Тренировочные задания - ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Обществознание полный экспресс-репетитор разбор всех экзаменационных ЕГЭ

Тренировочные задания - ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А 1. Человек, согласно современным представлениям, есть существо

1) духовное

2) социальное

3) биологическое

4) биосоциальное

2. Иван — высокий, худощавый, с красивыми чертами лица, мужественный, расчётливый, медлительный и осторожный. Всё это характеризует Ивана как

1) личность

2) гражданина

3) индивидуальность

4) профессионала

3. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?

А. Муравьи и другие «социальные» животные трудятся так же, как и люди.

Б. Все особи животных, в отличие от людей, всегда действуют согласно генетической программе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Какой признак характеризует человека как личность?

1) нейродинамические свойства мозга

2) психофизиологические функции

3) непринуждённость в деятельности

4) жизненная позиция

5. Определение: «Обобщённая система взглядов человека на мир в целом, на своё собственное место в нём, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности» относится к понятию

1) менталитет

2) мировоззрение

3) сознание

4) мироощущение

6. Сущность какого вида мировоззрения раскрывает приведённое утверждение: «Самый важный для нас вопрос есть вопрос о человеке. Всё от него исходит и всё к нему возвращается»?

1) теоцентризма

2) наукоцентризма

3) природоцентризма

4) антропоцентризма

7. Верны ли следующие суждения о мировоззрении?

А. Мировоззрение присуще только индивиду.

Б. Мировоззрение определяет общую направленность личности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. К религиозному мировоззрению не относится

1) тесная связь с мировым культурным наследием

2) стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей

3) ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека

4) формулирование совокупности рационально построенных прогнозов

9. И чувственное, и рациональное познание

1) формирует представления и знания о предмете

2) начинается с ощущения

3) даёт наглядный образ предмета

4) использует логическое умозаключение

10. Какому знанию соответствуют следующие выражения: «наглазок», «чуть-чуть», «щепоточка»?

1) научному

2) художественному

3) практическому

4) житейскому

11. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Познание относится к базовым потребностям человека.

Б. Познание всегда носит творческий характер.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12. Утверждение: «Товар имеет стоимость» является примером

1) представления

2) понятия

3) суждения

4) умозаключения

13. Знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним, есть

1) закон

2) истина

3) проблема

4) принцип

14. Утверждение: «Гавайские острова лежат в Тихом океане» является примером

1) относительной истины

2) заблуждения

3) субъективной истины

4) абсолютной истины

15. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Абсолютной истиной называют знание, с которым все согласны, поскольку это то, что очевидно, что нельзя представить иначе.

Б. Относительная истина представляет собой знание, достаточное для успешного ведения человеком своих дел.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

16. Относительность истины заключается

1) в неполноте научных теорий

2) в субъективности формы познания истины

3) в приблизительности суждений «истина» и «ложь»

4) во всём перечисленном

17. Основа человеческого существования — это

1) дружба

2) любовь

3) потребительство

4) деятельность

18. Осуществление анализа возможных последствий планируемых реформ в обществе — это пример деятельности

1) ценностно-ориентировочной

2) познавательной

3) прогностической

4) материально-производственной

19. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека выражается в приспособлении к природной среде путём её масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования.

Б. Деятельность человека предполагает сознательную постановку целей, связанных со способностью анализировать ситуацию.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

20. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся

1) привычки

2) влечения

3) мотивы

4) эмоции

21. Целенаправленное отношение человека к какому- либо объекту его потребности — это

1) способность

2) интерес

3) убеждение

4) принцип

22. Гражданин Н., будучи врачом, в свободное от работы время пишет пейзажи. Потребность какого вида удовлетворяет гражданин Н. таким образом?

1) духовную

2) биологическую

3) социальную

4) органическую

23. Верны ли следующие суждения об интересе человека?

А. Интерес человека всегда сочетается с его склонностью.

Б. Интерес человека является важнейшим побудительным мотивом к различным видам деятельности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

24. Гражданка К., выйдя на пенсию, помогает дочке в воспитании внука-первоклассника: провожает его в школу, отводит домой после окончания уроков, помогает ему выполнять домашние задания. Причина — в привязанности гражданки К. к маленькому человеку, в заботе о нём. Потребность какого вида удовлетворяет гражданка К. таким образом?

