить роль социальных норм в жизни человека.

Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия причин появления общества как формы жизнедеятельности людей; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; характеризовать роль трудовой деятельности для развития личности и общества в целом; формировать относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; анализировать основные социальные объекты; объяснять явления социальной действительности; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; определять понятия, устанавливать аналогии; классифицировать явления; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи; личностные УУД: формирование важнейших нравственных ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности; развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

1. Область планеты, охваченная разумной деятельностью человека:

1) биосфера

2) ноосфера

3) литосфера

4) гидросфера

2. Самый важный признак человека:

1) он существо общественное

2) нуждается в определенной тепловой среде

3) он существо биологическое

4) способность создавать нечто новое

3. Важнейшее отличие человека от животных:

1) способность создавать нечто новое

2) способность мыслить

3) минимальные биологические потребности

4) инстинкт самосохранения

4. Природа и общество:

1) возникли одновременно с появлением человека

2) неизменные системы

3) изменяющиеся системы

4) развиваются по единым законам

(Проверка выполнения заданий.)

III. Введение в новый материал

Многих мыслителей на протяжении веков интересовали вопросы:

• Что такое общество?

• Каким образом оно рождается?

• Почему человечество создало такое объединение?

• Что заставляет общество развиваться?

• Каким будет общество в будущем?

Не потеряли актуальность эти вопросы и в наши дни. Ведь каждый человек живет в каком-то определенном обществе, является гражданином определенного государства.

Тема урока «Общество как форма жизнедеятельности людей».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Что мы называем обществом?

2. Основные сферы жизни общества.

3. Ступени развития общества.

Проблемные вопросы

— Может ли человек жить вне общества?

— Должен ли человек приспосабливаться к общественным условиям, которые его окружают, или он должен преобразовывать эти условия, делая их более удобными для своей жизни?

IV. Работа по теме урока

1. Что мы называем обществом?

Общество — это не просто объединение людей, это целостная система связей и отношений между ними. Таким образом, общество — это группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности. Термин «общество» в обществоведческих науках используется для обозначения всей совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Связывают людей друг с другом общие интересы и общая деятельность в разных сферах жизни. Эти связи пронизывают всю нашу жизнь и делают каждого человека частью общественной системы, т. е. объединения, при котором каждый человек зависит от всех остальных, выполняет определенную функцию и может полноценно существовать только как часть этого объединения. Целостность общества поддерживается, несмотря на внутренние конфликты и противоречия между людьми. Ведь жизнь человека вне общества невозможна.

— Почему жизнь человека вне общества невозможна?

(Ответы учеников.)

Д. Дефо описал приключения человека, попавшего на необитаемый остров и оказавшегося вне общества. Однако он не перестал быть человеком.

— Не противоречит ли этот пример нашим размышлениям о взаимосвязи и взаимозависимости человека и общества?

(Ответы учеников.)

Только общество способно передать новорожденному человеку тот культурный опыт, который делает его человеком — разумным существом, способным и желающим общаться, совместно с другими добывать средства для жизни, создавать нечто новое.

— Назовите как можно больше словосочетаний с понятием «общество».

(Ученики называют, учитель записывает на доске.)

• Общество охраны животных;

• Российское историческое общество;

• Общество любителей российской словесности;

• Общество спасения на водах;

• акционерное общество;

• первобытное общество;

• сословное общество;

• современное общество.

Таким образом, обществами могут называть и национально-государственные образования, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам. Этот термин употребляют и когда говорят о социальном окружении человека (например, он попал в «плохое общество»). Или «Я ждал только случая, чтобы показать ему, что нисколько не дорожу его обществом» (Л. Толстой).

В науке существуют следующие объяснения сущности общества:

1) особый самодеятельный коллектив людей;

2) процесс коллективной деятельности (материальное производство, организационная и духовно-культурная деятельность);

3) система устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.

— Изучите и прокомментируйте схему.

(Комментарии учащихся.)

Структуру общества можно представить графически следующим образом.

— Согласны ли вы с мнением американского писателя Э. Хемингуэя (с. 21 учебника)?

(Ответы учеников.)

Человеческое общество развивается от простого к сложному. Общество первобытных охотников и собирателей —> рабовладельческое общество —> феодальное общество —> капиталистическое общество.

