Обществознание полный экспресс-репетитор разбор всех экзаменационных ЕГЭ
Раздел II. Экономика - Ответы на тренировочные задания
Часть 1
Тип задания |
№ варианта задания |
Ответы |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
А |
1 |
X |
|||
2 |
X |
||||
3 |
X |
||||
4 |
X |
||||
5 |
X |
||||
6 |
X |
||||
7 |
X |
||||
8 |
X |
||||
9 |
X |
||||
10 |
X |
||||
11 |
X |
||||
12 |
X |
||||
13 |
X |
||||
14 |
X |
||||
15 |
X |
||||
16 |
X |
||||
17 |
X |
||||
18 |
X |
||||
19 |
X |
||||
20 |
X |
||||
21 |
X |
||||
22 |
X |
||||
23 |
X |
||||
24 |
X |
||||
25 |
X |
||||
26 |
X |
||||
27 |
X |
||||
28 |
X |
||||
29 |
X |
||||
30 |
X |
||||
31 |
X |
||||
32 |
X |
||||
33 |
X |
||||
34 |
X |
||||
35 |
X |
||||
36 |
X |
||||
37 |
X |
||||
38 |
X |
||||
39 |
X |
||||
40 |
X |
||||
41 |
X |
||||
42 |
X |
||||
43 |
X |
||||
44 |
X |
||||
45 |
X |
||||
46 |
X |
||||
47 |
X |
||||
48 |
X |
||||
49 |
X |
||||
50 |
X |
||||
51 |
X |
||||
52 |
X |
||||
53 |
X |
||||
54 |
X |
||||
55 |
X |
||||
56 |
X |
||||
57 |
X |
||||
58 |
X |
||||
59 |
X |
||||
60 |
X |
||||
61 |
X |
||||
62 |
X |
||||
63 |
X |
||||
64 |
X |
||||
65 |
X |
||||
66 |
X |
||||
67 |
X |
||||
68 |
X |
||||
69 |
X |
||||
70 |
X |
||||
71 |
X |
||||
72 |
X |
||||
73 |
X |
||||
74 |
X |
||||
75 |
X |
||||
76 |
X |
Часть 2
Тип задания |
№ варианта задания |
Ответы |
В1 |
1 |
издержек |
2 |
пропорциональный |
|
3 |
Олигополия |
|
В2 |
1 |
35 |
2 |
24 |
|
3 |
13 |
|
В3 |
1 |
12211 |
2 |
21121 |
|
3 |
21121 |
|
В4 |
1 |
236 |
2 |
125 |
|
3 |
125 |
|
В5 |
1 |
1221 |
2 |
1122 |
|
3 |
1222 |
|
В6 |
1 |
642719 |
2 |
653812 |
|
3 |
987425 |
|
В7 |
1 |
156 |
2 |
346 |
|
3 |
236 |
|
В8 |
1 |
2 |
2 |
4 |
|
3 |
3 |
Часть 3
Тип задания |
№ варианта задания |
Основное содержание ответов и рекомендации по выполнению заданий |
С1 |
Важнейшая цель экономической политики — поддержание занятости. Эта цель является важнейшей, потому что она обусловливает развитие экономики в целом, демонстрируя, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы и прежде всего рабочая сила |
|
С2 |
На скорость и направления технологических изменений в экономике, по мнению автора, влияют ставки заработной платы. Технологические изменения приводят к высвобождению трудовых резервов в одной области, что позволяет использовать их в других областях |
|
С3 |
Экономисты, как отмечает автор, считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной, поскольку фрикционная безработица позволяет работникам улучшать условия труда и находить более высокую заработную плату, что является естественным процессом для общества, а постоянно происходящие структурные сдвиги (изменения в структуре спроса на труд по отраслям, регионам) обусловливают необходимость определённого времени для смены работы, что делает структурную безработицу устойчивой. В качестве примеров фрикционной безработицы могут быть приведены: добровольное изменение места работы в связи со сменой профессиональной ориентации, места жительства, стремлением занять лучшие должности в иных фирмах; поиск работы вследствие увольнения по несоответствию или банкротства фирмы; временная потеря сезонной работы и др. |
|
С4 |
В качестве примеров экономических и социальных издержек чрезмерной безработицы могут быть указаны: невыпущенная продукция, снижение жизненного уровня, потеря самоуважения, упадок моральных устоев, распад семьи, общественные и политические беспорядки и др. |
|
С5 |
1 |
Экономическая система — это организационные способы, механизмы и принципы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей. Примеры предложений: Экономические системы различаются способами регулирования деятельности производителей. В любой экономической системе решаются основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. И др. |
2 |
Могут быть перечислены следующие элементы структуры экономической деятельности: производство; распределение; обмен; потребление |
|
3 |
Международное разделение труда — это такая организация производства, при которой каждая страна специализируется на выпуске определённых товаров, получая в обмен на них то, в чём она нуждается. Примеры предложений: Международное разделение труда зародилось в мануфактурный период развития капитализма. В конце XIX в. особенностью международного разделения труда была монокультурная специализация целой группы стран, т. е. закрепление их в качестве главных поставщиков одного или нескольких товаров. На основе международного разделения труда между странами возникают разнообразные экономические связи. И др. |
|
С6 |
1 |
В качестве проявлений государственного регулирования рыночной экономики могут быть названы: регулирование денежных отношений (снижение Центральным банком размера ставки процента за кредит); регулирование налогообложения (повышение косвенных налогов на ряд товаров); правовое регулирование трудовых отношений (принятие закона о повышении минимального размера оплаты труда) и др. |
2 |
В качестве факторов, влияющих на изменение спроса, могут быть названы: изменение цены товара-заменителя: пример, если (из-за снижения предложения) цена кока- колы повысится, спрос на пепси-колу увеличится; изменение цены дополняющего товара: если (из-за снижения предложения) цена дополняющего товара повышается, это приводит к снижению спроса на рассматриваемый товар, пример, если (из- за снижения предложения) цена на фотоплёнку резко увеличится, спрос на фотоаппараты снизится; изменение ожиданий потребителей в отношении цен: пример, если потребители ожидают, что цена на компьютеры вырастет, они будут пытаться купить их сейчас, т.е. до того, как повысится цена |
