Налоговая (фискальная) политика - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Обществознание универсальный справочник - Интенсивная подготовка - Единый государственный экзамен

Налоговая (фискальная) политика - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Налоги — обязательные удержания в пользу государства с населения и предприятий. Они устанавливаются законом, а все мероприятия, связанные с порядком их взимания, размерами ставок, определением их количества, называются налоговой политикой. История налогов насчитывает более 5 тыс. лет (от жертвоприношений и принудительных повинностей до современных сборов). Налоги являются средством расходов государства при выполнении им своих задач и функций.

История налогообложения на Руси началась с полюдья князя Олега — неупорядоченного сбора дани князем с дружиной. В 945 году княгиня Ольга провела важную реформу — установила фиксированное налогообложение в землях восточнославянских племен, ввела уроки (размер дани), погосты (места сбора дани), дым (единицу налогообложения). Собирать налоги стали специальные люди — емцы, мытники, мечники.

Государево тягло — так именовали в Русском государстве весь комплекс денежных и натуральных платежей государству.

Налоговая система включает в себя совокупность налогов, налоговое законодательство, способы исчисления и формы сбора налогов, методы налогового регулирования и контроля.

Функции налогов:

• фискальном (наполнение государственного бюджета, чтобы власть могла выполнять свои обязательства перед обществом);

• распределительная, или социальная (перераспределение доходов в пользу малоимущих слоев населения), стимулирующая (стимулирование экономической деятельности).

Налоги имеют важное значение для определения политики государства в регионах. От того, какие в стране налоги, зависит очень многое. Например, если они слишком высоки, то производить продукцию, оказывать услуги становится просто невыгодно.

Фискальная функция налогов (от лат. fiscus — «государственная казна») исторически была первой, и остается главной до сих пор. Налоги должны обеспечить потребности государственного и местных бюджетов. В России в последние годы налоги составляют более 85 % дохода бюджета.

Распределительная функция налогов. Одни платят налоги, другие получают их плоды. Без этого нельзя осуществлять никакие социальные программы.

Стимулирующая функция налогов. Это использование налоговой системы в качестве инструмента воздействия на экономическое поведение производителей и потребителей. Для стимулирования используются налоговые льготы, например, для увеличения инвестиционной активности, и воспроизводственные налоги (плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, лесной сбор и налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы) для обеспечения рационального потребления ресурсов.

Прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются с доходов или имущества граждан и предприятий в явном виде (например, индивидуальный подоходный налог и налог на прибыль предприятий). Прямыми являются и такие налоги, которые имеют отношение к прошлым доходам: налог на имущество, налог на наследство.

Другие налоги мы платим незаметно — покупая товары и услуги. Это косвенные налоги. Они включены в цены товаров и услуг, например, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на продажи, все таможенные пошлины. Косвенные налоги уплачиваются в бюджет производителями. Акцизы, т. е. налоги на отдельные товары и услуги, применяются широко, но больше всего известны акцизы на алкоголь, табак и предметы роскоши.

В развитых странах примерно 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой — косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче. Но эти налоги менее справедливы. В России в 1990-х годах доля косвенных налогов составляла более 70 %.

Прогрессивные и регрессивные налоги. Прогрессивность и регрессивность налога понимают по- разному. С одной стороны, это связано с налоговой арифметикой. Если по мере роста облагаемой базы ставка налога растет, то мы имеем дело с прогрессивной шкалой. В противном случае шкала будет регрессивной. Если ставка налога постоянна при любой базе, то такой налог имеет пропорциональную шкалу.

С другой стороны, эти понятия связаны с экономической сутью налогов. Для экономиста прогрессивность и регрессивность налога определяется характером шкалы не по отношению к размеру налогооблагаемой базы, а по отношению к доходам граждан. Прогрессивный налог — это налог, средняя ставка которого повышается по мере роста дохода налогоплательщика. У регрессивного налога средняя ставка снижается по мере роста дохода налогоплательщика, а пропорциональный налог характеризуется постоянной средней ставкой.

Например, косвенные налоги экономисты квалифицируют как регрессивные, так как, купив одну и ту же вещь, богатый и бедный заплатили в сумме один и тот же налог, но доля этого налога будет разной — большей для бедного. Поэтому чем больше косвенных налогов, тем выше степень регрессивности налоговой системы.

Тенденции развития налоговых систем. По мере формирования и укрепления среднего класса налоговое бремя все больше перекладывается на плечи его представителей. Общая тенденция заключается в расширении налоговой базы и в сокращении льгот. Цель состоит в том, чтобы ослабить налоговое бремя при сохранении общего объема сбора налогов. Льготы же переносят из налоговой сферы в сферу трансфертов, т. е. прямых выплат нуждающимся.

Российская налоговая система соответствует большинству мировых стандартов. Вместе с тем у нее есть свои особенности. Во-первых, фактически пропорциональный индивидуальный подоходный налог с очень низкой ставкой — 13 %. Во-вторых, российская налоговая система носит ярко выраженный фискальный характер, хотя по отдельным видам предпринимательской деятельности предусмотрено стимулирование производственного, инновационного, малого предпринимательства. В-третьих, бюджетные поступления в значительной мере складываются из отчислений небольшой группы крупных и высокорентабельных предприятий.

Налоговый кодекс установил исчерпывающий перечень налогов, и другие не могут быть введены региональными и местными властями. Наибольшее значение имеют следующие налоги:

• налог на добавленную стоимость;

• налог на прибыль;

• акцизы;

• платежи за пользование природными ресурсами;

• подоходный налог с физических лиц;

• таможенные пошлины;

• налог на имущество организаций;

Они обеспечивают большую часть доходов бюджета.

