Обществознание универсальный справочник - Интенсивная подготовка - Единый государственный экзамен
Тренировочные тестовые задания к разделу «Право» - ПРАВО
При выполнении заданий уровня А (часть 1 ЕГЭ) нужно поставить знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного варианта ответа.
А1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А1. Верны ли следующие суждения о праве?
А) Право — это набор общеобязательных правил поведения, установленных или же санкционируемых государством и им же обеспечиваемых.
Б) Право — это то, чем мы владеем от рождения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А2. Лицо, виновное в нарушении права, обязано восстановить положение, существовавшее до этого — это принцип
1) вины
2) неотвратимости ответственности
3) гуманизма
4) восстановления нарушенных прав
А3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
АЗ. Неблагоприятные последствия, возникающие при несоблюдении правила поведения — это
1) принцип
2) гипотеза
3) диспозиция
4) санкция
А4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А4. Нормы, содержащие властные предписания, отступления от которых не допускаются, называются
1) диспозитивными
2) императивными
3) уполномочивающими
А5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А5. По юридической силе нормы права делятся на
1) общие и специальные
2) временные и постоянные
3) охранительные и регулирующие
4) подзаконные акты и законы
А6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А6. Укажите отрасль права, к которой относятся правовые нормы, закрепляющие основы общественного и государственного строя.
1) административное право
2) гражданское право
3) конституционное право
4) финансовое право
А7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
A7. К каким объектам правоотношений относится научная статья?
1) к материальным благам
2) к нематериальным благам
3) к продуктам духовного творчества
4) к ценным бумагам и документам
А8 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А8. Человек, который сам совершил преступление или использовал недееспособных людей, — это ... преступления.
1) организатор
2) исполнитель
3) подстрекатель
4) пособник
А9 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А9. Основной Закон Российской Федерации — Конституция РФ принимается
1) Государственной Думой
2) Президентом РФ
3) всенародным голосованием (референдумом)
4) Конституционным собранием
А10 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А10. Какой вид юридической ответственности предполагает меру наказания в виде исправительных работ, штрафа?
1) уголовно-правовая
2) административно-правовая
3) гражданско-правовая
4) дисциплинарная
А11 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А11. Какой вид юридической ответственности наступает при нарушении правил поведения, установленных различными положениями и уставами?
1) уголовно-правовая
2) административно-правовая
3) гражданско-правовая
4) дисциплинарная
А12 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А12. За постоянное пьянство и невыполнение родительских обязанностей женщина была лишена родительских прав. Какой вид юридической ответственности был к ней применён?
1) уголовно-правовая
2) административно-правовая
3) гражданско-правовая
4) дисциплинарная
А13 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А13. Какой принцип юридической ответственности предполагает, что закон, ужесточающий меру ответственности, не имеет обратной силы, а смягчающий — имеет?
1) законность
2) справедливость
3) неотвратимость
4) индивидуальность
А14 |
1 |
2 |
3 |
4 |
A14. По отраслевой принадлежности право гражданина на предпринимательскую деятельность относится к праву
1) государственному
2) гражданскому
3) трудовому
4) уголовному
А15 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А15. По отраслевой принадлежности право гражданина на свободу передвижения и выбор места жительства относится к праву
1) государственному
2) гражданскому
3) трудовому
4) уголовному
А16 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А16. Акты государственных организаций (законы и подзаконные акты), в которых содержатся нормы административного права, — это
1) принципы административного права
2) предмет административного права
3) источники административного права
4) субъекты административного права
А17 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А17. Какой принцип права предусматривает, что ни один субъект гражданского права не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда?
1) принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования
2) принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела
3) принцип неприкосновенности собственности
4) принцип свободы договора
А18 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А18. Укажите подотрасль гражданского права, которая регулирует отношения, возникающие по поводу результатов творческой деятельности.
1) интеллектуальная собственность
2) обязательственное право
3) личное неимущественное право
4) вещное право
А19 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А19. По срокам начала и прекращения действий сделки бывают
1) доверительные
2) реальные
3) письменные
4) условные
А20 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А20. Договор дарения — это договор
1) возмездный
2) предварительный
3) односторонний
4) безвозмездный
А21 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А21. В соответствии с требованиями закона необеспечение работника средствами индивидуальной защиты является нарушением норм права
1) уголовного
2) гражданского
3) административного
4) трудового
А22 |
1 |
2 |
3 |
4 |
A22. Какие из перечисленных действий семьи являются правомерными?
