Обществознание универсальный справочник - Интенсивная подготовка - Единый государственный экзамен
Сознательное и бессознательное - ЧЕЛОВЕК
Природа человека проявляется в его поведении. Ученые-психологи выделяют в поведении человека осознанные и контролируемые разумом действия, за которые он полностью несет ответственность, так как отчетливо понимает последствия сделанного, а также неосознанные поступки,
совершая которые человек себя не контролирует и не предполагает наступления определенных результатов. Неосознанно человек обычно поступает в детстве и потом просит прощения у взрослых: «Я это сделал нечаянно». Но взрослому подобное прощаться не будет.
Конечно, совершенно избавиться от бессознательного в поведении нельзя даже во взрослом возрасте. Разум никогда не станет настолько могущественным, чтобы полностью контролировать все шаги человека, которыми порой движут и чувства, и эмоции, и даже инстинкты. Но все-таки у оформившейся, воспитанной личности гораздо больше шансов действовать обдуманно и ответственно. Древние римляне говорили: «Самая главная власть — это власть над самим собой».
Проблема соотношения сознательного и бессознательного в человеке интересовала многих ученых-психологов, в частности немецкого ученого Э. Гартмана, создавшего труд «Философия бессознательного». В его теории — «метафизике бессознательного» — бессознательное выступает как неотъемлемый элемент человеческой психики, источник жизни и ее движущая сила. Интересно, что в гартмановской философии содержатся все элементы, позднее вошедшие в психоаналитическое учение 3. Фрейда, а именно: признание важности бессознательного в жизнедеятельности каждого человека, возражение против сведения психики только к сознательным актам, выделение роли бессознательного в творческом процессе личности, попытка осмысления тех сложных взаимосвязей между сознательным и бессознательным, которые существуют во внутреннем мире человека, но далеко не всегда осознаются им.
В философии Гартмана поднимается также вопрос о возможности осознания бессознательного, который стал предметом специального рассмотрения в психоаналитическом учении Фрейда. В этом плане для обоих мыслителей сознание человека представляется более важным, чем бессознательное, по крайней мере гартмановская философия внешне ориентирована на необходимость расширения сферы сознательного, разума.
Таким образом на философском уровне проблема содержания психической реальности совершенно четко выявила полярные позиции разных теоретиков — традиционную точку зрения, согласно которой в содержании психики нет ничего такого, чего не было бы в сознании, и точку зрения, признающую, что в психике человека наряду с сознанием имеется сфера бессознательного, которая по своим масштабам значительно превосходит область сознательного.
В основе учения австрийского ученого 3. Фрейда также лежит изучение связи бессознательного с сознательным в поведении человека. По мнению Фрейда, «сознательное стремится к моральному, а бессознательное — к аморальному».
Современный ученый Б. В. Марков отмечает: «Только человек имеет мир, тогда как животное лишь среду обитания. Это дает возможность свободы и творчества: отсутствие готовых инстинктов вынуждает создавать собственный порядок. При этом человек может стать не только выше, но и ниже животного, и его путь полон опасностей. Если животное царство, несмотря на его видимую жестокость, устроено в целом достаточно гармонично и соответствует условиям окружающей среды, то мир людей полон противоречий, источником которых является самодостаточность, автономность человека: он является такой частью целого, которая одновременно представляет весь род, и поэтому склонен к самовозвышению».