1) физиологическую

2) экзистенциальную

3) престижную

4) социальную

25. Специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решения и совершать поступки в соответствии со своими идеалами, интересами и целями — это

1) ответственность

2) свобода

3) потребность

4) необходимость

26. Утверждение: «Включай в свой сегодняшний выбор средств воздействия на природу только такие, которые позволяют сохранить будущую целостность человека» иллюстрирует понятие

1) свободы

2) творчества

3) познания

4) ответственности

27. Верны ли следующие суждения о свободе личности?

А. Свобода личности проявляется в осознанном следовании установленным нормам.

Б. Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

28. Михаил исключает всякую возможность выбора. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что Михаил — фаталист?

1) признаёт предопределённость всякого действия человека

2) отстаивает свою систему ценностей

3) обладает убеждениями

4) признаёт проблемы, которыми живёт общество

29. Какой из признаков характеризует общество как систему?

1) постоянное развитие

2) часть материального мира

3) обособление от природы

4) способы взаимодействия людей

30. Школы, вузы, театры, музеи относятся к сфере общественной жизни

1) экономической

2) социальной

3) политической

4) духовной

31. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество — это население Земли, совокупность всех народов.

Б. Общество — это определённая группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

32. Создание Государственного совета в РФ как совещательно-консультативного органа глав субъектов России при Президенте РФ. К какой сфере общественной жизни относится данный факт?

1) экономической

2) социальной

3) политической

4) духовной

33. Институт общества — это

1) способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека

2) исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей

3) относительно устойчивые связи между социальными группами, народами, государствами и другими объединениями людей, возникающие в разных сферах человеческой деятельности

4) совокупность всех видов преобразовательной деятельности, а также результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя

34. В понятие «социальный институт» не входит

1) школа

2) брак

3) армия

4) дружба

35. Верны ли следующие суждения об институтах общества?

А. Институты общества осуществляют социальный контроль.

Б. Институты общества обеспечивают интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

36. К социальным институтам относится

1) собственность

2) материнство

3) религия

4) суд

37. Определение: «Результат деятельности человека и общества, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком» относится к понятию

1) искусство

2) творчество

3) наука

4) культура

38. К духовной культуре относится

1) оборудование

2) искусство

3) здание

4) компьютер

39. Верны ли следующие суждения о новаторстве в культуре?

А. Новаторство в культуре означает развитие жанрового, видового, стилевого многообразия искусства.

Б. Новаторство в культуре означает открытие новых сторон и граней духовного мира человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

40. Мир этой культуры многолик: приключенческая и детективная литература; любовная лирика; щекочущая нервы кинематографическая продукция со сценами драк, убийств, ужасов, эротики; поп-музыка, рок, рэп, регги и т. п.; популярные очерки о научных, околонаучных и псевдонаучных делах; образцы техники; магазины; сенсационные новости; таинственные оккультные явления; реклама; спорт. О какой форме культуры идёт речь?

1) массовой

2) народной

3) элитарной

4) национальной

41. Определение: «Сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности» относится к понятию

1) образование

2) творчество

3) наука

4) искусство

42. Гражданин Л. является исследователем, анализирующим тексты. Это позволяет ему изучать явления духовной культуры. К какой отрасли научного знания относится труд гражданина Л?

1) естествознанию

2) техническим наукам

3) социальным наукам

4) гуманитарным наукам

43. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Наука отражает действительность в художественных образах.

Б. Науку можно рассматривать как систему знаний.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

44. Сотрудники кафедры одного из вузов, наряду с преподавательской деятельностью, издали научный труд. Какая дополнительная информация позволит определить, что речь идёт о труде в области общественных наук?