(Подведение итогов работы по данному вопросу.)

2. Основные сферы жизни общества

В общественную жизнь входят все явления, обусловленные взаимодействием обществ и отдельных людей, находящихся на определенной ограниченной территории. Общественную жизнь разделяют на несколько основных сфер.

— Работая в парах с п. 2 § 3 учебника и дополнительным материалом (интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии), охарактеризуйте основные сферы жизни общества и заполните таблицу.

Основные сферы жизни общества

Сфера

Характеристика

Экономическая

Материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения (предприятия, финансовые организации, инвестиции и т. д.).

То, что позволяет обществу имеющиеся в его распоряжении ресурсы (землю, труд, капитал и управление) запустить в производство и создать такое количество товаров и услуг, которое удовлетворяет жизненно важные потребности людей — в пище, жилье, досуге и т. п.

Политическая

Государственное устройство, законы и правовые нормы. Основой политических отношений являются власть и все элементы, связанные с ее осуществлением

Социальная

Взаимоотношения различных групп людей (классы, социальные слои, нации), положение человека в обществе, основные ценности и идеалы, установленные в той или иной группе.

Социальная сфера общества в широком значении — это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние население. В данном значении она охватывает почти все слои общества.

Социальная сфера в узком смысле — социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их

Духовная

Различные проявления творческого потенциала человека, его внутренний мир, представления о красоте, переживания, нравственные установки, религиозные воззрения, возможность реализовать себя в различных видах искусства

(Проверка выполнения задания.)

— Расположите сферы жизни общества по степени важности.

Свой выбор объясните.

(Проверка выполнения задания.)

Взаимодействуя в обществе, людям приходится отвечать на важные вопросы:

• Что следует делать?

• Что можно делать?

• Чего нельзя делать?

• Как нужно себя вести?

• Как себя вести не следует?

• Что в деятельности людей приемлемо?

• Что нежелательно?

— Изучите и прокомментируйте схему на с. 23 учебника. Работая в группах, установите роль норм в обществе, определите, как нормы контролируют, регулируют и направляют поведение человека. Приведите примеры.

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

3. Ступени развития общества

Попробуем охарактеризовать ступени развития общества.

— Разделитесь на три группы. Каждая группа, изучив п. 3 § 3 учебника и дополнительный материал, расскажет нам об определенной ступени развития общества от имени представителя этого общества.

Первая группа готовит сообщение о жизни человека в традиционном (аграрном) обществе.

Вторая группа готовит сообщение о жизни человека в индустриальном обществе.

Третья группа готовит сообщение о жизни человека в постиндустриальном (информационном) обществе.

Дополнительный материал для первой группы

Традиционное общество

В эпоху господства натурального хозяйства человек был включен в биологические циклы природы, был вынужден подстраиваться под них, соизмерять свои действия с ритмом сельскохозяйственного производства.

В традиционном типе общества преобладал патриархальный уклад жизни. Для него характерны приоритет коллективизма, принадлежность к общине. Цель и средства деятельности непосредственного производителя (крестьянина, ремесленника), качество и количество выпускаемой продукции определялись ассоциацией, к которой принадлежал человек (первобытной или крестьянской общиной, ремесленным цехом и т. п.), или представителями господствующего класса, в личной зависимости от которых этот производитель находился (сборщик ренты-налога, рабовладелец или феодал).

Развитие традиционного общества направлено на распространение человечества на большие территории и сбор природных богатств. Главным рычагом социального прогресса выступала передача знаний от стариков к молодежи, строгое следование однажды установленным обычаям и традициям. Наука не вмешивалась в общественное производство. Всеми общественными и жизненно важными явлениями руководила религия. Определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство.

Быстрая и необратимая трансформация традиционного общества начала происходить лишь с XVIII в. в результате промышленной революции. В настоящее время этот процесс захватил почти весь мир.

Дополнительный материал для второй группы

Индустриальное общество

С развитием промышленности пришла эпоха индустриального общества. Произошли коренные социально-экономические, политические и социокультурные процессы. Техника вторглась во все сферы жизни человека. Совершенствование орудий труда способствовало преодолению зависимости человека от природы, созданию предпосылок для перехода от естественных производительных сил к общественным. Развитие техники позволило человеку увеличить меру власти над природой.