1) отказ платить алименты на ребёнка
2) отказ содержать престарелых родителей
3) расторжение брака в судебном порядке
4) самоустранение родителей от воспитания детей
А23 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А23. Что из перечисленного является общей совместной собственностью супругов?
1) драгоценности личного пользования
2) имущество, полученное во время брака по праву наследования
3) имущество, нажитое супругами до вступления в брак
4) награды и подарки
А24 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А24. Участие граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления путём тайного голосования — это
1) выборы
2) референдум
3) суверенитет народа
4) избирательное право
А25 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А25. К какой группе совместного ведения органов государственной власти Федерации и её субъектов следует отнести разграничение государственной собственности?
1) к вопросам государственного строительства и защиты прав и свобод
2) к вопросам регулирования экономического, социального и культурного развития
3) к вопросам экологии и экологической безопасности
4) к вопросам деятельности правоохранительных органов и функционирования правовой системы
А26 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А26. Согласно конституционному законодательству РФ высшим исполнительным органом власти в Российской Федерации является
1) Федеральное Собрание
2) Президент РФ
3) Правительство РФ
4) Счётная палата РФ
А27 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А27. Разрешением споров между высшими государственными органами субъектов Федерации занимается
1) Правительство РФ
2) Верховный суд РФ
3) Федеральное Собрание
4) Конституционный суд РФ
А28 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А28. Чрезвычайное положение в стране может вводиться
1) Правительством РФ
2) Президентом РФ
3) Советом Федерации
4) Государственной Думой
А29 |
1 |
2 |
3 |
4 |
A29. Назначение референдума в Российской Федерации относится к полномочиям
1) Правительства РФ
2) Президента РФ
3) Совета Федерации
4) Государственной Думы.
А30 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А30. Укажите основную функцию прокуратуры
1) осуществлять уголовное преследование за совершение преступления
2) осуществлять надзор за исполнением законов
3) координировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью
4) выступать государственным обвинителем по уголовным делам в судах
Часть 2
Ответом к заданиям В1— В6 является слово, последовательность букв или цифр, которые нужно записать без пробелов и других символов.
В1 |
В1.Укажите вид юридической ответственности, пропущенный в схеме.
В2 |
В2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к принципам, на которых основывается применение всех видов юридической ответственности.
Законность, справедливость, коллективность, неотвратимость, индивидуальность, гуманизм.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.
В3 |
ВЗ. Установите соответствие между типами правоотношений и конкретными ситуациями, которые их иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ТИПЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ
A) уголовное правоотношение
Б) семейное правоотношение
B) административное правоотношение
Г) трудовое правоотношение
СИТУАЦИИ
1) Супруги подали заявление в ЗАГС о регистрации рождения ребенка
2) Двое бандитов совершили разбойное нападение на инкассаторов
3) Водитель автобуса грубо нарушил правила дорожного движения
4) Студентка факультета иностранных языков на летних каникулах устроилась работать переводчиком
Выбранные цифры запишите в таблицу под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
В4 |
В4. Найдите в приведённом списке отношения, которые соответствуют трудовым правоотношениям, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) отношения городского Департамента образования с руководством детско-юношеской спортивной школы
2) отношения между министерством труда и министерством образования и науки
3) отношения между владельцем строительной фирмы и руководителем бригады строителей
4) отношения между руководителем учебного центра по переподготовке и повышению квалификации и молодыми рабочими по вопросам их переквалификации непосредственно на производстве
5) отношения между дирекцией завода и трудовым коллективом по поводу заключения коллективного договора на будущий год
6) отношения покупателя и продавца
7) отношения между руководством политической партии и её функционерами, выполняющими повседневную партийную работу
Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.
В5 |
В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Большое значение правозащитная деятельность имеет в странах Европы. (2) Все европейские организации видят в качестве безусловного приоритета защиту прав человека, расширение индивидуальных свобод. (3) Можно сказать, что современная европейская цивилизация базируется на идее независимости и ценности человеческой личности. (4) Влиятельной европейской организацией является Совет Европы. (5) 4 ноября 1950 года в Риме его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 года.
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер;
Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, которой обозначен его характер.
В6 |
В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Федеральное собрание _________(1) Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из двух ________(2): Совета Федерации и Государственной Думы.
Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в________(3) Российской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. В Государственной Думе через____________ (4) представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России.
Государственная Дума вправе создавать _______(5), деятельность которых ограничена определённым сроком или конкретной задачей. Государственная Дума формирует ____________(6) на основе принципа пропорционального представительства фракций и групп депутатов.
В соответствии со ст. 18 Регламента комитеты Государственной Думы: разрабатывают и предварительно рассматривают_________(7); организуют и проводят парламентские слушания; способствуют проведению в жизнь положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению Государственной Думы.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
A) депутаты
Б) законопроекты
B) кодекс
Г) Конституция
Д) комиссии
Е) комитеты
Ж) палаты
3) парламент
И) правительство
К) фракции
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, которой обозначено в списке выбранное вами слово.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Часть 3
Прочитайте текст и выполните задания С1—С6
Изменившаяся преступность требует изменения идеологии борьбы с преступностью.
Первой и основной задачей должна быть не полная ликвидация преступности и всех причин и условий, её порождающих, что невозможно в обозримом будущем даже теоретически, а установление жёсткого социального контроля над преступностью. Максимально жёсткого, исходя из современных возможностей общества. Контроль должен строиться, опираясь не только и, может, даже не столько на силовые методы и приёмы, сколько на интеллектуальный потенциал, нацеленный на создание научно обоснованной, теоретически грамотной и практически выполнимой программы борьбы с преступностью. При этом вряд ли стоит тратить силы на создание всеобъемлющей федеральной программы. Как показывает опыт последних лет, эти программы в своём подавляющем большинстве остаются на бумаге. Упор надо делать на создание очень компактных целевых программ: региональных и предметно-функциональных. Социальный контроль над преступностью предполагает государственный контроль (профессиональная работа соответствующих органов), общественный контроль (контроль гражданского общества над деятельностью всех государственных институтов власти) и законодательный контроль (разработка и принятие соответствующих законов, их эффективное действие). Вторая задача заключается в реформировании тех органов, которые мы, по старой памяти, называем правоохранительными.
С чего начинать? Пусть это не покажется странным, но начинать надо с изучения преступности. Дело в том, что, не зная объективной картины, просто невозможно выработать адекватные меры реагирования. Открытость, доступность или гласность в сфере криминальной статистики не соседствует с объективностью. Сегодня уже практически никто не подвергает сомнению тезис, что официальная статистика отражает лишь самую верхушку айсберга, а именно то, что никак не поддаётся сокрытию или то, что никак невозможно не учесть. Именно поэтому у нас есть все основания говорить о чрезвычайно высокой степени латентности (скрытности) современной российской преступности. Разные эксперты называют в качестве реальной цифры совершаемых за год преступлений от 10-12 млн до 25-30 млн. Можно давать сколь угодно суровые оценки и называть людей, называющих эти цифры, алармистами, но то, что их утверждения ближе к истине, чем официальная статистика, — с этим не спорит никто.
Кроме объективной картины преступности необходимо тщательно изучать тенденции преступности. Мы должны знать, куда мы идём и что нас ожидает в «прекрасном завтра», в каком состоянии будет жить «нынешнее поколение российских людей». Сегодня исследователи насчитывают до двух десятков тенденций преступности. Наиболее часто указывается на рост организованности, вооруженности, насильственности преступных проявлений при очень высокой степени их латентизации.
Наряду с тенденциями важное значение имеет изучение новых качеств, приобретаемых преступностью в современный период. Некоторые из них появились лет десять-двенадцать назад, другие ещё позже; одни сформировались уже достаточно рельефно, другие только-только приобретают очертаемые контуры. При самом беглом взгляде к таковым относятся:
Транснациональность преступности. Самое старое из описываемых качеств. Реально стало проявляться в последние годы существования Союза и быстро расцветает сегодня. Преступность не знает границ, а преступники эти границы преодолевают очень успешно, чего не скажешь о законопослушных гражданах. Кроме того, преступники не знают межнациональной вражды.
Изменение характера и многих сущностных качеств субъекта преступной деятельности. В преступность «пошли» те, кто всегда стоял «по другую сторону баррикад» — военнослужащие, работники МВД и госбезопасности, многие интеллектуалы (интеллектуализация преступности — это быстро становящаяся реальность сегодняшнего бытия), на которых
держится вся относительно производящая «теневая экономика», банковские махинации, компьютерные преступления и т. д.