1) в процессе работы использовались публикации других учёных

2) открытые авторами закономерности носили вероятностный характер

3) в ходе работы привлекались научные консультанты

4) выводы, сделанные авторами, отличались оригинальностью и новизной

45. К общим тенденциям в развитии образования в РФ не относится

1) непрерывность образования

2) обязательность высшего образования

3) компьютеризация процесса образования

4) многообразие путей получения образования

46. В средней школе города Н. педагоги уделяют большое внимание личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям, что позволяет раскрыть творческие способности каждого ребёнка. Этот пример иллюстрирует тенденцию в развитии российского образования

1) интернационализации

2) гуманитаризации

3) гуманизации

4) демократизации

47. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?

А. Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.

Б. Социальная функция образования заключается в том, что человек овладевает социальным опытом, происходит социализация личности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

48. В одном из регионов социологической службой был проведён опрос выпускников средней школы. Им задавали вопрос: «В чём заключается заслуга школы в вашем образовании?»

Результаты опроса представлены в таблице.


Варианты ответа

% опрошенных

мальчики

девочки

Самообразование

22

23

Общая грамотность

24

30

Компьютерная грамотность

34

21

Владение иностранными языками

20

26


Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.

1) Большинство опрошенных девочек считает, что владение иностранными языками является заслугой школы в их образовании.

2) На третьем месте по популярности среди опрошенных мальчиков оказалась общая грамотность в качестве заслуги школы в их образовании.

3) Треть опрошенных девочек указала на общую грамотность в качестве заслуги школы в их образовании.

4) Отметили компьютерную грамотность в качестве заслуги школы в образовании больше девочек, чем мальчиков.

49. Специфическим свойством религии является

1) связь с миром переживаний человека

2) вера в лучшее будущее

3) использование символики

4) вера в реальность чуда

50. К мировым религиям не относится

1) индуизм

2) ислам

3) буддизм

4) христианство

51. Верны ли следующие суждения о сущности религии?

А. Религия — это определённые взгляды и представления людей, основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного.

Б. Религия — это соответствующие обряды и культы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

52. В стране Б. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какая функция религии в современном обществе должна быть приоритетной? »

Результаты опроса представлены в гистограмме.



Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.

1) Меньшинство опрошенных считает, что приоритетной функцией религии в современном обществе должно стать объединение индивидов, групп.

2) Треть опрошенных видит в качестве приоритетной функции религии в современном обществе упорядочение помыслов, стремлений людей.

3) Число опрошенных, определивших в качестве приоритетной функции религии в современном обществе осмысление мира, общества, человека, больше, чем тех, кто выбрал объединение индивидов, групп.

4) Четверть опрошенных выделила упорядочение помыслов, стремлений людей в качестве приоритетной функции религии в современном обществе.

53. Искусство характеризуется тем, что оно

1) основано на вере в сверхъестественное

2) отражает действительность в образно-символической форме

3) выполняет функцию социального управления

4) комплексно описывает и объясняет события и явления

54. Искусствовед Д. утверждал: «Тайна искусства — в том, что оно затрагивает наши чувства. Любое художественное произведение непременно должно влиять на человеческие чувства и рождать эмоциональный отклик». О какой функции искусства идёт речь?

1) воздействие на сферу человеческих эмоций

2) формирование эстетического вкуса

3) воздействие на человеческую психику

4) отражение тех сторон жизни, которые труднодоступны науке

55. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Искусство характеризуется соответствием действительности.

Б. Искусство характеризуется точностью и определённостью.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

56. В стране М. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какому непременному условию должно отвечать любое произведение искусства? »

Результаты опроса представлены в диаграмме.


image90— воздействие на чувства

image91— быть интересным

image92— формирование эстетического вкуса

image93— предвосхищение будущего


Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.

1) Второе место по популярности среди опрошенных в качестве непременного условия, которому должно отвечать любое произведение искусства, заняло формирование эстетического вкуса.

2) Тех, кто выбрал воздействие на чувства в качестве непременного условия, которому должно отвечать любое произведение искусства, среди опрошенных меньше, чем тех, кто предпочёл формирование эстетического вкуса.

3) Подавляющее число опрошенных в качестве непременного условия, которому должно отвечать любое произведение искусства, видит воздействие на чувства.

4) Минимальное число опрошенных указало на предвосхищение будущего в качестве непременного условия, которому должно отвечать любое произведение искусства.

