СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ - Право

Обществознание - Поурочные разработки 9 класс - 2014 год

СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ - Право

В курсах «История России» и «Всеобщая история» учащиеся знакомились с некоторыми основами семейных правоотношений в различные исторические эпохи. На уроках обществознания в 6—8 классах заложены представления о семье как малой группе, первичной социальной ячейке общества, о правах и обязанностях членов семьи, правах ребёнка. Урок по теме «Семейные правоотношения» раскрывает основы семейного права Российской Федерации. В качестве опорных выступают изученные на уроках права понятия «правоотношения», «права ребёнка».

Задачи урока

1. Сформировать у учащихся базовые знания в области семейных правоотношений.

2. Развивать умения работать с источниками права, проводить правовой анализ социальной информации.

3. Создать условия для осознания ценности семьи, воспитания ответственности по отношению к семейным обязанностям.

4. Способствовать развитию следующих универсальных учебных действий: развитие морального и правового сознания; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; переработка и структурирование информации, анализ объектов с целью выделения существенных признаков; выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждений; учёт разных мнений, владение средствами решения коммуникативных задач.

Оборудование урока

Мультимедиапроектор, компьютер, учебник, Семейный кодекс Российской Федерации (http://lawlist.narod.ru/library/codex.htm), «Дидактические материалы», таблица «Понятия «семья» и «брак» и схема «Права и обязанности супругов» (компьютерные версии или представленные на доске), сайт «Православие.ru» (http://www.pravoslavie.ru). План изучения нового материала

1. Юридические понятия семьи и брака.

2. Условия и порядок заключения брака.

3. Сущность и особенности семейных правоотношений.

4. Правоотношения супругов.

5. Правоотношения родителей и детей.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания.

Начальный этап урока рекомендуется провести в форме дискуссии на основании текста введения и рубрики «Подумаем». При обсуждении вопроса, может ли семья существовать без брака, а брак без семьи, рекомендуется использовать таблицу «Понятия «семья» и «брак».

Понятия «семья» и «брак»

Семья

Брак

Малая группа, члены которой состоят в браке и родстве, связаны общностью быта, взаимной заботой, воспитанием детей, взаимопониманием и поддержкой

В семейном праве добровольный, равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов

Учащиеся высказывают различные точки зрения. В своём комментарии учитель помогает раскрыть понятия с позиции юридических правоотношений.

1. Изучение первого вопроса проводится в форме объяснения с элементами беседы. Раскрыть этот вопрос учитель может на основании ситуации, приведённой в учебнике. Необходимо обратить внимание школьников на то, что с точки зрения права гражданский брак — это юридически оформленные отношения. Заключение брака порождает юридические права и обязанности супругов по отношению друг к другу и к их детям. Согласно ныне действующему Семейному кодексу Российской Федерации незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины (ситуация, которая в быту нередко называется гражданским браком) не порождает брачных прав и обязанностей, хотя права детей, рождённых вне брака, не отличаются от прав детей, рождённых в браке.

Опросы общественного мнения показывают, что сожительство (проживание в незарегистрированном союзе) — достаточно широко распространённое явление и среди молодёжи, и среди лиц среднего возраста. Социологи считают, что нельзя объяснять это явление распространением безответственного отношения к длительным прочным отношениям в браке. Многие участники подобных союзов рассматривают их как замену брака. Широко распространено мнение: «Штамп в паспорте не является залогом любви и счастья». Но статистика свидетельствует, что сожительство весьма недолговечная форма отношений. Большинство таких союзов в течение 3—5 лет либо распадается, либо перерастает в зарегистрированный брак.

Разбор определения брака как союза мужчины и женщины, имеющего целью создание семьи, заключённого в установленном законом порядке и порождающего взаимные права и обязанности супругов, позволяет определить особенности брака. Они чётко разъяснены в разделе «Юридические понятия семьи и брака» § 18. Закрепить усвоение материала поможет схема, нарисованная учителем на доске или продемонстрированная с помощью мультимедиапроектора.

Учащимся даётся задание завершить схему, определив недостающие термины. (Ответ: А — брак, Б — семья.)

В рубрике «Факты» упоминается о правовом значении церковного брака (венчания) в дореволюционной России. Учитывая возросший интерес современной молодёжи к венчанию, учитель, принимая во внимание состав класса, может показать отношение к браку в православии: «Брак... есть великая тайна единения двух душ в образе единения Христа с Церковью. Муж и жена получают полноту и цельность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого. Чтобы быть достойным отображением таинственного союза Иисуса Христа с Церковью, соединяющиеся в супружестве должны всё низшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону поставить в зависимость от духовно-нравственной. Нравственная связь, союз любви и внутреннее единство между супругами при этих условиях являются настолько крепкими, что их не может ослабить самая смерть» (О таинстве брака. По материалам сайта http://www.pravoslavie.ru).

2. Для изучения второго вопроса организуется практическая работа с источником (учащиеся работают с текстами «Дидактических материалов»1 по вопросам, приведённым в пособии).

Подводя итоги деятельности учащихся, учитель обращает внимание на вывод в учебнике: «Официальная регистрация брака законодательно подтверждает создание семьи, ставит её под защиту государства и приводит к возникновению семейных правоотношений».

3. Организуется фронтальная работа учащихся с текстом раздела учебника «Сущность и особенности семейных правоотношений», результаты которой оформляются в виде таблицы.

Задание: используя информацию учебника, заполните таблицу «Семейные правоотношения».

