Обществознание: Сдаем без проблем! - подготовка к ЕГЭ
Тема 5. Экономическая сфера жизни общества - ОТВЕТЫ
Часть 1
№ задания |
Ответ |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
4 |
2 |
5 |
2 |
6 |
2 |
7 |
3 |
8 |
4 |
9 |
4 |
10 |
4 |
11 |
1 |
12 |
3 |
13 |
3 |
14 |
3 |
15 |
3 |
16 |
2 |
17 |
4 |
18 |
4 |
19 |
3 |
20 |
2 |
21 |
4 |
22 |
3 |
23 |
2 |
24 |
2 |
25 |
2 |
26 |
4 |
27 |
3 |
28 |
3- |
29 |
1 |
30 |
3 |
31 |
1 |
32 |
1 |
33 |
4 |
Часть 2
№ задания |
Ответ |
1 |
Экономика |
2 |
Общественных |
3 |
2, 3, 6, 8 |
4 |
Спросом |
5 |
4, 1, 2, 3 |
6 |
1, 3, 5 |
7 |
1, 2, 5 |
8 |
Поддержка конкуренции или антимонопольное законодательство |
9 |
2, 1, 2, 2, 1, 1 |
Часть 3
1. Определите, о предприятии какой формы собственности идет речь в следующем примере, и назовите права его работников: «Работники предприятия «Старт» стремятся сделать производство более эффективным, так как получают часть дохода предприятия, владея его ценными бумагами. Это право на доход сохраняется за ними и после увольнения».
Ответ:
• в приведенном примере говорится об акционерном обществе;
• права работников акционерного общества следующие: на получение доходов предприятия; участие в делах предприятия; при этом процентная ставка дохода зависит от количества приобретенных акций.
2. Отметьте реальные, а не декларативные преимущества рыночной экономики. Ответ обоснуйте.
Ответ: 1, 2, 3, 5.
п. 1.: в результате действия закона «спроса и предложения» происходит постоянное стимулирование эффективности производства, т. е. стремление производителя к улучшению качества продукции и уменьшению затрат на него для получения большей прибыли;
п. 2.: в результате возникает тождество личных и общественных интересов, т.е. в равном выигрыше находятся как производитель, так и потребитель продукции;
п. 3.: следствием является эффективное (через индивидуальные, децентрализованные решения) функционирование и приспособление к изменениям;
п. 5.: что и обеспечивает экономическую свободу производителя и потребителя.
Ответ допускает иные обоснования, не противоречащие смыслу суждений.
3. «Конкуренция — жизнь торговли и смерть торговцев» (Э. Хаббард).
1) Как вы понимаете слова Э. Хаббарда?
Ответ:
В ходе конкуренции происходит вытеснение неэффективных производств.
2) Не является ли «смерть торговцев» проявлением антигуманности конкуренции?
Ответ:
Рынок выполняет «санирующую» функцию, вытесняя не просто неэффективные производства, но и те, которые не обеспечивают потребности потребителей.
3) Каковы методы конкуренции в условиях рыночной экономики?
Ответ:
• ценовая — ведется посредством «сбивания» цен;
• неценовая — усовершенствование техники и организации производства, снижение стоимости, повышение качества производства.
4) Приведите два примера влияния рынка на производство.
Примеры должны соответствовать раскрытию сущности проблемы.
4. Два экономиста вели спор на тему: «Чему правильнее уделить большее внимание в такое сложное время, которое сейчас переживает Россия, — экономике или культуре?». Один уверял: «Конечно, экономике! В ней — корень проблем!» Второй возражал: «Правильно ли это? Может быть, истина заключается как раз в обратной логике: если забросить культуру, образование, то любые первоначальные успехи в экономике со временем сойдут на нет, поскольку она не может в конце концов достичь больших результатов в бескультурном, духовно деградировавшем обществе».
1) Какая проблема поднята в этом споре?
Ответ:
В споре поднята проблема взаимосвязи двух сфер жизни общества — экономической и духовной.
2) Как вы думаете, кто прав в этом споре? Почему? Ответ:
Например, дан ответ, что в данном споре прав второй оппонент, так как, «если забросить культуру», произойдет общая деградация общества и не для кого будет производить продукцию.
Возможен другой вариант ответа с аргументацией.
3) Приведите две поговорки, пословицы, иллюстрирующие взаимосвязь экономики и образования, экономики и культуры.
Допускаются различные примеры, раскрывающие сущность проблемы.
4) Приведите два примера современной действительности или из истории, подтверждающие, на ваш взгляд, правоту одного из спорящих.
Ответ:
Например, паровоз отца и сына Черепановых в крепостной, необразованной России надолго был забыт.
Допускаются различные примеры, раскрывающие сущность проблемы.
5. Правильные ответы на задания к тексту могут быть следующими.
1) Какие экономические проблемы рассматривает автор? Укажите две из них.
Ответ:
• общество и разделение труда;
• производство и разделение труда;
• работник и разделение труда.
2) Какие три последствия, по мнению автора, имеет углубление разделения труда?
Ответ:
• рост производительности труда;
• увеличение объемов производства;
• рост благосостояния граждан;
• рост квалификации работников.
3) Подтвердите тремя примерами вывод автора о том, что чем выше уровень промышленного развития страны, тем сильнее в ней развито разделение труда.
Могут быть приведены примеры:
• отделение профессий и специальностей друг от друга;
• повышение производительности труда;
• внедрение новой техники и технологий.
4) На основе авторского текста и знаний курса назовите три фактора, влияющие на производительность труда.
Ответ:
• уровень квалификации работников;
• технический прогресс;
• разделение труда.
6. Укажите три способа! преодоления отчуждения работника от собственности, условий и результатов труда.
Ответ:
• различные формы приватизации и собственности;
• демократизация управления производством;
• гуманизация условий труда.
Могут быть названы другие способы отчуждения работника от собственности.