ВАРИАНТ 2

Обществознание ЕГЭ 2018 - Типовые тестовые задания

ВАРИАНТ 2

Часть 1

Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и ДРУГИХ дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

1. Запишите слова, пропущенные в таблице.

Виды прав

Виды прав

Конкретные права, закрепленные в Конституции РФ

Личные права

Право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на тайну переписки

...

Право избирать и быть избранными в органы государственной власти, право проводить собрания, митинги и демонстрации

Ответ: ________________ .

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) обращение в органы власти; 2) политическое участие; 3) голосование на парламентских выборах; 4) участие в референдуме; 5) членство в партии.

Ответ: ________________ .

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к формам государства.

1) социальное государство; 2) унитарное государство; 3) федерация; 4) феодальное государство; 5) ограниченная монархия; 6) президентская республика.

Найдите два термина, “выпадающих” из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

4. Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Чувственное познание присуще всем живым существам.

2) Одной из форм чувственного познания является восприятие.

3) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.

4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения.

5) Исходным элементом чувственного познания является ощущение.

Ответ: ________________ .

5. Установите соответствие между разновидностями духовных ценностей и их конкретными проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ

ВИДЫ ЦЕННОСТЕЙ

А) добро

1) эстетические ценности

Б) справедливость

2) этические ценности

В) гармония


Г) честь


Д) красота


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






6. Страна Z с населением в 50 млн человек расположена в Юго-Восточной Азии. Какие черты позволяют судить о принадлежности этой страны к индустриальному обществу? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Женщины активно вовлекаются в процесс производства.

2) Рабочие составляют значительную часть населения.

3) В стране сложилось крупное машинное производство.

4) Компьютерные технологии используются во многих областях.

5) Государство имеет федеративное устройство.

6) Большинство семей имеют трех и более детей.

Ответ: ________________ .

7. Выберите верные суждения об условиях возникновения рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Регулярность обмена.

2) Переход к парламентской демократии.

3) Распространение научного мировоззрения.

4) Углубление общественного разделения труда.

5) Появление норм права.

Ответ: ________________ .

8. Установите соответствие между видами статей бюджета и конкретным их выражением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

КОНКРЕТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СТАТЕЙ БЮДЖЕТА

ВИДЫ СТАТЕЙ БЮДЖЕТА

А) акцизные сборы

1) расходные статьи

Б) обслуживание государственного долга

2) доходные статьи

В) личный подоходный налог


Г) выплата пенсий


Д) продажа государственных облигаций


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






9. Сергей решил открыть свое дело и обратился в банк за предоставлением кредита на приобретение материалов. Какие еще функции выполняют коммерческие банки? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) осуществление расчетов и платежей

2) предоставление страховых услуг

3) прием вкладов

4) регулирование денежного обращения

5) денежная эмиссия

6) поддержка курса национальной валюты

Ответ: ________________ .

10. На графике отражено изменение спроса на цветные металлы на соответствующем рынке: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (Р — цена товара, Q — количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) экономический подъем в ряде стран

2) развитие машиностроения и химической промышленности

3) монополизация металлургической отрасли

4) усиление протекционизма в международной торговле

5) глобализация финансового рынка

Ответ:________________ .

11. Выберите верные суждения о социальных ролях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальная роль является динамической составляющей социального статуса.

2) Неприязненные отношения между соседями служат примером ролевого конфликта.

3) К типичным социальным ролям относится роль потребителя.

4) В ролевом репертуаре личности различают главные и второстепенные роли.

5) Выбор ролевого поведения определяется только внутренними установками личности.

Ответ:________________ .

12. В стране Z социологическая служба проводила опросы для выявления качеств, которые родители хотели бы воспитывать в своих детях. Отдельные результаты опроса приведены в таблице (в %; участники опроса могли выбирать несколько ответов).


1998 г.

2010 г.

Умение добиваться своих целей

40

48

Готовность прийти на помощь

42

35

Внимание и уважение к окружающим

35

32

Стремление к успеху

15

20

Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Воспитательные приоритеты за десятилетия практически не изменились.

2) В обществе возросло значение ценностей, связанных с личными достижениями.

3) Для большинства родителей по-прежнему важно видеть своих детей отзывчивыми к окружающим людям, особенно в трудных ситуациях.

4) Такие воспитательные приоритеты присущи семье традиционного типа.

5) Родители стали уделять больше внимания воспитанию детей.

Ответ: ________________ .

13. Выберите верные суждения о демократических принципах избирательного права и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Открытость голосования.

2) Прямое избирательное право.

3) Наличие образовательного ценза.

4) Добровольность участия в выборах.

5) Равное избирательное право.

Ответ:________________ .

14. Установите соответствие между государственными полномочиями и функциями и палатами Федерального Собрания РФ, которые их реализуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНКЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ

А) утверждает изменение границ между субъектами РФ

1) Совет Федерации РФ

Б) решает вопрос о доверии Правительству РФ

В) назначает выборы Президента РФ

Г) объявляет амнистию

Д) утверждает указ Президента о введении чрезвычайного положения

2) Государственная Дума РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






15. В государстве Z регулярно проводятся выборы в парламент. Правом голоса наделены все граждане старше 18 лет. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в этой стране используется мажоритарная избирательная система? Выберите из представленного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) существует избирательный барьер для прохождения в парламент

2) используются одномандатные округа

3) голосование проводится в два тура

4) мандаты распределяются в соответствии с количеством поданных голосов

5) партии выдвигают списки своих кандидатов

6) побеждает кандидат, получивший большинство голосов

Ответ: ________________ .

