Обществознание универсальный справочник - Интенсивная подготовка - Единый государственный экзамен
Тренировочные тестовые задания к разделу «Познание» - ПОЗНАНИЕ
При выполнении заданий уровня А (часть 1 ЕГЭ) нужно поставить знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного варианта ответа.
А1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А1. Верны ли следующие суждения о познании?
А) Познание — это взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире.
Б) Познание — это обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А2. Позиция философа, утверждающего, что человек располагает достаточными средствами для познания окружающего мира, называется
1) скептицизмом
2) релятивизмом
3) гностицизмом
4) агностицизмом
А3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
АЗ. Позиция философа, выдвигающего сомнение в качестве принципа мышления, называется
1) скептицизмом
2) релятивизмом
3) гностицизмом
4) агностицизмом
А4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А4. Гностики — это
1) философы, выдвигающие сомнение в качестве принципа мышления
2) философы, утверждающие, что в мире всё относительно
3) философы, утверждающие, что человек располагает достаточными средствами для познания окружающего мира
4) философы, отрицающие возможность достоверного познания окружающего мира
А5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А5. Релятивисты — это
1) философы, выдвигающие сомнение в качестве принципа мышления
2) философы, утверждающие, что в мире всё относительно
3) философы, утверждающие, что человек располагает достаточными средствами для познания окружающего мира
4) философы, отрицающие возможность достоверного познания окружающего мира
А6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А6. Мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о познаваемом объекте, — это
1) понятие
2) суждение
3) умозаключение
4) интуиция
А7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А7. Способность мысленно оценивать ситуацию и принимать правильные решения — это
1) понятие
2) суждение
3) умозаключение
4) интуиция
А8 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А8. Умозаключение — это
1) рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод)
2) способность мысленно оценивать ситуацию и принимать правильные решения
3) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о познаваемом объекте
4) мысль, в которой фиксируются конкретные признаки вещей
А9 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А9. Понятие — это
1) рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод)
2) способность мысленно оценивать ситуацию и принимать правильные решения
3) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о познаваемом объекте
4) мысль, в которой фиксируются конкретные признаки вещей
А10 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А10. Уклонение от истины, принимаемое нами за истинное суждение, называется
1) ошибкой
2) ложью
3) заблуждением
4) суждением
А11 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А11. Ложь — это
1) уклонение от истины, принимаемое нами за истинное суждение
2) утверждение, не соответствующее истине, но при этом высказанное осознанно
3) полное согласие слова и дела
4) содержание человеческого сознания, соответствующее объективной реальности
А12 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А12. Как называются знания, которые отражены в сформулированных учёными законах развития природы и общества?
1) научные
2) обыденные
3) паранаучные
4) религиозные
А13 |
1 |
2 |
3 |
4 |
A13. Какое знание отражено в пословицах, поговорках, притчах?
1) научное
2) народная мудрость
3) паранаучное
4) религиозное
А14 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А14. Обыденное (житейское) знание — это
1) сформулированные учеными законы развития природы и общества
2) знания, которые приобретаются людьми в ходе повседневной жизни и деятельности
3) предсказания ясновидящих, экстрасенсов, астрологов
4) принятие разумом неких вероятных утверждений за достоверные
А15 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А15. Паранаучное знание — это
1) сформулированные учёными законы развития природы и общества
2) знания, которые приобретаются людьми в ходе повседневной жизни и деятельности
3) предсказания ясновидящих, экстрасенсов, астрологов
4) принятие разумом неких вероятных утверждений за достоверные
А16 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А16. Знания, зафиксированные в виде законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов, называются
1) религиозными
2) житейскими
3) эмпирическими
4) теоретическими
А17 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А17. Какой метод, используемый в процессе эмпирического познания, предусматривает фиксацию полученных сведений с помощью языковых средств или других знаковых форм?
1) наблюдение
2) эмпирическое описание
3) эксперимент
4) метод гипотезы
А18 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А18. Какой метод, используемый в процессе эмпирического познания, заключается в выдвижении и обосновании некоторых предположений, объясняющих определённые эмпирические факты?