57. Мораль характеризуется следующим(-и) признаком(-ами)

1) обладает относительной самостоятельностью

2) имеет исторический характер

3) может находиться в критическом отношении к принятому образу жизни

4) всеми перечисленными

58. Какое поведение, отражённое в перечисленных ситуациях, подпадает под действие только норм морали?

1) Татьяна грубо разговаривала с подругой К.

2) Антон совершил кражу имущества гражданки П.

3) тринадцатилетний Сергей выехал на велосипеде на проезжую часть улицы

4) шлифовщик Г. прогулял восемь рабочих дней

59. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль опирается на идеи добра и зла.

Б. Мораль представляет собой совокупность этических ценностей, основанную на определённых нормах и заповедях.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

60. Нормы «уважай старших», «будь милосерден к слабым» относятся к сфере

1) искусства

2) морали

3) науки

4) права

61. Определение: «Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к понятию

1) стагнация

2) прогресс

3) регресс

4) модернизация

62. Петровские преобразования в первой четверти XVIII в. являются примером

1) стагнации

2) контрреформ

3) эволюции

4) модернизации

63. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Прогресс в одной области общественной жизни может сопровождаться регрессом в другой.

Б. Общественный прогресс графически можно изобразить в виде восходящей ломанной линии.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

64. В стране Р. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан: 25-летних и 60-летних жителей. Им задавали вопрос: «Что, на ваш взгляд, является критерием общественного прогресса?»

Результаты опроса представлены в гистограмме.


image95— развитие человеческого разума

image96— прогресс науки и техники

image97— возрастание степени свободы человека

image98— совершенствование нравственности людей


Проанализируйте данные опроса и выберите верное утверждение.

1) Треть опрошенных 60-летних жителей указала на возрастание степени свободы человека в качестве критерия общественного прогресса.

2) Развитие человеческого разума как критерий общественного прогресса более популярно у 25-летних жителей, чем у 60-летних.

3) Процент людей, уверенных, что критерием общественного прогресса является совершенствование нравственности людей, с возрастом уменьшается.

4) Четверть всех опрошенных считает, что критерием общественного прогресса является прогресс науки и техники.

65. Какой признак характеризует традиционное общество?

1) интенсивная урбанизация

2) преобладание приписанного социального статуса

3) высокая социальная мобильность

4) рост уровня потребления

66. В обществе В. преобладает сельское население, идеалом которого является соблюдение обычаев и благочестие. Накопления незначительны и расходуются не на производство, а на потребление. Господствует государственная собственность. К какому типу относится общество В.?

1) постиндустриальному

2) индустриальному

3) традиционному

4) информационному

67. Верны ли следующие суждения об индустриальном обществе?

А. Для индустриального общества в экономическом отношении характерны машинное производство, конвейер, стандартизация, научная организация труда.

Б. Для индустриального общества в политическом отношении характерен деспотический режим.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

68. В обществе Р. распространена автоматизация производства, успешно осуществляется компьютеризация. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что общество Р. — постиндустриальное?

1) воспроизводство и социализация человека

2) основной фактор производства — знания

3) широкое применение механизмов, технологий

4) наличие социальных институтов

69. К глобальным проблемам современности относится(-ятся)

1) энергетическая проблема

2) проблема освоения недр в странах Востока и Латинской Америки

3) проблема взаимодействия России и Запада

4) все перечисленные

70. Быстрее население увеличивается в менее развитых странах Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, что резко обостряет в них проблемы жилья, образования, медицинского обслуживания и в первую очередь продовольствия. По подсчётам специалистов, в будущем именно в этих странах будет жить свыше 80% населения мира. С другой стороны, в ряде стран и регионов мира, в том числе в Западной Европе и в России, наблюдается угрожающее уменьшение численности населения и его значительное старение. Эта ситуация свидетельствует о наличии глобальной проблемы

1) войны и мира

2) экономической

3) демографической

4) энергетической

71. Верны ли следующие суждения о последствиях процесса глобализации?

А. Процесс глобализации приводит к снижению издержек производства.

Б. Процесс глобализации приводит к формированию единого стандарта потребления.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

72. В современных условиях резко возросло количество промышленных отходов, что приводит к отравлению плодородного слоя земли и запасов питьевой воды, делая особо актуальной экологическую проблему. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что экологическая проблема является глобальной?

1) введение экологического нормирования

2) установление лимитов использования природных ресурсов

3) финансирование природоохранных мероприятий

4) связь с обеспечением жизнедеятельности всего человечества


Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 рядом с номером задания (В1 — В8), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами.

В1. 1. Запишите слово, пропущенное в схеме.



Ответ: ______________­___________________


2. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.


Функции современной науки

Наименование функции

Её содержание

...

Предвидение возможных опасных тенденций развития общества и формулирование рекомендаций по их преодолению


Ответ: ______________­___________________


3. Запишите слово, пропущенное в схеме.



Ответ: ______________­___________________


В2. 1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «мировоззрение».

1) Мироздание; 2) потребность; 3) миропонимание; 4) система ценностей; 5) мировосприятие; 6) убеждения.

Найдите два термина, относящиеся к другому понятию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.




2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «истина».

1) Отражение действительности; 2) знание; 3) конкретность; 4) субъективность; 5) процесс; 6) абстрактность.

Найдите два термина, относящиеся к другому понятию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.




3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «прогресс».

1) Противоречивость; 2) относительность; 3) стагнация; 4) эволюция; 5) контрреформа; 6) модернизация.

Найдите два термина, относящиеся к другому понятию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.




В3. 1. Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) создание художественных ценностей

Б) осуществление научного открытия

В) проведение реформ в обществе

Г) осуществление глобального моделирования

Д) совершенствование технологий производства

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) материальная

2) духовная


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

А

Б

В

Г

Д







2. Установите соответствие между сферами жизни общества и учреждениями (организациями): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)

А) парламент

Б) система здравоохранения

В) общественные организации

Г) правительство

Д) коммунальные службы

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1) социальная

2) политическая


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

А

Б

В

Г

Д







3. Установите соответствие между элементами духовной сферы жизни общества и их основными функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

А) формирование эстетических вкусов и потребностей человека

Б) отражение и освоение тех сторон жизни, которые труднодоступны науке

В) создание условий и предпосылок для социальной мобильности человека или социальной группы

Г) сохранение и ретрансляция основ наук из поколения в поколение

Д) восстановление в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности

ЭЛЕМЕНТЫ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1) образование

2) искусство


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

А

Б

В

Г

Д







B4. 1. Найдите в приведённом ниже списке примеры социальных потребностей. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) познание

2) общение с другими людьми

3) получение образования

4) самовыражение

5) достижение определённого статуса

6) самосохранение

Ответ:______________________ .

2. Найдите в приведённом ниже списке проявления, отражающие обыденное знание. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) назидание

2) личный опыт

3) образ

4) традиция

5) эксперимент

6) формализация

Ответ:______________________ .

3. Найдите в приведённом ниже списке специфические черты общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) самодостаточность

2) предсказуемость

3) статичность

4) динамичность

5) линейность

6) сложноорганизованность

Ответ:______________________ .


В5. 1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) В философской литературе распространено понимание свободы как возможности выбора. (Б) Представляется, что возможности выбора не беспредельны. (В) Свобода каждого человека имеет свои границы. (Г) Как сказал один мудрый человек, «моя свобода махать кулаками кончается там, где начинается нос соседа».

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

А

Б

В

Г






2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике образовательного процесса. (Б) Содержание образования, по мысли специалистов, необходимо дополнить современными процессуальными умениями, направленными на развитие способности оперировать информацией. (В) Представляется, что традиционные способы ретрансляции знаний уступят место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. (Г) В России осуществляется становление новой системы образования, способствующей формированию нравственного облика человека XXI века.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

А

Б

В

Г






3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(A) Реформа — это определённая степень усовершенствования в какой-либо сфере жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы. (Б) По мнению большинства исследователей, реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными (реакционными). (B) С точки зрения советской исторической науки, поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результаты реформ всегда ниже ожидаемого. (Г) Однако степень реформаторских преобразований, на наш взгляд, может быть очень существенной, вплоть до изменения общественного строя.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

