Обществознание ЕГЭ 2018 - Типовые тестовые задания
Вариант 10 - Урок 2 - СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕСТВО3НАНИЮ
Часть 1
Задания 1-3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
Правильное выполнение заданий 4-9, 11, 13-20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания — 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) — 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) — 0 баллов.
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
1 |
гражданскоеправо |
11 |
135 |
2 |
демократическийрежим |
12 |
15 |
3 |
56 |
13 |
235 |
4 |
235 |
14 |
21122 |
5 |
21221 |
15 |
156 |
6 |
25 |
16 |
134 |
7 |
125 |
17 |
145 |
8 |
21122 |
18 |
21221 |
9 |
24 |
19 |
2356 |
10 |
245 |
20 |
519876 |
Часть 2
Критерии оценивания заданий с развернутым ответом
21. Какую роль, по мнению автора, играют в обществе социальные нормы? Как вы думаете, почему он сравнивает их с инженерными конструкциями?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос: они позволяют “упорядочить совместное поведение людей, определить их права и обязанности и направить их к достижению желаемых ценностей и идеалов”; 2) ответ на второй вопрос, отражающий понимание того, что социальные нормы являются скрепами для общества, обеспечивают его целостность, устойчивость. |
|
Даны правильные ответы на оба вопроса |
2 |
Дан ответ на один из вопросов |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
22. Назовите любые два вида социальных норм, описанных в тексте, и укажите их признаки. К какой из двух больших групп, объединяющих все социальные нормы, автор относит каждый из этих примеров?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) два вида социальных норм из описанных в тексте, например, нормы морали и права; 2) их признаки, например: нормы морали поддерживаются, как правило, силой общественного мнения, часто превращаются во внутренние устои поведения, контролируемые человеческой совестью; правовые нормы создаются государством, государство обеспечивает их исполнение; 3) соотнесение названных социальных норм с группой общеобязательных или корпоративных норм — норм “ролевых” или “статусных” групп (например, мораль и право — общеобязательные нормы) |
|
Названы виды норм, их признаки, указаны группы |
2 |
Названы виды норм, признак(-и) одного из них и группы. ИЛИ Названы виды (вид) норм, их признаки (признак), указана только одна группа. ИЛИ Названы только виды (вид) норм и их признаки (признак). ИЛИ Указаны группы (группа) и виды (вид). ИЛИ Названы признаки (признак) |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
23. Опираясь на текст, назовите любые три известные Вам статусные группы. По какому признаку Вы отнесли их к статусным группам?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) статусные группы, например: - элиты; - безработные; - пенсионеры; - инвалиды; 2) признак: положение в обществе, с которым связаны особые права, обязанности, привилегии. |
|
Названы три статусные группы и указан признак |
3 |
Названы две статусные группы и указан признак |
2 |
Названа одна статусная группа и указан признак. ИЛИ Названы две-три статусных группы, признак не указан |
1 |
Названа только одна статусная группа. ИЛИ Указан только признак. ИЛИ Ответ неправильный. |
0 |
Максимальный балл |
3 |
24. Какие из известных Вам социальных норм в тексте не указаны? Назовите два вида таких норм и каждый проиллюстрируйте примером.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) виды норм, не указанные в тексте, например, религиозные нормы, правила этикета; 2) приведены два примера, иллюстрирующих указанные виды норм, допустим: - правило этикета: уступай место в транспорте старшим; - религиозная норма: религиозный обряд, связанный с вступлением в брак или рождением ребенка. |
|
Названы два вида норм и каждый проиллюстрирован примером |
3 |
Названы два вида норм и один из них проиллюстрирован примером |
2 |
Назван и проиллюстрирован примером один вид норм |
1 |
Назван один (два) вид(-а) норм без примера. ИЛИ Только пример(-ы). ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “форма правления”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение с информацией о различных формах правления, опирающейся на знания курса, и одно предложение, раскрывающее особенности одной из форм правления.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: “элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти”; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.) 2) одно предложение с информацией о различных формах правления, опирающейся на знания курса, например: “Различают монархию и республику; монархия может быть абсолютной, ограниченной, дуалистической, теократической, сословно-представительной; республика может быть президентской, полу президентской, парламентской”; (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о различных формах правления.) 3) одно предложение, раскрывающее особенности одной из форм правления, например: “Ограниченная монархия называется также парламентской (парламентарной) или конституционной и характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом и (или) конституцией, при этом монарх — глава государства — может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства”. (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее особенности одной из форм правления.) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании |
|
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия |
3 |
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия |
2 |
Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный |
1 |
Максимальный балл |
3 |
