Обществознание 9 класс - Поурочные разработки
Основы конституционного строя России
Цели: подвести учащихся к пониманию основ конституционного строя России; продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительными источниками, анализировать события, происходящие в стране, умение делать выводы и подводить итоги; способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику, патриотических чувств, гордости за страну в которой мы живем.
Оборудование: Конституция России, кроссворд.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (конституционный строй, выборы, референдум, государство, федерация, республика, самоопределение, сепаратизм, светское государство, гражданство, права человека), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Конституция России»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 13, 14
КАРТОЧКА № 13
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Как формировались конституционные идеи в России?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Когда и при каких условиях возникли первые проекты конституции в России?
- Готово ли было русское общество к введению конституции в стране?
- Какие шаги к конституции были сделаны в России в период «великих реформ» 2-й половины XIX в.?
- Почему Александру II не удалось ввести конституцию в стране?
- Почему манифест 17 октября 1905 г. принято считать первой русской конституцией?
- Что значит политико-пропагандистские функции Конституций СССР?
- Когда была принята ныне действующая Конституция России?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 14
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- В чем главные задачи Конституции Российской Федерации?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- На какие составные части делится Конституция России?
- Почему необходимо строгое соблюдение статей Конституции?
- Какие права человека закреплены в Конституции?
- Что значит прямое действие Конституции?
- Какие ценности закреплены статьями Конституции?
- Каковы основные задачи Конституции?
- Как организовано государственное управление в России?
- Какие задачи стоят перед органами правосудия в нашей стране?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради.
ВАРИАНТ Б
- Решите кроссворд:
По горизонтали: 3. Древнегреческий философ. (Аристотель.) 5. Французский просветитель, один из авторов идеи разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. (Монтескье.) 7. Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких- либо средств - воли, авторитета, права, насилия и т. д. (Власть.) 8. Общество без государства. (Анархия.) 10. Документ, обязательный к исполнению странами его подписавшими. (Конвенция.)
По вертикали: 1. Советский ученый, правозащитник. (Сахаров.) 2. Правитель Афин, создатель законов заложивших основы афинской демократии. (Солон.) 4. Основной закон страны. (Конституция.) 6. Немецкий философ, впервые применивший понятие «правовое государство». (Кант.) 9. Один из основных, наряду со свободой, идеалов справедливого общественного устройства. (Равенство.)
ВАРИАНТ В
- Закончите утверждение специалистов о трех главных задачах стоящих перед Конституцией России:
1. Закрепить и гарантировать фундаментальные... (права человека).
2. Упорядочить... (государственную власть).
3. Утвердить... (правосудие).
ВАРИАНТ Г
Фронтальный опрос класса
- Что такое конституция? (Основной закон страны.)
- Когда и где впервые была создана конституция? (1787 г., конституция США.)
- Какой документ считается первой Конституцией нашей страны? (Первая Конституция была принята в 1918 г. - Конституция РСФСР; закон имевший силу Конституции, - Манифест 17 октября 1905 г.)
- Сколько конституций было принято в России? (5.) Когда они принимались? (В 1918 г., 1924 г., 1936 г., 1977 г., 1993 г.)
- Почему в Конституции РФ закреплено ее прямое действие на территории всей страны? (Потому что все остальные нормативные и подзаконные акты в стране, принимаемые центральными и местными органами власти, должны соответствовать Конституции РФ.)
- Какими правами обладают граждане России? (Гражданскими, политическими, социальными, экономическими и духовными.)
- Каковы обязанности граждан РФ? (Защищать Отечество. Платить налоги. Беречь природу, памятники истории и культуры. И др.)
3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 13 и 14, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы
План
1. Конституционный строй.
2. Основы государства.
3. Основы статуса человека и гражданина.
4. Основные принципы.
Задача для учащихся: выяснить, что является «высшей ценностью» нашего государства? Какой принцип важней: «государство для человека» или «человек для государства»? Каковы основные принципы государства, заложенные в Конституции России?
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и дополнительным материалом.
Учебник 1 (с. 212-217) или учебник 2 (с. 26), текст Конституции России.
Задание для учащихся: определите принципы, составляющие основу конституционного строя нашей страны.
Глава 1. Основы конституционного строя
Статья 1
1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 3
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.
Статья 4
1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Статья 5
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Статья 6
1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Статья 7
1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, Материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 8
1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Статья 9
1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Статья 10
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Статья 11
1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Статья 12
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Статья 13
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
4. Общественные объединения равны перед законом.
