Обществознание: Сдаем без проблем! - подготовка к ЕГЭ
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий сборник заданий по обществознанию для учащихся 9—11 классов составлен в полном соответствии с обязательным минимумом содержания обществоведческого образования и ориентацией на подготовку к ЕГЭ по обществознанию как новой формы экзамена. Он адресован как учащимся — для самопроверки усвоенных знаний при изучении курса, так и учителям — для организации текущей проверки знаний на уроках.
Удобство тематического сборника заданий состоит в том, что он содержит:
• требования обязательного минимума содержания среднего основного общего образования к данной содержательной линии;
• основные понятия темы с подробным анализом;
• инструкции к выполнению заданий различных типов и видов разного уровня сложности (базового, повышенного, высокого);
• ответы ко всем заданиям.
При составлении заданий использованы материалы Портала информационной поддержки единого государственного экзамена (eqe.edu.ru).
Обществознание — интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных, наук — наук о человеке и обществе, — учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе.
Принято выделять следующие типы заданий:
• задания первого типа (уровень А) — с выбором ответа;
• задания второго типа (уровень В) — с кратким ответом;
• задания третьего типа (уровень С) — со свободным развернутым ответом.
Важно понимать различия между типами и разновидностями заданий, так как на их основе строится каждый вариант ЕГЭ. От умения выполнять задания разных типов зависит успех на экзамене. Поэтому, начиная работать с этим сборником, внимательно прочитайте раздел «Типовые задания и методические указания по их выполнению».
На экзамене по обществознанию проверяются следующие умения:
• распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
• оценивать различные суждения о социальных объектах, явлениях, процессах с точки зрения общественных наук; анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в схемах, диаграммах, таблицах;
• применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор позиций из предложенного списка;
• различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
• называть и применять термины, понятия и социальные явления в соответствии с предлагаемым контекстом;
• перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса;
• раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
• осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных тестов (философских, научных, публицистических);
• применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
• формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Не бойтесь трудностей при выполнении заданий. Не пасуйте перед творческим вызовом отдельных заданий, не упускайте шанс для самовыражения, постоянно проверяя себя по предложенным в сборнике стандартам (требованиям обязательного минимума содержания, основным понятиям каждой темы). Такие требования учитывать чрезвычайно важно, так как они являются нормативными для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников и к приему абитуриентов в вузы и ссузы.
Желаем успехов!