|
3 |
Значение налоговой системы в жизни общества может быть раскрыто на следующих примерах: применение государством льготного налогообложения фирм содействует развитию научно-технического прогресса, увеличению числа рабочих мест, что способствует развитию экономики; фирмы отчисляют налоги в пенсионные фонды, т.е. за счёт налоговых поступлений осуществляется социальная политика государства; в период кризиса были уменьшены налоги с крупных корпораций, которые вложили освободившиеся средства в поддержание производства, сохранение рабочих мест, т.е. посредством налоговой системы реализуется социально-экономическая политика государства и др. |
|
С7 |
1 |
Поскольку стоимость рабочей силы в странах Запада очень высока, американская компания по производству сотовых телефонов предпочла перевести производство в те страны, которые располагают более дешёвой и достаточно квалифицированной рабочей силой (например, Китай и страны Восточной Европы). Подобный перенос производства свидетельствует об углублении тенденции к глобализации экономики современного мира |
2 |
На уменьшение доли заработной платы в стоимости продукции влияют следующие факторы: стоимость жизненных средств (благ), необходимых для поддержания способности человека к труду: в разных странах она различается; уровень квалификации работников; условия труда; спрос и предложение на рынке труда; региональные различия |
|
3 |
Могут быть сформулированы следующие причины снижения курса акций: снижение цен на энергоносители на мировых рынках; снижение объёмов потребления энергоносителей вследствие экономического спада; снижение объёмов потребления энергоносителей вследствие широкого внедрения энергосберегающих технологий. Пояснение одной из них, например, снижение цен на энергоносители приведёт к сокращению прибыльности компаний энергетического сектора, сокращению их доходов, возможностей инвестиционного роста, следовательно, их акции станут менее привлекательны и подешевеют |
|
С8 |
1 |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие экономики как науки 2) Основные задачи экономической науки 3) Предмет исследования и особенности экономической науки 4) Функции экономики как науки а) познавательная б) методологическая в) практическая (прагматическая) г) образовательная д) идеологическая 5) Уровни анализа в экономической теории а) микроэкономика б) макроэкономика Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана |
2 |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие государственного бюджета 2) Структура государственного бюджета а) доходная часть б) расходная часть 3) Источники государственного бюджета 4) Виды бюджета а) сбалансированный б) дефицитный в) профицитный 5) Источники покрытия бюджетного дефицита а) сокращение бюджетных расходов б) изыскание источников дополнительных доходов в) государственные займы г) денежная эмиссия 6) Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета а) долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов б) фаза экономического цикла в стране в) текущая политика государства Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана |
|
3 |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие инфляции 2) Основные источники инфляции 3) Типы инфляции а) инфляция спроса б) инфляция предложения 4) Виды инфляции а) по характеру протекания б) в зависимости от темпа роста цен в) по степени расхождения роста цен по различным товарным группам 5) Последствия инфляции Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана |
|
С9 |
Данное задание предполагает написание мини-сочинения — эссе по поводу поднятой в приведённом высказывании проблемы. Эссе (фр. essai — опыт, проба, попытка, набросок, очерк) — прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Эссе по обществознанию должно: — раскрывать смысл высказывания (афоризма); — соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя). В данном случае речь идёт об экономике; — содержать относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении курса обществознания (отвечайте на вопросы типа: С какими основными компонентами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен (на) знать, чтобы раскрыть её?); — включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен (на) ли я с этим высказыванием? Или не согласен (на)? Или согласен (на) не во всём? Почему? В чём состоит моя собственная позиция по данной проблеме?); — содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой, (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвердить своё мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании; — характеризоваться свободной композицией, непринуждённостью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объёмом, продуманной структурой: • Начинать эссе следует с ясного и чёткого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться с этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что кажется мне спорным». • Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определит её содержание и сущность. • Основная часть эссе представляет собой относительно развёрнутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта: Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль. • В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение. К достоинствам эссе можно отнести: — наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.); — включение имён его предшественников, последователей или научных противников; — описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к её решению; — наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе; — присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы |