Тренировочные тестовые задания к разделу «Экономическая сфера жизни общества» - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Обществознание универсальный справочник - Интенсивная подготовка - Единый государственный экзамен

Тренировочные тестовые задания к разделу «Экономическая сфера жизни общества» - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Тренировочные тестовые задания к разделу

«Экономическая сфера жизни общества»


Часть 1


При выполнении заданий уровня А (часть 1 ЕГЭ) нужно поставить знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного варианта ответа.

А1

1

2

3

4

А1. Область хозяйственных отношений, связанная с деятельностью отдельных производителей товаров и услуг, организация хозяйственной деятельности на уровне отдельных фирм — это

1) производственная сфера

2) непроизводственная сфера

3) микроэкономика

4) макроэкономика

А2

1

2

3

4

А2. Отражение экономических отношений и познание экономических законов — это

1) экономическая культура

2) экономическое сознание

3) экономическое мышление

4) экономическое поведение

А3

1

2

3

4

АЗ. Трансляционная функция экономической культуры

1) связана с отбором из унаследованных ценностей и норм тех, которые необходимы для решения задач последующих этапов развития общества

2) проявляется в том, что из прошлого в современность транслируются нормы и ценности, составляющие содержание экономического сознания, экономического мышления и экономического поведения

3) проявляется в обновлении социальных ценностей, норм выработки новых и заимствования прогрессивных ценностей из других культур

4) проявляется в регулировании участия отдельных людей и социальных групп в экономической деятельности

А4

1

2

3

4

А4. К какому компоненту социального механизма экономической культуры предприятия относится инженерное, конструкторское и технологическое обеспечение производства?

1) к социально-организационному

2) к вещественно-техническому

3) к экономической подсистеме

4) к социальной подсистеме

А5

1

2

3

4

А5. Применение человеком полезных свойств предметов, ценностей, которыми он владеет, — это

1) право владения

2) право использования

3) право управления

4) право на доход

А6

1

2

3

4

А6. Способ хозяйствования, который предполагает производство товаров в соответствии с заранее принятым государственным планом и отсутствие самостоятельности производителей в вопросах производства и распределения продукции, называется

1) традиционным

2) рыночным

3) командным

4) смешанным

А8

1

2

3

4

А7. Количество товара определённого вида, которое покупатель готов приобрести при определённом уровне цен, — это

1) предложение

2) спрос

3) цена спроса

4) цена предложения

А8

1

2

3

4

А8. Рынок факторов (средств) производства — это

1) рынок, где совершают сделки предприятия, покупая необходимые им оборудование, сырьё, материалы

2) рынок, на котором действуют все предприятия, осуществляя продажу товаров и услуг их потребителям

3) рынок заёмного капитала, главными действующими лицами которого являются банки

4) рынок, на котором продаются, прежде всего, акции — бумаги, которые подтверждают, что их собственнику принадлежит доля в том или ином предприятии

А9

1

2

3

4

А9. Обобщающий показатель развития экономики страны, учитывающий деятельность граждан страны не только на её территории, но и за рубежом, — это

1) валовой национальный продукт (ВНП)

2) валовой внутренний продукт (ВВП)

3) национальный доход

4) теневая экономика

А10

1

2

3

4

А10. Национальный доход — это

1) сумма всех доходов населения, полученных за предоставление имеющихся у них средств производства (земли, труда, капитала, предпринимательских способностей)

2) обобщающий показатель развития экономики страны, учитывающий деятельность граждан страны не только на её территории, но и за рубежом

3) незаконные виды деятельности (нелегальная торговля оружием, видеопиратство и т.д.) и легальная деятельность, налоги с которой не платятся

4) совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых за год

А11

1

2

3

4

А11. Экономический кризис — это

1) кардинальные изменения в хозяйственной жизни страны, преобразования в структуре экономики

2) долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчёте на каждого жителя страны

3) чередование подъёмов и спадов в движении реального ВВП

4) резкое падение производства товаров и услуг

А11

1

2

3

4

A11. Долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчёте на каждого жителя страны — это

1) экономический цикл

2) экономический кризис

3) экономический рост

4) экономическое развитие

А21

1

2

3

4

А12. Склад-магазин — это

1) один из видов магазинов сниженных цен

2) реализация товаров и услуг через Интернет

3) магазин, который сосредоточивает свою деятельность на продаже какой-либо одной группы товаров

4) симбиоз оптовой и розничной торговли

А13

1

2

3

4

А13. Общий бюджет — федеральный плюс бюджеты субъектов федерации — это

1) налогово-бюджетный федерализм

2) консолидированный бюджет,

3) государственный бюджет

4) муниципальный бюджет

А15

1

2

3

4

А15. Разница между действительными государственными доходами и расходами, являющаяся величиной отрицательной, — это дефицит

1) первичный

2) фактический

3) структурный

4) циклический

А16

1

2

3

4

А16. Мероприятия, связанные с порядком взимания налогов, установлением размеров их ставок, определением их количества, — это

1) налоговая политика

2) налоги

3) налоговая система

4) налоговый кодекс

А17

1

2

3

4

А17. При начислении какого налога с предприятия учитывается фонд заработной платы?

