Обществознание ЕГЭ 2018 - Типовые тестовые задания
Вариант 1 - Урок 2 - СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕСТВО3НАНИЮ
Часть 1
Задания 1-3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
Правильное выполнение заданий 4—9, 11, 13—20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания — 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) — 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) — 0 баллов.
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
1 |
общееобразование |
11 |
135 |
2 |
прямойналог |
12 |
13 |
3 |
36 |
13 |
134 |
4 |
134 |
14 |
21211 |
5 |
21231 |
15 |
1345 |
6 |
146 |
16 |
14 |
7 |
23 |
17 |
135 |
8 |
21121 |
18 |
22112 |
9 |
345 |
19 |
346 |
10 |
15 |
20 |
368257 |
Часть 2
Критерии оценивания заданий с развернутым ответом
21. На какие показатели производства указывают цены в условиях рынка? Что заставляет предпринимателя производить нужные людям блага?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос: цели указывают производителю что, как и в каком количестве производить; 2) ответ на второй вопрос: если потребитель не покупает произведенные товары, то производитель разорится. |
|
Даны правильные ответы на два вопроса |
2 |
Дан правильный ответ на один вопрос |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
22. Каковы, на взгляд автора, функции государства в условиях рынка? Опираясь на обществоведческие знания, укажите еще одну функцию.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) названы отмеченные в тексте функции государства: поддержание жизни, здоровья и собственности против насилия, агрессии; 2) указана еще одна функция, например: производство общественных благ. |
|
Названы функции государства, указана дополнительная функция |
2 |
Названы функции. ИЛИ Указана дополнительная функция |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
23. В тексте отмечается, что в условиях рынка материальные факторы производства находятся в частной собственности. Опираясь на обществоведческие знания, назовите три фактора производства и конкретизируйте каждый из них.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В ответе должны быть приведены и конкретизированы любые три из следующих факторов производства: 1) труд: умственные и физические затраты людей, направленные на производство материальных благ, соединение рабочей силы со средствами производства; 2) капитал: запас оборудования, здания, сооружения и т.п., используемые для производства товаров и услуг; 3) земля (природные ресурсы): земля, реки, полезные ископаемые, вовлеченные в процесс производства; 4) предпринимательство: деятельность, направленная на организацию процесса производства. |
|
Названы и конкретизированы три фактора |
3 |
Названы три фактора, конкретизированы один-два фактора. ИЛИ Названы и конкретизированы два фактора |
2 |
Названы два-три фактора. ИЛИ назван и конкретизирован один фактор |
1 |
Названы один фактор. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
24. Как, на взгляд автора, соотносятся рыночная и плановая (государственная) экономика? Согласны ли Вы с автором в этом вопросе? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) дан ответ на первый вопрос: автор считает, что рыночная и плановая экономика взаимно исключают друг друга; 2) выражено согласие или несогласие с приведенным выводом и приведены два аргумента в обоснование своей позиции; В случае согласия с выводом автора могут быть приведены следующие аргументы: — рыночная экономика основана на свободном ценообразовании, а плановая предполагает централизованное установление цен; — рыночная экономика базируется на свободной купле-продаже ресурсов производства, а плановая — на их централизованном распределении; — в условиях рыночной экономики роль государства серьезно ограничена, главный субъект плановой экономики — государство. В случае несогласия с выводом автора могут быть приведены следующие аргументы: — в современной рыночной экономике роль государства существенно возросла; — элементы планирования на уровне предприятий сохраняются и при рыночной экономической системе. Могут быть приведены и другие аргументы |
|
Дан ответ на первый вопрос, указана собственная позиция, приведено два аргумента |
3 |
Дан ответ на вопрос, указана собственная позиция, приведен один аргумент |
2 |
Дан ответ на вопрос, указана собственная позиция |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “форма правления государства”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о разновидностях форм правления, и другое предложение, характеризующее одну из этих разновидностей.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: “Форма государственного правления отражает организацию высших органов власти”; (Может быть дано другое, близкое по значению определение.) 2) одно предложение с информацией о разновидностях форм правления, опирающейся на знания курса, например: “Одной из форм государственного правления является монархия”. (Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о разновидностях форм государственного правления.) 3) одно предложение, характеризующее любую из разновидностей форм правления, например: “В республике высшие органы власти избираются на строго установленный срок”. (Могут быть составлены любые другие предложения, характеризующие любую из разновидностей форм правления.) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании |
|
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия |
3 |
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия |
2 |
Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный |
1 |
Максимальный балл |
3 |
26. Назовите три субъекта гражданских прав и укажите любую характерную черту каждого из них.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В правильном ответе должны быть названы три субъекта гражданских правоотношений и указана черта каждого из них: - физические лица: граждане как физические лица обладают правоспособностью и дееспособностью; - юридические лица: имеют определенное имущество в собственности и несут имущественную ответственность по долгам; - государство и другие публично-правовые образования: государство, участвуя в имущественных отношениях, выступает на равных началах с другими субъектами гражданского права. Могут быть названы другие черты |
|
Названы и охарактеризованы три субъекта |
3 |
Названы три субъекта и охарактеризованы один-два из них. ИЛИ Названы и охарактеризованы два субъекта |
2 |
Названы три субъекта. ИЛИ Названы два субъекта, один из которых охарактеризован |
1 |
Названы один-два субъекта. ИЛИ Назван и охарактеризован один субъект. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
27. В стране Z был проведен социологический опрос. Респондентов просили выбрать черты, которыми должна обладать идеальная семья. Распределение ответов (в %) показано в приведенной ниже таблице. Какой тип семьи наиболее популярен в общественном мнении жителей данной страны? Укажите два признака, по которым Вы это установили. Опираясь на обществоведческие знания, назовите еще один признак семьи данного типа.
