Обществознание полный экспресс-репетитор разбор всех экзаменационных ЕГЭ
Виды знаний - Теоретический материал (экспресс-курс) - ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Таким образом, познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания. Знание есть продукт познания.
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.
Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.
Агностицизм (от гр. agnostos — недоступный познанию) |
Скептицизм (от гр. skeptikos — рассматривающий, критикующий) |
Оптимизм (от лат. optimus — наилучший) |
Отрицает полностью или частично возможность познания мира, познание не даёт достоверных сведений о мире |
Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер |
Утверждает принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире |
Ни один из видов познания не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны. Познание имеет два уровня (две стороны), ступени — чувственное познание и рациональное познание.
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.
Эмпиризм (от гр. empeiria — опыт) |
Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) |
Единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт |
Наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства |
Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
Особенности чувственного и рационального познания
Чувственное познание |
Рациональное познание |
• Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта • Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов • Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов |
• Опора на результаты чувственного познания • Абстрактность и обобщённость возникающих в результате познания образов • Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений |
Знание — результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические виды знаний.
Виды знаний
Наименование |
Сущность |
Житейское |
Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию |
Научное |
Понимание действительности в её прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.) |
Практическое |
Овладение вещами, преобразование мира |
Художественное |
Целостное отображение мира и человека в нём. Строится на образе, а не на понятии |
Рациональное |
Отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением |
Иррациональное |
Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки |
Личностное |
Зависимо от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности |
Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знания, то выделяют следующие виды.
Виды вненаучного знания
Наименование формы |
Её сущность |
Ненаучное |
Разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей картиной мира |
Донаучное |
Прототип, предпосылочная база научного знания |
Паранаучное (от гр. para — возле, мимо, вне, т. е. околонаучное знание) |
Рассматривается в паранауках (астрологии, уфологии и т. д.), а также в различных религиозных и эзотерических учениях |
Лженаучное |
Сознательно использующее домыслы и предрассудки |
Антинаучное |
Утопичное и сознательно искажающее представления о действительности |
n lang="ru" xml:lang="ru">