1) налога на добавленную стоимость

2) индивидуального подоходного налога

3) единого социального налога

4) акцизов

А18

1

2

3

4

А18. Международное разделение труда — это

1) товары и услуги, которые вывозятся за границу с целью продажи на мировом рынке

2) товары и услуги, которые ввозятся в страну с целью их продажи на внутреннем рынке

3) специализация страны на производстве той или иной продукции

4) государственный налог на товары, пересекающие границу страны

А19

1

2

3

4

А19. Протекционизм — это

1) процесс роста экономической взаимосвязи стран в результате всё более тесной интеграции рынков товаров, услуг, капиталов

2) разность между стоимостью экспорта и импорта за определённый период времени

3) защита государством отечественных производителей от конкуренции со стороны зарубежных фирм

4) определённый объём товара, который разрешено импортировать в страну или экспортировать из страны в течение определённого периода времени

А20

1

2

3

4

А20. Экспорт — это

1) товары и услуги, которые вывозятся за границу с целью продажи на мировом рынке

2) товары и услуги, которые ввозятся в страну с целью их продажи на внутреннем рынке

3) специализация страны на производстве той или иной продукции

4) государственный налог на товары, пересекающие границу страны .

А21

1

2

3

4

А21. Верны ли следующие суждения о потреблении?

А) В бедных, слаборазвитых странах большинство людей тратит основную часть своих доходов на продукты питания, обеспечение более-менее приемлемых условий существования.

Б) По Закону РФ «О защите прав потребителей» потребителем признаётся не только гражданин, который приобретает товары или заказывает работы (услуги), но и гражданин, который непосредственно пользуется ими.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А22

1

2

3

4

А22. Часть доходов производителя, затраченная им на приобретение ресурсов, компенсацию износа оборудования и выплату заработной платы, называется

1) прибылью

2) выручкой

3) издержками

4) потреблением

А22

1

2

3

4

А23. Объединение, которое формируется на основе заранее определённых вкладов пайщиков и члены которого рискуют лишь в пределах своего вклада, — это

1) акционерное общество

2) товарищество с полной ответственностью

3) смешанное товарищество

4) товарищество с ограниченной ответственностью

А24

1

2

3

4

А24. Акционерное общество — это

1) объединение, члены которого отвечают по товарищеским обязательствам всем движимым и недвижимым имуществом

2) объединение, в котором наряду с одним или несколькими участниками, отвечающими перед кредиторами всем своим имуществом, есть и такие участники, которые несут ответственность только в размере своего вклада

3) объединение, которое формируется на основе заранее определённых вкладов пайщиков и члены которого рискуют лишь в пределах своего вклада

4) объединение, обладающее начальным капиталом, разделённым на определённое количество равных долей (акций)

А25

1

2

3

4

A25. Смешанное товарищество — это

1) объединение, члены которого отвечают по товарищеским обязательствам всем движимым и недвижимым имуществом

2) объединение, в котором наряду с одним или несколькими участниками, отвечающими перед кредиторами всем своим имуществом, есть и такие участники, которые несут ответственность только в размере своего вклада

3) объединение, которое формируется на основе заранее определённых вкладов пайщиков и члены которого рискуют лишь в пределах своего вклада

4) объединение, обладающее начальным капиталом, разделённым на определённое количество равных долей (акций)

А26

1

2

3

4

А26. Все устройства (приборы, механизмы, энергетические системы и др.), с помощью которых подвергаются переработке металл, камень, глина и т. п., — это

1) используемые технологии

2) средства труда

3) предметы труда

4) сознательно поставленные цели

А27

1

2

3

4

А27. Приёмы и способы, применяемые в процессе производства, — это

1) используемые технологии

2) средства труда

3) предметы труда

4) сознательно поставленные цели

А28

1

2

3

4

А28. Что из перечисленного не вызывает дифференциации в оплате труда?

1) качество труда

2) квалификация

3) характер человека

4) профессиональная подготовка

А29

1

2

3

4

А29. Укажите вид безработицы, связанной с поиском и сменой места работы.