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Статья 14
1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 15
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Статья 16
1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. [29]
2. Беседа по тексту учебника и Конституции России. Проверка записей в тетради учащихся
Вариант ответа в тетради:
Основные принципы, заложенные в Конституции России:
• человек и гражданин, его права и свободы как высшая ценность;
• народовластие и республиканская форма правления, отвечающая требованиям демократии и правового государства;
• федеративное устройство, основанное на государственной целостности страны;
• социальная защита человека;
• разделение властей;
• гарантии местного самоуправления;
• политическое и идеологическое многообразие, многопартийность;
• единство экономического пространства, многообразие и равенство форм собственности;
• высшая юридическая сила и прямое действие Конституции;
• отделение церкви от государства.
Принципы первой главы Конституции неизменны. Отменить или пересмотреть их возможно только с изменением Конституции.
IV. Закрепление изученного на уроке
- Когда была принята Конституция Российской Федерации?
- Что считается обязанностью государства?
- Что такое суверенитет?
- Как вы понимаете: Россия - социальное государство?
- На какие ветви разделена государственная власть в России?
- Что значит прямое действие Конституции?
V. Подведение итогов урока
- Что является «высшей ценностью» нашего государства?
- Какой принцип важней: «государство для человека» или «человек для государства»?
- Каковы основные принципы, заложенные в Конституции России?
Домашнее задание
1. Прочитать § 34 учебника 1 (с. 212-217) или § 3, 4 учебника 2.
2. Подготовить устные ответы на вопросы:
- Какие принципы заложены в конституционный строй Российской Федерации?
- Каковы основы нашего государства?
3. В тетради выполнить задание 3 на с. 218-219 учебника 1 или практикум на с. 29 учебника 2.
Дополнительный материал
Народ и партия похожи
Вот во Франции, например, полицейские взяток не берут. Там балльная система и за каждое нарушение у водителя снимают баллы. Всего их 12, за серьезное превышение скорости (ну, например, если ехать по городу со скоростью 90 км/час) снимают 3 балла. Четыре раза проехался - и тебе приходит письмо с просьбой сдать права. Физкульт-привет! А если гнать под 120, права можно отдать первому встречному полицейскому и изучать схему передвижения общественного транспорта.
Нет, конечно, это возмутительно, что российские гаишники берут взятки, но покажите мне водителя, который согласится на французский вариант?
Вот так и с итогами выборов в Государственную Думу. За семь последних лет общество и власть достигли своеобразного консенсуса, суть которого состоит в том, что власть обеспечивает стабильность, благополучие и не вмешивается в частную жизнь граждан. А граждане в свою очередь не мешают власти заниматься ее важными делами и готовы с пониманием относиться к ее проблемам. Почти 44 миллиона избирателей, проголосовавших за «Единую Россию», - прямое подтверждение тому, что такая ситуация большинство из нас устраивает. При этом совершенно очевидно, что утверждать, будто общество (как, впрочем, и власть) всем довольно, неправильно. К примеру, всем бы хотелось, чтобы пенсионеры получали нормальные пенсии, и чтобы уже наконец что-то было сделано с медициной и образованием, и решили бы жилищную проблему... И вот тут мы опять возвращаемся к гаишникам и взяткам.
В каком-то смысле сегодняшняя ситуация напоминает начало 70-х, когда цены на нефть тоже были высокими, государство крепило оборону и запускало космические ракеты, а благосостояние советского человека стремительно росло. Наши мамы и бабушки покупали хрусталь, записывались в очередь на румынские стенки и автомобили «жигули», ездили загорать в Сочи (а продвинутые интеллигенты - в Крым). А вечерами на кухне те же в общем-то люди ругали советскую власть и уже начинали рассказывать анекдоты про Пу..., то есть про Брежнева.
Конечно, сегодня система потребления серьезно изменилась. На смену «жигулям» пришли иномарки, а место Сочи в сердцах граждан заняла Турция. Но договоренность осталась прежней.
На самом деле в этом и кроется главная опасность для нашего будущего. Отделив самих себя от власти, мы рискуем повторить не только 70-е, но и 80-е, и 90-е.
Когда общество перестает взаимодействовать с властью, власть теряет ориентиры, и ей в голову приходят странные идеи. Например, повернуть вспять реки или ввести войска в Афганистан. На этом, как показывает исторический опыт, благополучие общества заканчивается, а затем заканчивается и благополучие власти.
Для того чтобы этого не случилось, на жертвы должны идти и власть, и общество. Общество, например, в лице водителей должно безропотно отдавать права в случае грубого превышения скорости, а власть - не просто периодически прислушиваться к голосу критиков, но и инициировать и поддерживать полемику по важным проблемам - может, и критиканы что умное скажут.
Процесс этот, безусловно, взаимный. Но без него сохранить и приумножить то, что уже достигнуто, практически невозможно.
Это пока все хорошо. [57]