Произошло перераспределение рабочей силы. Если в аграрном обществе в сельскохозяйственном производстве было занято от 70—80% и выше всего населения, то в индустриальном обществе эта доля падает до 10—15%. Основная часть населения (до 80—85%) работает на промышленных предприятиях. Резко увеличивается число горожан.

На смену личной зависимости приходит личная независимость. Каждый производитель сам определяет, что, как и сколько производить, кому, когда и при каких условиях реализовать свою продукцию.

Черты индустриального общества:

1) рост и развитие специального и высшего образования, науки, культуры, качества жизни;

2) переход к машинному производству;

3) урбанизация (быстрый рос городского населения);

4) неравномерное экономическое развитие — периоды стабильного роста чередуются со спадами и кризисами;

5) неограниченная эксплуатация природных ресурсов.

Для индустриального общества характерны резкий рост промышленного и сельскохозяйственного производства; ускоренное развитие науки и техники, средств коммуникации, изобретение газет, радио и телевидения; расширение возможностей просветительской и образовательной деятельности; рост населения и увеличение продолжительности его жизни; значительное повышение уровня и качества жизни в сравнении с предыдущими эпохами; повышение мобильности населения; разделение труда не только в рамках отдельных стран, но и в международном масштабе; централизованное государство; сглаживание горизонтальной дифференциации населения (деление его на касты, сословия, классы) и рост вертикальной дифференциации (деление общества на нации, «миры», регионы).

Дополнительный материал для третьей группы

Постиндустриальное общество

В ходе научно-технической революции наука превращается в непосредственную производительную силу. Центр тяжести переносится в непроизводственную сферу. Так, в середине 1980 гг. свыше 70% населения США было занято в сфере услуг. Если в аграрной экономике ведущим элементом была земля, а в индустриальной — капитал, то в постиндустриальном обществе решающим фактором становится информация, накопленные знания.

Если в XIX — первой половине XX в. главной формой коммуникации были газеты, журналы, книги, к которым затем добавились телефон, телеграф, радио и телевидение, то в настоящее время все они вытесняются средствами компьютерной связи. Знания и информация становятся стратегическими ресурсами. Это приводит к существенным изменениям в территориальном размещении производительных сил. В прежние времена города возникали на пересечениях торговых путей, в индустриальную эпоху — вблизи источников сырья и энергии, технополисы постиндустриальной эпохи вырастают вокруг научных центров и крупных исследовательских лабораторий (например, Кремниевая долина в США).

Научно-техническая революция создает предпосылки для развития отношений свободной индивидуальности. Личность выступает как самоцель общечеловеческого развития. Одновременно личность является главным орудием прогресса.

Выбор цели, пути ее достижения, а также организация непосредственного трудового процесса в постиндустриальном обществе становятся не технологической, а гуманитарной задачей. Это обусловливает высокую степень самостоятельности каждого человека, придает труду подлинно свободное творческое содержание.

(Презентация результатов работы групп.)

— Какие черты духовной жизни традиционного общества отразились в поучении Конфуция: «Не сдвигай с места камней, которые установил твой отец... Ибо если новшества надобно избегать, то древности следует держаться; если новое нечисто, то старое учение свято»?

Французский историк Ле Гофф писал: «Человек не видел никакого смысла в свободе... Без общины не было бы и свободы. Она могла реализоваться только в состоянии зависимости, где высший гарантировал низшему уважение его прав. Свободный человек — это тот, у кого могущественный покровитель».

— К какому обществу принадлежал человек, позицию которого озвучил ученый?

(Ответы учеников.)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

— Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 26 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

Изученный на сегодняшнем уроке материал можно представить в виде следующего кластера.

(Коллективное комментирование кластера.)

Оцените свою работу на уроке, продолжив следующие фразы.

• На сегодняшнем уроке я понял (а)...

• Я похвалил(а) бы себя за то, что...

• Сегодня на уроке было...

• Общение на уроке было...

Домашнее задание

1. Прочитать § 3 учебника.

2. Выполнить задания 1, 3 или 4 рубрики «В классе и дома» на с. 26, 27 учебника (на выбор).

3. Написать эссе на тему: «Человек не должен жаловаться на времена — из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его» (Т. Карлейль).






Для любых предложений по сайту: [email protected]