Поддержали |
Не поддержали |
Затруднились в ответе |
|
Интересы семьи важнее интересов ее отдельных членов |
78 |
18 |
4 |
В семье должны быть уважение, поддержка, взаимопомощь |
87 |
13 |
- |
Главная добродетель детей — послушание |
75 |
17 |
8 |
Муж и жена должны делить домашние обязанности поровну |
45 |
52 |
3 |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) дан ответ на первый вопрос: традиционная семья; 2) указаны два признака: - преобладает точка зрения, согласно которой интересы целого (семьи) важнее интересов частных (отдельных ее членов), - большинство считает, что главная задача воспитания детей — выработать у них послушание, - больше половины опрошенных против деления домашних обязанностей поровну; 3) приведен еще один признак семьи данного типа, например: главенствующее положение мужчины в семье. |
|
Дан ответ на вопрос, указаны два признака, приведен дополнительный признак |
3 |
Дан ответ на вопрос, указаны два признака. ИЛИ Дан ответ на вопрос, указан один признак, приведен дополнительный признак |
2 |
Дан ответ на вопрос, указан один признак. ИЛИ Дан ответ на вопрос, приведен один дополнительный признак |
1 |
Дан ответ на вопрос. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме “Образование как социальный институт”. Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
||
При анализе ответа учитывается: - соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; - наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; - корректность формулировок пунктов плана Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании Один из вариантов плана раскрытия данной темы: Образование как социальный институт 1. Понятие “социальный институт” 2. Основные функции образования в современном обществе 1) социализация молодежи 2) ценностно-мировоззренческая 3) формирование системы знаний и умений 4) образование как социальный лифт 3. Система образовательных учреждений в РФ 1) образование в детских дошкольных учреждениях 2) основное и полное общее образование 3) высшее и постдипломное образование 4. Государственная поддержка образования 1) рост государственных затрат на развитие образование 2) компьютеризация школы 5. Участники образовательного процесса, их права и обязанности. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. |
|||
Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу. |
|||
Структура предложенного плана |
Наличие пунктов плана, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу |
Корректность формулировок пунктов плана |
Баллы |
Три или более пункта, любые два из которых детализированы в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу |
3 |
Два пункта детализированы в подпунктах. ИЛИ Три пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу |
2 |
ИЛИ |
|||
Три или более пункта, любые два из которых детализированы в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу |
|
План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов |
Два |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу |
1 |
ИЛИ |
|||
Три или более пункта, любые один-два из которых детализированы в подпунктах |
Один |
||
ИЛИ |
|||
Три или более пункта, любые один-два из которых детализированы в подпунктах |
Два |
В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции, искажающие отдельные аспекты раскрытия темы |
|
Два пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу |
|
Два пункта, один-два из которых детализированы в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу |
|
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла |
0 |
||
ИЛИ |
|||
План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы |
|||
Максимальный балл |
3 |
29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
29.1 |
Философия |
“У социального института своя история, существовавшая до рождения индивида, которая недоступна его индивидуальной памяти” (Т. Луман). |
29.2 |
Экономика |
“Характер занятий, тип хозяйственной деятельности несет на себе отпечатки той природно-географической среды, в которой находится социум” (А.Г. Эфендиев). |
29.3 |
Социология, социальная психология |
“Революции скорее не увеличивают, а сокращают все базовые свободы” (П. Сорокин). |
29.4 |
Политология |
“Все государства.., обладавшие и обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно” (Н. Макиавелли). |
29.5 |
Правоведение |
“Закон благосклонен к несовершеннолетним” (Юридическое изречение). |
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания 29, критерий К1 является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.
№ |
Критерии оценивания ответа на задание 29 |
Баллы |
К1 |
Раскрытие смысла высказывания |
|
Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа дает представление о его понимании |
1 |
|
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании |
0 |
|
К2 |
Характер и уровень теоретической аргументации |
|
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведет к снижению оценки по этому критерию на 1 балл (с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов) |
||
Избранная тема (в одном или нескольких аспектах по усмотрению участника экзамена) раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы |
2 |
|
В ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения |
1 |
|
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснен; теоретические положения, рассуждения и выводы отсутствуют). ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой |
0 |
|
К3 |
Качество фактической аргументации |
|
Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании |
||
Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников) |
2 |
|
Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления. ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) примеры из источника одного типа. ИЛИ Приведен только один относящийся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) пример |
1 |
|
Фактическая аргументация отсутствует. ИЛИ Приведенные факты не соответствуют обосновываемому тезису |
0 |
|
Максимальный балл |
5 |
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014 № 31205)
“61. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом...
62. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу”.
1. Если расхождение составляет 2 или более балла в оценивании любого из заданий 21-28, то третий эксперт проверяет только ответы на те задания (из заданий 21-28), которые вызвали расхождение в оценивании экспертов в 2 или более балла.
2. Если расхождение между баллами двух экспертов по любому из критериев К2 и К3 задания 29 составляет 2 балла, то третий эксперт проверяет ответ только по тем критериям (из критериев К2 и КЗ), по которым расхождение в оценивании двумя экспертами составляет 2 балла.