26. Назовите любые три основания получения гражданства РФ в упрощенном порядке и проиллюстрируйте примером каждое из них.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В ответе могут быть названы и проиллюстрированы, например, следующие основания получения гражданства РФ в упрощенном порядке: 1) официальный брак с гражданином / гражданкой РФ (России), длящийся не менее 3 лет (Александра М. стала супругой гражданина РФ четыре года назад; в настоящее время живет с ним в России); 2) наличие близких родственников по восходящей линии — граждан РФ (родители) (Виктор Ш. родился и вырос на Кубе, его мать — гражданка РФ, в настоящее время он живет с матерью в России); 3) наличие диплома о высшем или среднем специальном образовании, выданного после 2002 года (только для граждан ближнего зарубежья) (гражданин Казахстана Руслан Р. окончил Воронежский государственный университет в 2003 году, в настоящее время работает в Москве). Могут быть названы другие верные основания получения гражданства РФ в упрощенном порядке и приведены другие примеры |
|
Названы и проиллюстрированы три основания |
3 |
Названы два-три основания, проиллюстрированы два основания. ИЛИ Названы и проиллюстрированы два основания; третье не названо, но понятно в контексте приведенного примера |
2 |
Названы одно-три основания, проиллюстрировано одно основание. ИЛИ Названо и проиллюстрировано примером одно основание; одно-два других основания не названы, но понятны в контексте одного-двух приведенных примеров. ИЛИ Названы только три основания. ИЛИ Приведены только три примера |
1 |
Приведены только один-два примера. ИЛИ Названы только одно-два основания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
27. Некоторые исследователи рассматривают общество как совокупность, сумму индивидов. Поэтому единственными реальными объектами социального исследования они считают людей. Другие считают, что общество, хотя и состоит из индивидов, ни в коем случае не представляет собой их простой совокупности. Оно есть целостное образование, имеющее свою жизнь, не сводимую к существованию составляющих его людей, и развивается по собственным, только ему присущим законам. Приведите по два аргумента в защиту каждой из этих точек зрения.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ может содержать аргументы: 1) первой точки зрения: - без людей нет общества; - люди создают все, что в обществе существует; - деятельность людей отражает их интересы и объединяет их в социальные группы, образующие общество 2) второй точки зрения: - в обществе есть объективно действующие законы, например, закон спроса и предложения; - целостность и единство общества подтверждает взаимосвязь и взаимообусловленность развития различных его сфер. Могут быть приведены иные аргументы |
|
Приведены три аргумента |
3 |
Приведены два аргумента |
2 |
Приведен один аргумент |
1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме “Банковская система”. Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
При анализе ответа учитывается: - соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; - наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; - корректность формулировок пунктов плана Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1. Банковская система как совокупность действующих в стране банков, кредитных учреждений, организаций, выполняющих банковские операции и обеспечивающих деятельность банков. 2. Два уровня банковской системы: а) верхний уровень — Центральный банк (ЦБ); б) нижний уровень — коммерческие банки и кредитные организации. 3. Функции Центрального банка: а) осуществление эмиссии банкнот; б) денежно-кредитное регулирование: в) банковский надзор; г) регулирование резервов иностранной валюты; д) хранение золотовалютных резервов; е) осуществление финансовых операций на международном уровне. 4. Функции коммерческих банков: а) мобилизация временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и превращение их в капитал; б) кредитование предприятий, государства, населения; в) расчетно-кассовое обслуживание клиентов. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. |
|
Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу. |
Структура предложенного плана |
Наличие пунктов плана, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу |
Корректность формулировок пунктов плана |
Баллы |
Три или более пункта, любые два из которых детализированы в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу |
3 |
Два пункта детализированы в подпунктах. ИЛИ Три пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу |
2 |
ИЛИ |
|||
Три или более пункта, любые два из которых детализированы в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу |
|
План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов |
Два |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу |
1 |
ИЛИ |
|||
Три или более пункта, любые один-два из которых детализированы в подпунктах |
Один |
||
ИЛИ |
|||
Три или более пункта, любые один-два из которых детализированы в подпунктах |
Два |
В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции, искажающие отдельные аспекты раскрытия темы |
|
Два пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу |
|
Два пункта, один-два из которых детализированы в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу |
|
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла |
0 |
||
ИЛИ |
|||
План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы |
|||
Максимальный балл |
3 |
29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
29.1 |
Философия |
“Земля — колыбель Человечества, но не может же оно все время находиться в колыбели” (К.Э. Циолковский). |
29.2 |
Экономика |
“Правительство, издавая законы и устанавливая налоги, подобно врачу, который должен при лечении избирать наименьшее зло” (И. Бентам). |
29.3 |
Социология, социальная психология |
“Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски” (В.И. Даль). |
29.4 |
Политология |
“Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад” (Н. Бердяев). |
29.5 |
Правоведение |
“Всякий гражданин равен перед законом и властями” (А. Мицкевич). |