Обществознание универсальный справочник - Интенсивная подготовка - Единый государственный экзамен
Тренировочные тестовые задания к разделу «Человек»- ЧЕЛОВЕК
При выполнении заданий уровня А (часть 1 ЕГЭ) нужно поставить знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного варианта ответа.
А1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А1. В чём принципиальное отличие человека от животных?
1) в зависимости от природных условий
2) в подчинении физическим и биологическим условиям выживания
3) в стремлении к исполнению духовных идеалов добра, справедливости, красоты
4) в стремлении реализовать свои влечения и инстинкты
А2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А2. Верны ли следующие суждения о человеке?
А) Человек принципиально отличается от животных своей разумностью, позволяющей сдерживать и контролировать телесные влечения и инстинкты.
Б) Если человеческий детёныш формируется вне общества, к примеру среди зверей, он уподобляется зверю.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
АЗ. Потребность максимально обезопасить свою жизнь — это потребность
1) физиологическая
2) экзистенциальная
3) социальная
4) духовная
А4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А4. Потребность в достижении успехов и уходе от неудач, во взаимодействии и взаимоподдержке — это потребность
1) физиологическая
2) экзистенциальная
3) социальная
4) духовная
А5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А5. Потребность иметь жильё, предметы домашнего обихода, относится к потребностям
1) материальным
2) экзистенциальным
3) социальным
4) духовным
А6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А6. Потребность в ежегодных заграничных путешествиях относится к потребностям
1) повседневным
2) экзистенциальным
3) физиологическим
4) особенным
А7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
A7. Особенности человека, позволяющие ему наиболее успешно заниматься какой-либо деятельностью, — это
1) потребности
2) мотивы
3) убеждения
4) способности
А8 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А8. Совокупность умственных способностей человека и умелое их применение в разных ситуациях называют
1) талантом
2) интеллектом
3) задатками
4) интересами
А9 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А9. На уроке химии учитель показывает опыт. Субъектами этой деятельности являются
1) столы в аудитории, где проводятся занятия
2) учитель и лаборант
3) приборы для проведения опыта
4) ученики
А10 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А10. К какому виду деятельности следует отнести создание при районных администрациях центров по обслуживанию одиноких людей преклонного возраста?
1) к хозяйственной
2) к политической
3) к социальной
4) к культурной
А11 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А11. Что является критерием истинности мышления?
1) обдумывание
2) планирование
3) практическая деятельность
4) наблюдение
А12 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А12. Мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений — это
1) анализ
2) синтез
3) абстрагирование
4) обобщение
А13 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А13. Синтез — это
1) установление сходства и различия предметов и явлений
2) объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое
3) мысленное разложение целого на части
4) возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.
А14 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А14. Абстрагирование — это
1) установление сходства и различия предметов и явлений
2) объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое
3) процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего его познания
4) возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.
А15 |
1 |
2 |
3 |
4 |
A15. Вывод из нескольких суждений, дающий новое знание о предметах и явлениях объективного мира, называется
1) суждением
2) рассуждением
3) дедукцией
4) умозаключением
А16 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А16. Отражение существенных признаков предмета — это
1) понятие
2) понимание
3) суждение
4) умозаключение
А17 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А17. Какое качество мыслительной деятельности проявляется в умении строго логически рассуждать, убедительно доказывать истинность или ложность какого-либо вывода?
1) последовательность ума
2) гибкость ума
3) самостоятельность ума
4) инертность ума
А18 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А18. Какая жизненная позиция характерна для конформистов?
