Часть 3 (С) - Тренировочные задания

Обществознание «Политика» - Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ

Часть 3 (С) - Тренировочные задания

Часть 3 (С)

Для ответов на задания этой части (C1—С9) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (C1, С2 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него.

Количество баллов, выставляемых за задания части 3 (С), зависит от полноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будет и полный правильный, и частично правильный ответ.

Прочитайте текст и выполните задания C1—С4.

«Есть в обществе особый тип власти. Его главной отличительной чертой является то, что решения, принимаемые субъектом власти, становятся обязательными для всех членов общества, всего населения. Это могут быть решения об определённом порядке взимания налогов, порядке, регулирующем право собственности, порядке рассмотрения и разрешения конфликтов и споров и многое другое. Этот тип власти называется политическим.

В основе политической власти лежит особый тип социального неравенства — неравенство политическое. <...>

...Разделение людей на принимающих политические решения, осуществляющих управление обществом, и на исполнителей сохранилось. Изменился лишь порядок формирования группы управляющих, он стал более демократичным, открытым, а сама группа стала более подвижной, внутренне неоднородной. Эта группа получила в политологии и социологии собственное название — политическая элита, которая перестала совпадать с сословным или экономическим делением общества.

В основе политического неравенства лежит неравенство политических статусов. Право принимать ответственные политические решения человек получает именно благодаря своему особому статусу в иерархической структуре общества, становясь членом правительства, депутатом парламента, лидером политической партии и т. п. <...>

Политическое правительство создаёт предпосылки для управления обществом. Ведь для координации жизни социума необходим своеобразный управленческий центр, «мозговой штаб», а также преодоление центробежных тенденций, эгоизма, индивидуального и группового интересов. Вот почему история общества — это не история ликвидации политического неравенства, а поиск и создание эффективных способов его организации, чтобы само политическое неравенство не консервировало общество, а способствовало его развитию.

Воспроизводству отношений политической власти способствуют нормы и правила, регламентирующие этот тип отношений» (Пушкарёва Г. В. Власть как социальный институт // Социально-политический журнал. 1995. № 2. С. 87—88.).

С1. Опираясь на текст, укажите главную отличительную черту политической власти.

С2. Какими особенностями, по мнению автора, характеризуется политическое неравенство на современном этапе?

С3. Право принимать ответственные политические решения, как отмечает автор, получает человек, обладающий особым статусом в иерархической структуре общества. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера факторов, влияющих на достижение человеком в современном обществе такого статуса.

С4. В чём видит автор значимость норм и правил, регламентирующих отношения политической власти? Укажите любые три примера данных норм.

С5. 1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданское общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданском обществе.

2. Какой смысл обществоведы вкладывает в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической партии.

3. Назовите основные особенности политической системы современного российского общества.

С6. 1. Приведите три примера выполнения государством своих внешнеполитических функций.

2. Раскройте на трёх примерах отличия в формировании государственной власти в парламентской и президентской республиках.

3. Проиллюстрируйте двумя примерами возрастание роли средств массовой информации в политической жизни общества.

С7. 1. Французский просветитель, правовед и философ Ш. Монтескье в своём труде «О духе законов» (1748 г.) писал: «Для того чтобы предупредить... злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую. Когда законодательная и исполнительная власти объединяются в одном и том же органе... не может быть свободы. С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной... И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти».

Основоположником какой теории в политологии стал Ш. Монтескье? В чём заключается её сущность? Приведите три примера, подтверждающие вывод автора о том, что всему наступит конец, «если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти».

2. Случайно ли у разных народов появились различные формы правления и государственно-территориального устройства? Какие факторы способствуют складыванию определённой формы государства? Приведите три фактора.

3. В Японии до 1993 года неизменно правившая Либерально-демократическая партия постоянно опережала вдвое или более того вторую по значимости партию (Социалистическую), которая получала порядка 20% голосов. Из-за того, что прочие партии, представленные в парламенте, имели очень мало общего с социалистами, либеральные демократы не встречали трудностей в организации работы кабинета министров и утверждении своих законопроектов. Можно ли констатировать, что в Японии существовала однопартийная система? Если нет, то как бы вы охарактеризовали эту партийную систему? Свою позицию аргументируйте.

С8. 1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Государство». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

2. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ цо теме «Политический режим». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политическое участие». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

С9. 1 Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятых в приведённых высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре» (У. Шекспир).

2. «Политика — это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений» (Ф. Бурлацкий).

3. «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж. Ж. Руссо).

4. «Как в природе, так и в государстве легче изменить сразу многое, чем что-то одно» (Ф. Бэкон).

5. «Лучшее лекарство от болезней демократии — больше демократии» (А. Смит).

6. «Избирательный бюллетень сильнее пули» (А. Линкольн).






Для любых предложений по сайту: [email protected]