А

Б

В

Г






В6. 1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Активность человека обусловлена ____________ (А), т. е. состояниями ____________ (Б), возникающими, когда он испытывает нужду в объектах, необходимых для его существования и развития. Они лежат в основе возникновения интересов и ____________ (В) человека, которые выражают направленность на определённый ____________ (Г) и на определённую ____________ (Д). Это позволяет отразить ориентиры ____________ (Е), которые во многом обусловливают её жизненный путь».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) индивидуальность

2) склонность

3) предмет

4) индивид

5) характер

6) личность

7) темперамент

8) потребность

9) деятельность

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

А

Б

В

Г

Д

Е








2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Культура в самом широком смысле определяется как ____________ (А) организации и развития человеческой жизнедеятельности и её ____________ (Б). Это понятие отражает объект, который включает всё созданное людьми, всю совокупность продуктов человеческой деятельности, общественных форм организации, процессов, ____________ (В), всё, что уже сделано, делается и даже в некотором смысле то, что будет сделано человечеством. Культура жизни общества включает проблемы хозяйственного и политического ____________ (Г) социальных ____________ (Д) как своё основание. В культуре выделяются три основные формы духовной деятельности или её основные языки: наука, искусство и ____________ (Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) отношение

2) смысл

3) регулирование

4) нравственность

5) организация

6) способ

7) исследование

8) результат

9) институт

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

А

Б

В

Г

Д

Е








3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«____________ (А) прогресса французские просветители видели в развитии человеческого ____________ (Б), в распространении ____________ (В). Столь оптимистический взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривал прогресс в переходе от одной общественно-экономической ____________ (Г) к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной ____________ (Д), рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом ____________ (Е), т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) стабилизация

2) модернизация

3) разум

4) формация

5) просвещение

6) критерий

7) цивилизация

8) революция

9) структура

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

А

Б

В

Г

Д

Е








В7. 1. Сергей считал, что целостное представление о природе, обществе и человеке возможно сформировать на основе научных знаний. Это будет способствовать не только преобразованию существующего уклада жизни, но и поможет решить наиболее сложные глобальные проблемы, сохраняя условия для существования человечества. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного мировоззрения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) социоцентристское

2) реакционное

3) оптимистическое

4) наукоцентристское

5) обыденное

6) революционное

Ответ:_____________________ .

2. Художник К. создал образы мирового хаоса и пустоты, воспроизведя их в выставочном пространстве впервые с помощью различных предметов, мебели, бумаги, газет и т. д. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данной деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) политическая

2) духовная

3) незаконная

4) творческая

5) индивидуальная

6) коллективная

Ответ:_____________________ .

3. Галина, когда возникал вопрос о потребностях, всегда ставила на первое место стремление к истине, красоте, желание приносить добро людям, понимания, что таким образом она добьётся уважения со стороны других, их признания. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данных потребностей. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) социальные

2) физиологические

3) разумные

4) экзистенциальные

5) престижные

6) ложные

Ответ:_____________________ .


В8. 1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Идея; 2) убеждение; 3) знание; 4) мировоззрение; 5) идеал.

Ответ:_____________________ .

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Исследование; 2) теория; 3) наука; 4) закон; 5 ) понятие.

Ответ:_____________________ .

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Стиль и образ жизни; 2) субкультура; 3) ценности; 4) навыки и умения; 5) потребности.

Ответ:_____________________ .


Часть 3

Для ответов на задания этой части (C1—С9) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (C1, С2 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него.

Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от полноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будет и полный правильный, и частично правильный ответ.