1) достаточно быть просто наблюдателем
2) следует влиять на развитие ситуации
3) всегда приспосабливаться к другим людям и обстоятельствам
4) иметь собственные убеждения и не бояться их отстаивать
А19 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А19. Личность — это
1) отдельный, единичный представитель человеческого рода безотносительно к его реальным особенностям
2) единение телесного и духовного начал
3) неповторимое своеобразное сочетание природных задатков поведения, образа жизни, отличающее каждого из нас
4) человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств
А20 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А20. Существо, обладающее речью, мышлением, сознанием и нравственными качествами, — это
1) человек
2) индивид
3) индивидуальность
4) личность
А21 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А21. Положение личности в обществе, связанное с определённой совокупностью прав и обязанностей, называется
1) девиацией
2) социализацией
3) социальным статусом
4) социальной ролью
А21 |
1 |
2 |
3 |
4 |
A21. При биологическом подходе изучение личности основывается на
1) изучении признаков, отражающих внутреннюю структуру её свойств
2) изучении ее с точки зрения раннего приобретения опыта, генетических предпосылок и эволюционного развития
3) изучении социального окружения индивида и его воздействия на развитие личности
4) изучении процессов восприятия, научения и высшей нервной деятельности
А23 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А23. Верны ли следующие определения духовного мира человека?
А) Духовный мир — это сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности.
Б) Духовный мир — сложная система отношений человека к окружающему миру, внутренних оценок, интересов, склонностей и предпочтений.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А24 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А24. Научное мировоззрение
1) предполагает существование иного мира — духовного
2) опирается на веру в сверхъестественное, основывает свои действия и поступки на одной из священных книг
3) признает решающее значение научных знаний в понимании мира
4) отрицает существование высших, не природных сил
А25 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А25. Какое мировоззрение отстаивает резкие, кардинальные преобразования общества?
1) гуманистическое
2) человеконенавистническое
3) революционное
4) консервативное
А26 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А26. Процесс осмысления человеком собственных возможностей, потребностей, своего места в обществе — это
1) самопознание
2) самоисповедь
3) творчество
4) общение
А27 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А27. Сознательные действия, направленные на достижение определённых целей, — это
1) инстинкты
2) эмоции
3) чувства
4) поступки
А28 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А28. К какому виду чувств относятся зависть, ревность, ненависть?
1) к практическим
2) к эстетическим
3) к интеллектуальным
4) к нравственным
А29 |
1 |
2 |
3 |
4 |
A29. Контроль над деятельностью человека с позиций выполнения им принятых норм и правил — это
1) свобода
2) волюнтаризм
3) фатализм
4) ответственность
А30 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А30. Верны ли следующие суждения о свободе?
А) Свобода — это самостоятельность личности, выражающаяся в её способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.
Б) Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером того общества, в котором он живет.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Часть 2
Ответом к заданиям В1—В6 является слово, последовательность букв или цифр, которые нужно записать без пробелов и других символов.
В1 |
В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
В2 |
В2. Ниже приведён перечень потребностей человека. Все они, за исключением одной, являются биологическими.
Утоление голода, утоление жажды, стремление защититься от холода, стремление к власти, стремление дышать свежим воздухом.
Найдите и укажите потребность другого вида, «выпадающую» из этого ряда.
В3 |
ВЗ. Установите соответствие между потребностями человека и конкретными примерами их реализации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
A) написание мемуаров Б) приобретение тёплой одежды
B) путешествие в экзотическую страну Г) купание в святом источнике
Выбранные цифры запишите в таблицу под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
В4. Выберите в данном списке мыслительные операции и обведите цифры, под которыми они указаны.
1)учение 4) абстрагирование
2)сравнение 5) обобщение
3)игра 6) классификация
ПОТРЕБНОСТИ
1) физиологические 2) духовные
Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ:
В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Каждый человек, так или иначе, мечтает о счастье и стремится к нему. Но каждый понимает его по-своему. (2) Один считает, что счастье — это богатство. (3) Другой считает, что счастье — это успешная карьера, высокий пост и власть. (4) Третий полагает, что счастье — это дружная семья, в которой все помогают друг другу, живут друг для друга.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, которой обозначен его характер.
1
2
3
4
В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущены некоторые слова.
Поведение человека — это внешнее проявление его деятельности, его отношение
к_____ (1), другим людям, рассматриваемое с точки зрения нравственности
и___ (2).
Также поведение понимается как совокупность поступков — сознательных действий,
направленных на достижение определённых _________(3). Через поступок человек утверждает себя как______________ (4). Можно сказать, что в поступке проявляются нравственные установки человека, его отношения к_______________________________________ (5), людям, близким.