Индивидуальный подоходный налог. Основным налогом для граждан является подоходный налог; его ставка в разных странах колеблется от 10 до 50 %. Уплата подоходного налога — одна из обязанностей граждан; она осуществляется как по месту работы, так и на основании личных налоговых деклараций — документов, которые должны представляться в специальное ведомство — налоговую инспекцию. В этом документе указываются все суммы, полученные в течение года, например гонорары за книги, выполненные работы, дополнительные заработки не по основному месту работы. Если же гражданин работает только на одном месте и уплачивает подоходный налог с заработной платы, ему не нужно подавать налоговую декларацию. В России ставка подоходного налога с граждан (физических лиц) составляет 13 %: бухгалтерии предприятий ежемесячно начисляют этот налог, вычитают из зарплаты сотрудников и переводят в бюджет. Если у человека были иные доходы, то в начале года он должен заполнить налоговую декларацию. Таким образом, большая часть налога собирается у источника, а остальная — по декларации.

Индивидуальным подоходным налогом облагаются и частные предприниматели.

Базой для расчета налога является совокупный годовой доход. В него включаются выплаты со всех мест работы и другие доходы: пособия, премии, дивиденды по акциям и т. п. Доход для целей налогообложения составляют материальные блага, получаемые физическими лицами от других лиц (за исключением государства и муниципалитетов) в результате трудовой и предпринимательской деятельности, а также по другим основаниям и улучшающие их материальное положение. Чтобы от дохода перейти к облагаемому доходу, нужно вычесть из него изъятия, расходы, подтвержденные документально, и сумму льгот, если они положены. Изъятиями являются, например, расходы на содержание детей и иждивенцев в сумме минимальной оплаты труда, расходы на благотворительные цели или расходы на новое строительство в пределах до 5000 минимальных месячных оплат труда.

Налог на добавленную стоимость утвержден в качестве основного для стран — членов ЕС. Введение НДС является одним из обязательных условий для вступления в ЕС. В настоящее время им пользуются примерно 50 стран.

Добавленную стоимость определяют как выручку за вычетом покупаемых предприятием товаров и услуг. НДС на каждой стадии производства равен разнице между налогом, взимаемым при продаже продукции, и налогом, уже уплаченным при покупке сырья, материалов и услуг. Плательщиками налога являются предприятия.

Первоначально в 1992 году ставка НДС в России равнялась 28 % практически для всех товаров и услуг. По сравнению с другими странами она была очень высокой (Австрия — 20 %, Англия — 15 %, ФРГ — 14 %, Франция — 18,6 %, Дания — 22 %, Швеция — 23,5 %). Однако так продолжалось недолго. В 1993 году ставки НДС в России были понижены. По продовольственным товарам (кроме подакцизных) и некоторым товарам для детей (швейные изделия, школьно-письменные принадлежности, обувь и другие) до 10 %. По остальным товарам и услугам — до 20 %. Такие ставки действовали 10 лет — до 2004 года, затем их снизили до 18 %.

Налогом на корпорации (фирмы.) облагается не только прибыль предприятий, но и часть их издержек (например, особый налог предприятия выплачивают с начисления зарплаты своим сотрудникам). В России он в целом соответствуют мировой практике. В 1990-х годах в Германии этот налог составил 36-50 %, в Канаде — 38-43,5 %, Японии — 28-40 %. До 1994 года ставка налога на прибыль всех предприятий была равна 32 %. После она была снижена до 30 %, а в 2001 году — до 24 %.

Акцизы — это специальные косвенные налоги, включаемые в цену некоторых товаров. Их часто называют «налогами на грехи», имея в виду высокие ставки акцизов на табак и спиртное. С одной стороны, они способствуют сокращению потребления этих товаров, а с другой — пополняется казна. Кроме того, акцизы устанавливаются, как правило, на высокорентабельную продукцию, например на экспорт нефти или на ювелирные изделия. Акцизы могут составлять до 90 % отпускной цены товара (как, например, цены крепких напитков в 1994 году). Платят этот налог предприятия, которые производят товар, а по импортным товарам — их поставщики.

Единый социальный налог (ЕСН) пришел на смену целой группе налогообразных платежей. Базой для его исчисления является фонд заработной платы, а платит предприятие. Важнейшей частью этой реформы стало введение регрессивной шкалы этого налога. Чем больше предприятие платит своим работникам, тем меньше средняя налоговая ставка. Это должно «вывести из тени» оплату труда на многих предприятиях.

В налогообложении постоянно увеличивается часть косвенных налогов.

От того, насколько исправно уплачиваются налоги, зависит благосостояние всего общества — уровень медицинского обслуживания, образования, пенсионного обеспечения и т. д. Не случайно во всех странах предусмотрены строгие наказания для тех, кто сознательно занижает свои доходы и уклоняется от уплаты налогов.

При разработке налоговой политики государственные органы определяют, каким налогам отдать предпочтение — прямым или косвенным, какими должны быть ставки налогообложения. Предусматривает государство и определенные налоговые льготы. Например, в ряде стран те фирмы, которые тратят средства на благотворительность, образование и социальное обеспечение, выпускают важную для государства продукцию (к примеру, детские товары), получают значительные налоговые льготы. В нашей стране налоговые льготы распространяются на предприятия, использующие труд инвалидов.






Для любых предложений по сайту: [email protected]