Одновременная аномализация преступности — совершение серийных убийств, как одна из наиболее зловещих черт аномальной преступности, но сюда же относятся «безмотивность» совершения многих жестоких преступлений, каннибализм.
Вандализация — ещё одно современное качество преступности. Сегодня по многим западным странам прокатилась целая волна массовых «публичных» отравлений (зачинатель, по-моему, Япония — родина Аум Синрекё), когда в консервированные пищевые продукты и напитки в супермаркете вводится сильнодействующее отравляющее вещество (преимущественно из группы цианидов). Ничего не подозревающий обычный гражданин покупает приглянувшийся ему продукт. Результат — мгновенная смерть.
У нас в России явление массового вандализма пока не получило широкого распространения, но мы очень быстро перенимаем у Запада всё самое дурное. Первые ласточки уже пролетели (имею в виду участившиеся беспорядки во время проведения спортивных мероприятий в самых разных городах России), возможен всплеск. Именно поэтому я столь подробно остановился на этой частности.
Происходит обесценение человеческой жизни и влечение части людей к смерти — некрофилизация преступности. Рост числа убийств и актов насилия над личностью — лучшее тому подтверждение. Москва, например, за последние годы превратилась в достаточно опасное место пребывания. В 1997 году в Москве совершено 17,1 убийств на 100 тыс. жителей. Для сравнения скажем, что в Брюсселе этот показатель составил 0,2, в Токио — 1,1. Ближе всех к нам «приблизился» Лиссабон — 8,4. Правда, в Претории (с прилегающими районами) уже 43, а в Вашингтоне — относительно тихом и спокойном американском городе — 73,1 (1996 г.). Насколько глубоко эти настроения пронизывают наше общество, свидетельствуют результаты одного криминологического исследования: 4 % студентов-юристов (!!) МГУ готовы пойти на убийство, чтобы «выбраться из нищеты». Если среди сотни будущих защитников законности ходят четыре потенциальных убийцы, то каков этот показатель среди студентов других специальностей?
Едва ли не самым главным субъектом преступления становится само государство, которое своей непродуманной (или, наоборот, очень продуманной) политикой создаёт явно криминогенные ситуации, при которых пойдёт на нарушение закона практически любой неустойчивый гражданин. Недаром в большом ходу сегодня словосочетание «государственный рэкет». Происходит всё это на фоне идеологической декриминализации целых групп преступлений. Начали, как известно, со спекуляции, объявив её предпринимательством, а теперь осторожно подводят мину под хищения, уклонение от уплаты налогов, завуалированное взяточничество и многое другое. Всякий желающий без труда может набрать примеров из нашей повседневной действительности по любой из этих позиций.
(Из книги «Организованная преступность: тенденции, перспективы борьбы)
С1. Что подразумевает автор под установлением жёсткого контроля над преступностью?
С2. Что включает автор в понятие «социальный контроль над преступностью»?
СЗ. О каких задачах по борьбе с изменившейся преступностью говорится в тексте?
С4. Какие реальные шаги по борьбе с преступностью предложены автором?
С5. Какие тенденции роста преступности наиболее характерны для нашего времени?
С6. Какие новые качества, приобретаемые преступностью в современный период, отмечены автором текста?
C7. Женщина, увидев, что квартира соседей открыта, зашла в прихожую, взяла со столика флакончик французских духов и присвоила их. Являются ли её действия правонарушением? Укажите три признака, по которым вы это определили.
С8. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.
Выполняя задание, следует опираться на знания, полученные в курсе обществоведения, на факты общественной жизни им собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.
Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они одинаково были подчинены законам.
(Ж. Даамбер)
Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью.
( Платон )
Закон есть общепризнанное и безличное (т. е. не зависящее от личных мнений и желания) определение права или понятие о должном, в данных условиях и в данном отношении, равновесии частной свободы и общего блага, — определение или общее понятие, осуществляемое чрез особые суждения в единичных случаях или делах.
(В. Соловьёв)
Право оставляет умонастроению полную свободу. Нравственность же требует, чтобы поступок совершался из уважения к долгу. Следовательно, и соответствующий праву образ действий нравственен, если он определяется уважением к праву.
(Г. Гегель )
В беду падают, как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят по ступеням.
(А. Бестужев-Марлинский )
Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать.
(Екатерина II)