Семейные правоотношения

Сущность

Урегулированные нормами семейного права общественные отношения (связи), выраженные в правах и обязанностях членов семьи и возникающие из брака, родства и некоторых других оснований

Источник

Семейный кодекс РФ, положения Конституции, принципы и нормы международного права

Особенности

Субъектами семейного права являются члены семьи — супруги, родители, дети, другие родственники.

Основание возникновения семейных правоотношений — брак, родство, материнство, отцовство

Содержание

Неотчуждаемые личные (неимущественные, первичные) и имущественные (производные от личных, вторичные) юридические права и обязанности членов семьи

Виды

Супружеские правоотношения (права и обязанности супругов при вступлении в брак и в период брака).

Родительские правоотношения (права и обязанности родителей и детей)

4. Для изучения этого вопроса рекомендуется использовать схему «Права и обязанности супругов». С помощью учащихся учитель разъясняет основные положения.

Права и обязанности супругов

Вопрос об имущественных правах супругов можно рассмотреть на основании текста параграфа или соответствующих статей глав 7 и 8 Семейного кодекса РФ. Учитель вводит и объясняет юридический смысл понятий «законный режим имущества супругов» и «договорной режим имущества супругов», после чего учащиеся читают ст. 33, 34, 35, 37, 40, 42 Семейного кодекса или соответствующий материал учебника.

Для объяснения понятия «договорной режим имущества супругов» можно использовать также «Дидактические материалы».

5. Учитель акцентирует внимание учащихся на сущности прав и обязанностей родителей по отношению к детям. В их число входит право и обязанность воспитывать детей, т. е. заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; право и обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители должны защищать интересы своих детей и содержать их. Права и обязанности родителей ограничены во времени: достижение ребёнком совершеннолетия (18 лет) означает их прекращение. В свою очередь дети обязаны оказывать моральную помощь и поддержку своим родителям, а трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

Данный раздел содержит значительный блок информации, посвящённый правам ребёнка. Для органичного включения в урок учащимся предлагается вопрос: как связаны права ребёнка в семье и права и обязанности родителей? Показать, что обязанности родителей сочетаются с правами детей и способствуют их реализации, можно, привлекая внимание учащихся к таблице, нарисованной на доске, в которой изначально заполнен первый столбец. Учащимся даётся задание: используя информацию учебника, раскройте содержание незаполненной части таблицы. Задание выполняется устно. (Ниже приводится заполненная таблица, в которой во втором столбце дано примерное содержание ответов учащихся.)

Права ребёнка

Права ребёнка

Как родители или государство обеспечивают соблюдение каждого права

Жить и воспитываться в семье, получать от родителей заботу и надлежащее воспитание

Родители обязаны воспитывать детей, обеспечивать им нормальные условия жизни в семье. В случае уклонения от выполнения родительских обязанностей предусмотрены юридические санкции вплоть до лишения родительских прав или уголовной ответственности

Выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы

Учёт мнения ребёнка, достигшего 10 лет, является обязательным, если оно не противоречит его собственным интересам

Право на защиту

Родители являются представителями своего ребёнка в отношениях с третьими лицами. Когда ребёнку требуется защита от самих родителей, он может обратиться в органы опеки и попечительства, а с 14 лет — в суд

Право на общение с обоими родителями, дедушками, бабушками и другими родственниками

Родитель, проживающий раздельно, вправе и обязан участвовать в воспитании ребёнка, общаться с ним. Соответственно другой родитель не имеет права этому препятствовать. Противоправен также запрет родителей (или одного из них) кому-либо из родственников видеться с ребёнком

Право на содержание от своих родителей

В случае невыполнения обязанности по содержанию государство взыскивает алименты с родителей, уклоняющихся от выполнения своих обязанностей

Тема имеет важное значение для понимания тенденций и процессов, в том числе и негативных, характерных для современного социума (нестабильность современной семьи, рост числа неполных семей, угрожающая демографическая ситуация и т. д.). Укрепление семейных отношений — один из факторов, ведущих к повышению рождаемости, к выходу из демографического тупика. С целью поддержки семьи в Российской Федерации совершенствуется законодательство, решаются некоторые экономические проблемы (материнский капитал).

Неблагополучные дети, неблагополучные семьи, к сожалению, стали одной из примет российской действительности. Сделать всё для того, чтобы ребёнок воспитывался в семье, был окружён семейной заботой и вниманием, — направление государственной политики.

Данная тема важна не только для формирования правовой культуры подростков. Такая часть социума, как семья, является важнейшим институтом социализации, представляет единство многообразных форм общественных отношений. Именно в семье складывается значительная часть личного социального опыта подростка, вырабатываются нормы и образцы поведения, регламентирующие взаимодействие между членами семьи. Изучение темы даёт знания, позволяет уточнить или скорректировать представления учащихся о юридических нормах семейных отношений, формируя юридически правильные основы выполнения социальной роли члена семьи.

Домашнее задание: § 18 учебника; вопросы 1, 4, 5 рубрики «Проверим себя»; одно из заданий рубрики «В классе и дома» (по выбору учащегося).

Литература для учителя

Семейный кодекс Российской Федерации.

Пчелинцева Л. М. Семейное право России: учеб, для вузов / Л. М. Пчелинцева. — М., 2008.

Семейное право России: учеб, для вузов // Электронное учебное пособие. 2006.

Социология и демография семьи // Материалы II Всероссийского социологического конгресса (Москва, 30 сентября — 2 октября 2003 г.). На сайте http://lib.socio.msu.ru/


1 Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. — М., 2002. — Тема 48. — Тексты 1, 2, 3. В электронном формате: http://www.prosv.ru/metod/bogolubov8-9/index.htm






Для любых предложений по сайту: [email protected]