Прочитайте текст и выполните задания C1—С4. «Индивидуальность означает отграниченность, неповторимость личности, т. е. способность к самостоятельной жизни, к саморегулированию, к сохранению своей устойчивости. Человеческая индивидуальность, отличаясь такими признаками, как целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество, в то же время не только не означает разобщённости человека и общества, но, напротив, создаёт основу для их более глубокого единства. <...>

Уникальность, неповторимость личностей, взаимодополнение друг друга своими особенностями есть один из факторов успешного развития подлинно гуманного гармоничного общества. Индивидуализация является одним из моментов, связывающих людей. Известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, то чего ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность, самостоятельность, инициатива, творчество каждого человека, тем богаче и сильнее общество в целом. <...>

Всякое проявление жизни индивида является проявлением и утверждением общественной жизни. Индивидуальная и общественная жизнь не отличны принципиально друг от друга, а выступают как две стороны жизни одного человека. <...>

Таким образом, неправомерно толкование индивидуального как только единичного и неповторимого. Определяя индивидуальность, мы делаем лишь акцент на том, что отличает людей друг от друга. Определяя личность, подчеркиваем общие, типические черты. <...>

Индивидуальность, которая, как уже отмечалось, может свободно развиваться лишь во взаимодействии с другими людьми, когда каждый человек дополняет, продолжает, обогащает благодаря своим особенностям другого человека, ничего общего не имеет с индивидуализмом. Индивидуализм означает противопоставление человека обществу, отношение к другим людям как к средству своего частного существования. Эта разорванность общества и личности, как правило, обращается против самого человека. Таким образом, в индивидуалистической интерпретации другой человек есть граница “для меня”, в условиях развитых коллективистских отношений каждый другой есть не граница, а продолжение и дополнение “меня самого”»/ (Спасибенко С. Г. Общее и индивидуальное в социальной структуре человека // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3. С. 98—101.).

С1. Что такое индивидуальность? Каковы её признаки?

С2. Опираясь на текст, укажите, почему индивидуальность является одним из факторов развития подлинно гуманного гармоничного общества.

С3. Как автор определяет сущность понятия «личность»? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса три важнейшие характеристики личности.

С4. В тексте говорится о двуединстве общего и индивидуального как об одном из внутренних источников формирования личности. Поясните этот вывод одним из примеров.

С5. 1. Укажите четыре отличия человека от животного.

2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о познании.

3. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества.

С6. 1. Раскройте на трёх примерах социальную сущность человека.

2. Раскройте на двух примерах социальную значимость массовой культуры для современного общества.

3. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, относящихся к увеличению разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.

С7. 1. Считается, что французские просветители Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро сыграли большую роль в подготовке Великой французской революции XVIII в. К какому виду деятельности можно отнести «работу» французских просветителей? Охарактеризуйте этот вид деятельности.

2. На заре самолётостроения из-за несовершенства конструкции, отсутствия точной системы аэродинамического и прочностного расчёта часто происходили аварии самолётов. Основоположник современной аэродинамики Н. Е. Жуковский, как и его предшественники, начал наблюдать за полётами птиц, источником подъёмной силы их полётов. На основе этих наблюдений и специально поставленных опытов он создал математическую теорию крыла, научно обосновал наиболее целесообразные профили крыльев для летательных аппаратов. Расчёты и рекомендации Н. Е. Жуковского полностью оправдались на практике: крылья и воздушные винты современных самолётов рассчитываются по формулам и конструируются на основе оптимальных профилей, предложенных учёным.

Сущность какого процесса иллюстрирует приведённый пример? Укажите три признака, по которым вы это определили.

3. При характеристике глобальных проблем современности приходится слышать мнение о том, что человечество идёт к своему концу, у людей нет сил спасти самих себя, провозглашается обречённость мирового сообщества. Назовите три важнейших признака глобальных проблем. Согласны ли вы с приведённым мнением? Свою позицию аргументируйте.


С8. 1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Мировоззрение». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

2. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общество как целостная система». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Глобальные проблемы современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


С9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Гораздо легче узнать человека вообще, чем какого- либо человека в частности» (Ф. Ларошфуко).

2. «Есть только одна подлинная ценность — это связь человека с человеком» (А. де Сент-Экзюпери).

3. «Истина — дочь времени» (Цицерон).

4. «Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта» (Ю. Лотман).

5. «Цель искусства — не грёза, а реальная жизнь» (Р. Роллан).

6. «Регресс имел место так же часто, как и прогресс» (Г. Спенсер).






Для любых предложений по сайту: [email protected]