Поведение человека определяется как сознательными, так и_______(6) факторами. Нашим поведением руководят прежде всего врожденные___________ (7).
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
A) бессознательные
Б) группа
B) индивид
Г) инстинкт
Д) личность
Е) мир
Ж) общество
3) право
И) цель
К) чувства
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, которой обозначено в списке выбранное вами слово.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Часть 3
Прочитайте текст и выполните задания С1-С2.
Игра сейчас встаёт в строй самых жгучих проблем человечества. Без неё невозможно нормальное развитие мозга и тела. Неиграющий ребёнок опасно болен. Экспериментально проверено на молодняке животных: если их сознательно лишают здоровой деятельности, их вес резко уменьшается, мозг развивается хуже. То же и у детей. Лишённые игр, они теряют те или иные качества мышления, попросту не развиваются. По свидетельству психологов, дети, только что поступившие в первый класс, недостаточно наблюдательны: не могут точно, интересно, подходя с разных сторон, рассказать о птице или растении, на которое смотрят. Диагноз — «НЕ ДОИГРАЛ».
Фантазия, логика, воображение, реактивность — всё это из игры. Одна из высочайших ценностей участия в играх — обогащение эмоциями <...>
Игры заставляют находить неожиданные, правильные, неправильные и потому часто особенно интересные решения. Становится очевидным, что часы, потраченные на игры, — не потеря времени на глупости, а обретение важнейшей человеческой способности — самому принимать решение. Привлекательность игр заключается в риске выбора решения, в «испытании» судьбы. Игры важны именно для воспитания склонностей, привычки принимать решения сообразно обстановке, имеющейся информации...
СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ есть главный социальный капитал игры.
(С. Шмаков. Её величество — игра)
С1. Перечислите качества, формируемые в процессе игры, о которых говорится в тексте.
С2. Какими потерями для личности оборачивается недостаток игровой деятельности?
Прочитайте текст и выполните задания СЗ-С5.
Составные элементы личности могут быть подразделены на три класса: физическая личность, социальная личность и духовная личность.
Физическая личность. В каждом из нас телесная организация представляет существенный компонент нашей физической силы. За телесной организацией следует одежда. Старая поговорка, что человеческая личность состоит из трёх частей: души, тела и платья, — нечто большее, нежели простая шутка. Затем ближайшей частью нас самих является наше семейство, отец и мать, жена и дети. Дальше следует наш домашний очаг. Наиболее тесно связаны с нами произведения нашего кровного труда.
Социальная личность. Признание в нас личности со стороны других представителей человеческого рода делает из нас общественную личность. Собственно говоря, у человека столько социальных личностей, сколько индивидов признают в нём личность и имеют о ней представление. На практике всякий человек имеет столько же различных социальных личностей, сколько групп людей, мнением которых он дорожит.
Духовная личность. Мы разумеем под духовной личностью полное объединение отдельных составляющих сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств. Это объединение свойств каждую минуту может стать объектом нашей мысли и вызывать эмоции, аналогичные эмоциям, производимым в нас другими сторонами нашей личности. Телесная, социальная и духовная личность образуют естественную личность.
(У. Джеймс. Структура личности. Теории личности в западноевропейской и американской психологии)
СЗ. Перечислите элементы, которые, по мнению автора, составляют физическую личность.
С4. Назовите свойства, которые, по мнению автора, проявляются в социальной личности.
С5. Что представляет собой духовная личность?
С6. Как свойства личности связаны между собой?
Прочитайте текст и выполните задание С7.
12 сентября 1994 г. в Кировской области у хлебных магазинов выстроились огромные очереди: люди кинулись закупать хлебобулочные изделия и муку впрок. Причина: акционерное общество, отвечающее за поставки хлеба в область, своевременно не заключило контракт на следующий год, мотивируя тем, что из областного бкщжета не выделены деньги. С критикой недостатков в работе АО выступила местная пресса, проинформировав население о предстоящем дефиците. Реакция людей, наученных горьким опытом времён всеобщего дефицита, не замедлила сказаться.
(А. Кравченко. Социология)
С7. Назовите факторы, обусловившие описанную форму социального поведения людей.