Обобщение и систематизация знаний по теме Личность и общество. Практикум - ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2017 год

Обобщение и систематизация знаний по теме Личность и общество. Практикум - ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания по теме «Личность и общество»; соотносить понятия человек и общество; объяснять, почему ученые характеризуют общество как форму совместной деятельности людей.

Планируемые результаты: предметные: применять и объяснять основные понятия изученной темы; определять основные факторы, влияющие на становление и развитие общества и личности, конкретизировать их примерами; анализировать явления социальной действительности; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; формировать относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; систематизировать информацию, выбирать верные критерии для ее сравнения, сопоставления; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; владеть устной и письменной речью; формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме; 2) регулятивные: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; давать определения понятий; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; предъявлять результаты своей деятельности в письменной и устной форме; личностные УУД: формирование познавательного интереса к изучению обществознания, важнейших нравственных ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности; определение своей жизненной позиции (смысл, цели, интересы и т. д.); овладевать способами обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок развивающего контроля.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Шли однажды по дороге философ и мыловар.

— Что толку в вашем учении? — спросил мыловар. — Посмотрите, сколько бед и страданий в мире!

Ничего не ответил философ. Пошли они дальше и увидели грязного ребенка, играющего в сточной канаве.

— Посмотрите на этого ребенка, — сказал философ. — Ваше мыло отмывает людей от грязи, а он — весь в грязи. Вот я и спрашиваю, так ли уж помогает мыло?

— Но мыло не может помочь, если им не пользоваться! — возразил мыловар.

— Верно! — ответил философ. — Так же и с учением. Оно не помогает, если не использовать его изо дня в день всю жизнь.

Вопросы к классу

— Как вы поняли смысл этой притчи?

— Какое отношение она имеет к теме нашего урока?

(Ответы учеников.)

Мы изучили тему «Общество и человек». На сегодняшнем уроке мы повторим и обобщим материал в ходе практической деятельности.

III. Работа по теме урока

Тестовый контроль

1. Подчеркните понятие, которое объединяет и обобщает все остальные приведенные понятия.

Социальные институты, политическая сфера, общество как система, духовная культура.

2. Общество в широком смысле этого слова — это:

1) объединение людей по сфере деятельности

2) исторический этап в развитии человечества

3) все способы и формы взаимодействия людей

4) специфические свойства определенного этапа развития человечества

3. Для обозначения единичного представителя человеческого рода используется термин:

1) личность

2) индивид

3) деятель

4) субъект

4. Одна из основных подсистем общества:

1) государство

2) религия

3) экономика

4) класс предпринимателей

5. К социальным относится потребность в:

1) самовыражении

2) познании окружающего мира

3) трудовой деятельности

4) жилище

6. Процесс освоения социальных ролей и культурных норм:

1) социализация

2) адаптация

3) самореализация

4) самосознание

7. Социальное качество, формируемое в процессе взаимодействия человека с обществом:

1) общение при помощи членораздельной речи

2) потребность в пище и воде

3) способность укрываться от опасности

4) необходимость поддержания теплового баланса

8. Человека как личность, прежде всего, характеризует(ют):

1) биологические особенности

2) тип нервной системы

3) умение общаться с другими людьми

4) состояние здоровья

9. Молодые ученые провели конференцию, посвященную перспективам развития отечественной науки, высказав опасность того, что низкий уровень доходов, отсутствие материальных стимулов к труду способствуют массовому отъезду молодых специалистов за рубеж. Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества, как:

1) экономическая и политическая

2) социальная, экономическая и духовная

3) духовная, политическая и экономическая

4) экономическая и социальная

10. Из двух суждений: а) общество является социальной организацией страны; б) общество является социальной организацией нации, народности, племени:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

11. Из двух суждений: а) соотношение сфер общественной жизни характеризуется их независимостью друг от друга; б) соотношение сфер общественной жизни характеризуется их сложными взаимосвязями и взаимовлиянием:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12. Из двух суждений: а) социальные институты делают связи между людьми случайными и хаотичными; б) социальные институты объединяют большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

13. Из двух суждений: а) духовность — это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности; б) духовность — это нравственно сориентированные воля и разум человека:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14. Из двух суждений: а) деятельность человека представляет собой цепь действий; б) деятельность человека, в отличие от поведения животного, характеризуется взаимодействием с природой:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

15. Соотнесите признаки реформы и революции.

1 Революция

В, Г

2 Реформа

А, Б, Д, Е

A) изменяет большинство сторон общественной жизни

Б) проводится органами государственной власти

B) носит скачкообразный характер

Г) является видом социального прогресса

Д) представляет собой частичное усовершенствование какой- либо сферы жизни общества

Е) изменяет основы существующего социального строя

(Проверка выполнения заданий.)

Практикум

— Разделившись на четыре группы выполните задания рубрики «Практикум» на с. 44 учебника.

Первая группа выполняет задание 2.

(Группа презентует свою работу в наглядной форме (схема или таблица).)

Вторая группа — задание 3.

(Группа презентует свою работу в форме диспута между представителями трех микрогрупп, придерживающихся той или иной точки зрения.)

Третья группа — задание 4.

(Группа презентует свою работу в форме таблицы.)

Четвертая группа — задание 5.

(Группа презентует свою работу в форме сообщения. Возможно использование иллюстративного материала.)

(Обсуждение результатов работы на уроке.)

Домашнее задание

Выполнить задания 7 или 8 рубрики «Практикум» на с. 45 учебника (на выбор).






Для любых предложений по сайту: [email protected]