16. Что из перечисленного ниже относится к социально-экономическим правам человека и гражданина, закрепленным в Конституции РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на охрану здоровья

2) право избирать и быть избранным

3) право на социальное обеспечение по возрасту

4) гарантии судебной защиты

5) право выбирать язык общения

Ответ: ________________ .

17. Выберите верные суждения о правоспособности и дееспособности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Согласно российскому законодательству человек может добровольно отказаться от дееспособности и правоспособности.

2) 16-летний подросток может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору.

3) В прошлом отдельные категории населения исключались из круга правоспособных.

4) В соответствии с законодательством полная правоспособность физического лица наступает с 18 лет.

5) Недееспособность человека устанавливают органы опеки и попечительства.

Ответ: _______________ .

18. Установите соответствие между видами проступков и предусмотренными за них санкциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

САНКЦИИ

ВИДЫ ПРОСТУПКОВ

А) взыскание неустойки

1) административные

Б) лишение прав управления транспортным средством

2) гражданско-правовые

В) объявление выговора

3) дисциплинарные

Г) понижение в должности


Д) возмещение убытков


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






19. Что из перечисленного относится к административным наказаниям? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обязательные общественные работы

2) штраф

3) лишение свободы

4) дисквалификация

5) предупреждение

6) возмещение ущерба

Ответ: _______________ .

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

“В любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил. Такими правилами являются ________ (А). Они обеспечивают ________ (Б) общества, а также способствуют контролю за ________ (В). Эти правила усваиваются личностью в процессе ________ (Г), который происходит как стихийно, так и целенаправленно и осуществляется социальным окружением, семьей, ________ (Д). Этот процесс у разных людей протекает различно и не всегда бывает успешным. Социальный контроль поддерживает общество как целое. Средства и приемы социального контроля называются ________ (Е)”.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) требование

2) социальная норма

3) развитие

4) стабильность

5) санкция

6) школа

7) природная среда

8) социализация

9) отклоняющееся поведение

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е







Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Часто в понятие национального характера вкладывается самый различный смысл. Долгое время ученые вообще спорили о том, существует ли он в действительности. И это неудивительно, ведь национальный характер — самый неуловимый элемент этничности. Но сегодня общепризнано существование национальных особенностей, которые представляют свойственное только одному народу сочетание национальных и общенациональных черт. Они проявляются как определенные формы реакций на окружающий мир, а также как нормы поведения и деятельности.

Исследователи национального характера считают, что вся совокупность детерминирующих факторов и обстоятельств национального характера может быть разделена на две группы: природно-биологические и социально-культурные. Первая группа факторов связана с тем, что люди, принадлежащие к разным расовым группам, будут демонстрировать разные нормы реакции и темперамента. А тип общества, сформировавшийся у того или иного народа, окажет еще большее влияние на его характер. Поэтому понять характер какого-то народа можно, если только понять общество, в котором народ живет и которое он создал в определенных географических, природных условиях. Очень важно также и то, что тип общества определяется той системой ценностей, которая в нем принята.

Формой проявления национального характера служат этнические стереотипы, которые выполняют важную функцию, определяя поведение человека в различных ситуациях и влияя на его симпатии (антипатии) в ситуациях межкультурных контактов. Усваиваются этностереотипы в процессе социализации. Этнический стереотип — это социально обусловленный схематический образ своей этнической общности или представление о других этнических общностях. Стереотипы формируются как в процессе непосредственного межэтнического общения, так и посредством неорганизованных форм передачи информации (слухи, поговорки и т.п.), а также предубеждений, уходящих корнями в исторические традиции.

(Т.Г. Грушевицкая)

21. В чем находят свое проявление национальные особенности народа? Почему ученые долгое время спорили о самом факте существования национального характера?

22. Какие две группы факторов влияют на формирование национального характера? Опираясь на текст и обществоведческие знания, покажите влияние любого из этих факторов на особенности хозяйственной деятельности.

23. Какие три способа формирования этнических стереотипов выделяет автор? Опираясь на обществоведческие знания, проиллюстрируйте любые два из них примерами.

24. Какую, на взгляд автора, функцию выполняют этнические стереотипы? По вопросу о значении таких стереотипов существуют разные точки зрения. Одни исследователи утверждают, что этнические стереотипы играют положительную роль в межэтническом общении, другие отмечают их негативное значение. Выскажите и, опираясь на обществоведческие знания, подкрепите двумя аргументами свою позицию по этому вопросу.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “правотворчество”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о субъектах правотворческой деятельности, и одно предложение, содержащее информацию о принципах правотворческой деятельности.

26. Назовите три типа обществ и укажите характерную черту каждого из них.

27. Несколько школьников вошли в трамвай и заняли все свободные места. Следом вошла пожилая женщина с тяжелой сумкой. Никто из ребят не уступил ей место. Один из пассажиров трамвая сделал замечание школьникам. Какой вид социальных норм в данном случае стал основой социального контроля? Определите вид (тип) примененной социальной санкции. Приведите еще один пример санкции этого вида (типа).

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме “Общественное воспроизводство материальных благ и его основные фазы”. Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1-29.5).

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1

Философия

“Именно ценность служит основой и фундаментом каждой культуры” (П. Сорокин).

29.2

Экономика

“Результатом бизнеса является удовлетворенный клиент. Внутри же предприятия существуют лишь затраты” (П. Дракер).

29.3

Социология, социальная психология

“Социальное неравенство — это необходимая плата за материальное благополучие в рыночном обществе” (Ф. Хайек).

29.4

Политология

“Первичным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас: ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части” (Аристотель).

29.5

Правоведение

“Право ничто — если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций” (Л.С. Явич).






Для любых предложений по сайту: [email protected]