1) наблюдение
2) эмпирическое описание
3) эксперимент
4) метод гипотезы
А19 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А19. Наблюдение — это
1) фиксация полученных сведений с помощью языковых средств или других знаковых форм
2) целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений
3) логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, выраженное особой системой понятий
4) выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых объясняют определённые эмпирические факты
А20 |
1 |
2 |
3 |
4 |
A20. Логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий, — это
1) эмпирическое описание
2) научная теория
3) научный факт
4) мыслительный эксперимент
А21 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А21. Какая из перечисленных наук относится к гуманитарным?
1) социология
2) история
3) культурология
4) литературоведение
А22 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А22. Наука, изучающая принципы организации хозяйственной деятельности людей, отношения производства, обмена, распределения и потребления, называется
1) экономикой
2) социологией
3) политологией
4) антропологией
А23 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А23. Наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных, называется
1) экономикой
2) социологией
3) психологией
4) культурологией
А24 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А24. Наука, объектом изучения которой является человек и его деятельность на протяжении существования человеческой цивилизации, называется
1) историей
2) социологией
3) политологией
4) антропологией
А25 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А25. Социология — это
1) наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека
2) наука, которая изучает культуру как целостное явление и соединяет гуманитарные и социальные сведения о человеке и обществе
3) наука, объектом изучения которой является человек и его деятельность на протяжении существования человеческой цивилизации
4) наука, изучающая взаимоотношения между группами и общностями людей, характер структуры общества
А26 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А26. Политология — это
1) наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека
2) наука, которая изучает культуру как целостное явление и соединяет гуманитарные и социальные сведения о человеке и обществе
3) наука, изучающая феномен власти и отношения, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности
4) наука, изучающая взаимоотношения между группами и общностями людей, характер структуры общества
А27 |
1 |
2 |
3 |
4 |
A27. Психология — это
1) наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека
2) наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных
3) наука, объектом изучения которой является человек и его деятельность на протяжении существования человеческой цивилизации
4) наука, изучающая взаимоотношения между группами и общностями людей, характер структуры общества
А28 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А28. Верны ли следующие суждения о науках?
А) Между социальными и гуманитарными науками нет никаких различий.
Б) Не существует науки, которая была бы одновременно и социальной и гуманитарной.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А29 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А29. Метод научного познания, при котором исследование осуществляется не извне, а изнутри изучаемого объекта (социальной группы), называется
1) экспериментом
2) невключенным наблюдением
3) включенным наблюдением
4) моделированием
А30 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А30. Метод научного познания, при котором исследуется не сам объект, а его заместитель, сходный с ним в определённых отношениях, называется
1) социальным экспериментом
2) включённым наблюдением
3) моделированием
4) научным предвидением
Часть 2
Ответом к заданиям В1— В6 является слово, последовательность букв или цифр, которые нужно записать без пробелов и других символов.
В1 |
В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
В2 |
B2. Ниже приведён перечень отличий научного познания от обыденного. Найдите и укажите отличительный признак, «выпадающий» из этого перечня.
• стремление к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений
• научный стиль речи, используемый в описании объектов изучения
• специфические способы обоснования истинности полученных знаний
• опора на знания, полученные из гороскопов, предсказаний экстрасенсов, астрологов
• стремление получить не только те знания, которые актуальны в настоящее время, но и те, что важны для будущих поколений
В3 |
ВЗ. Установите соответствие между формами и видами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
A) представление 1) чувственное познание
Б) суждение 2) рациональное познание
B) ощущение
Г) понятие
Выбранные цифры запишите в таблицу под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
В4 |
В4. Выберите в приведённом ниже списке свойства восприятия и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) любопытство
2) предметность
3) целостность
4) наблюдательность
5) осмысленность
6) константность
Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.
В5 |
В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Знание истины обогащает человека, позволяет ему лучше ориентироваться в действительности. (2) Считается, что тот, кто лжёт, как бы обкрадывает человека, мешает ему понимать происходящее и находить верные пути, стесняет его свободу, налагает на него оковы искаженного взгляда на действительность. (3) Искажение и сокрытие истины всегда служило угнетению. (4) Можно сказать, что неуважение к истине, безразличие к ней выражается неуважением и безразличием к людям.
Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, которой обозначен его характер.
1
2
3
4
В6 |
В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущены некоторые слова.
Особенностью человека, отличающей его от всех иных живых существ, является _________(1) мыслить, создавать в своём мозгу идеальные________(2) окружающего нас мира. Мы познаём этот мир, устанавливая связи между предметами и___________(3), и через это познание учимся жить, ориентироваться во времени и_________(4). Некоторые ученые даже говорят о любознательности, познавательности и инстинкте как о врождённой ________(5) человека. Познание, знание было тем_____(6), который вывел наших далёких предков из тьмы и дикости к современной_______(7).
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
A) интерес
Б) луч
B) образ
Г) потребность
Д) предмет
Е) пространство
Ж) свет
3) способность
И) умение
К) цивилизация
Л) эпоха
М) явление
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, которой обозначено в списке выбранное вами слово.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Часть 3
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
Опыт показывает, что человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Процесс познания — негладкий путь. По словам Д. И. Писарева, для того чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо, чтобы сто человек испепелили свою жизнь в неудачных поисках и печальных ошибках. История науки повествует даже о целых столетиях, в течение которых за истину принимались неверные положения. Заблуждение представляет собой нежелательный, но правомерный зигзаг на пути к истине.
Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. История познавательной деятельности человечества показывает,что и заблуждения отражают — правда, односторонне — объективную действительность, имеют реальный источник, «земное» основание. Нет и в принципе быть не может заблуждения, решительно ничего не отражающего — пусть и очень опосредованно или даже предельно извращенно. Истинны ли, к примеру, образы волшебных сказок? Ответим: да, истинны, но лишь отдалённо — они взяты из жизни и преобразованы силой фантазии их творцов. В любом вымысле содержатся нити реальности, сотканные силой воображения в причудливые узоры. В целом же такие образцы не есть нечто истинное.
Бытует мнение, будто заблуждения — досадные случайности. Однако они неотступно сопровождают историю познания как плата человечества за дерзновенные попытки узнать больше, чем позволяют уровень наличной практики и возможности теоретической мысли. Человеческий разум, устремлённый к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения, обусловленные как его исторической ограниченностью, так и претензиями, превосходящими его реальные возможности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. <...>
Однако нет оснований для пессимистического воззрения на познание как на сплошное блуждание в потёмках вымыслов. До тех пор, пока человек стремится всё вперёд и вперёд, говорил И.-В. Гёте, он блуждает. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету.
(А. Спиркин. Философия)
С1. Каково соотношение истины и заблуждения?
С2. Какими факторами, по мнению автора, обусловлены заблуждения, возникающие на пути к истине? Найдите в тексте пять примеров.
СЗ. Какой вывод делает автор относительно возможностей познания?
С4. В чём отличие заблуждения от лжи?
Прочитайте текст и выполните задания С5-С7.
Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию. Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Житейское познание констатирует, да и то весьма поверхностно, как протекает то или иное событие. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Научное — это, прежде всего, объяснительное знание. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в её прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Предсказательная сила — один из главных критериев для оценки научной теории. Процесс научного познания носит по самой своей сущности творческий характер. Дело в том, что задача учёного состоит не только в умножении наших впечатлений и представлений, но и в уразумении сущности объекта, постижении истины, установлении связей, отношений и закономерностей. Законы, управляющие процессами природы, общества и человеческого бытия, не просто вписаны в наши непосредственные впечатления, они составляют бесконечно разнообразный мир, подлежащий исследованию, открытию и осмыслению. Этот познавательный процесс включает в себя и интуицию, и догадку, и вымысел, и здравый смысл.
(А. Спиркин. Философия)
С5. Найдите в тексте и приведите определение понятия «научное знание».
С6. Опираясь на содержание текста, назовите отличия научного знания от житейского.
С7.
Какие задачи, по мнению автора текста, ставит перед учёным процесс научного познания?