1) скрытая

2) структурная

3) фрикционная

4) циклическая

А30

1

2

3

4

А30. Экономический цикл — это

1) кардинальные изменения в хозяйственной жизни страны, преобразования в структуре экономики

2) долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчёте на каждого жителя страны

3) чередование подъёмов и спадов в движении реального ВВП

4) резкое падение производства товаров и услуг


Часть 2


Ответом к заданиям В1—В6 является слово, последовательность букв или цифр, которые нужно записать без пробелов и других символов.

В1


В1. Запишите название фактора производства, который пропущен в схеме.

В2


В2. Ниже приведён перечень методов и средств стимулирования продажи товара. Найдите и укажите метод, «выпадающий» из этого перечня.

• торговля в кредит

• бесплатные образцы товары

• отсутствие рекламы товара в средствах массовой информации

• купоны для покупки товара со скидкой

• премии при покупке на определённую сумму

• использование упаковки для других целей

• гарантия возврата денег при возврате покупки

• зачёт устаревшего товара при помощи нового

• лотереи купонов, прилагаемых к приобретаемому товару

В3


ВЗ. Установите соответствие между типами экономического роста и факторами, влияющими на экономический рост: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

A) вовлечение в оборот новых месторождений полезных ископаемых

Б) увеличение масштабов предприятия

B) создание новых ресурсов, не существующих в природе

Г) переход капитала и рабочей силы в более наукоёмкие отрасли

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

1) экстенсивный

2) интенсивный

Выбранные цифры запишите в таблицу под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г






В4


B4. Выберите в приведённом ниже списке основные признаки свободного рынка и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) свобода производителя и потребителя

2) производство товаров в соответствии с заранее принятыми государственными планами

3) формирование энергичной, творческой, инициативной личности, способной к риску и принятию на себя ответственности

4) абсолютно свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и услуг

5) обеспечение полной занятости и относительно стабильных цен

6) разорение одних, обогащение других, возможные социальные потрясения

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

В5


В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Иногда понятие человеческого капитала трактуется как «имеющийся у каждого запас знаний, способностей и мотиваций». (2) Не менее поверхностное определение этого понятия мы находим в российской «Экономической энциклопедии». (3) Здесь человеческий капитал определяется как «особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы». (4) В состав объектов человеческого капитала обычно включают знание общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт.

Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, которой обозначен его характер.

1

2

3

4

В6


В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Экономическая система — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений____(1) и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет ______(2)вкупе с распределением, обменом,_____(3). Во всех экономических системах для производства требуются экономические_____ (4), а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. Основные_____ (5) экономических систем: современная рыночная экономика, традиционная экономическая система, административно-командная система. Отличительные черты современной рыночной экономики: многообразие форм _________(6), развёртывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной______(7), более активное воздействие государства и развитие национальной экономики и социальной ______(8).

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

A) инфраструктура Е) собственность

Б) механизм Ж) сфера

B) потребление 3) технологии

Г) производство И) типы

Д) ресурсы К) элементы

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, которой обозначено в списке выбранное вами слово.

1

2

3

4

5

6

7

8










Часть 3


С1. Назовите фазы экономического цикла и их характерные признаки.

Прочитайте текст и выполните задания С2-С4.

Проблема экономического роста является центральной в экономической теории. Именно стабильный экономический рост служит основой процветания любой страны. Обобщающим показателем экономического роста является динамика валового национального продукта. Под экономическим ростом следует понимать долгосрочное повышение реального объёма производства на основе развития производительных сил. Реальный экономический рост может осуществляться как за счёт увеличения производственных возможностей, так и за счёт более эффективного использования имеющихся возможностей производства.

Положительная динамика валового национального продукта, безусловно, служит основой повышения уровня жизни народа. Но для измерения уровня жизни более пригоден показатель величины валового национального продукта на душу населения. Следует, однако, помнить, что это достаточно приблизительный показатель жизненного уровня. Очень важные параметры жизненного уровня остаются вне его рамок. Это касается, прежде всего, условий отдыха людей, измерения улучшения качества товаров и услуг, состояния окружающей среды. Кроме того, душевой объём валового национального продукта не говорит о характере и механизме его распределения. При анализе экономического роста большое значение имеет показатель темпов роста. Повышение уровня жизни возможно лишь при условии, что темпы роста реального продукта выше, чем темпы роста населения.

Экономический рост достигает своей общей цели — повышения материального благосостояния населения — лишь в случае реализации составных этого благосостояния. К ним следует отнести возможность увеличения свободного времени, рост качества товаров и услуг, характер распределения полученного национального дохода.

Показатели экономического роста не отражают потери, которые испытывает окружающая среда в связи с увеличением производства материальных благ и услуг. В условиях индустриального общества увеличение национального дохода связано с повышением нагрузки на окружающую среду.

(В. Щетинин)

С2. Выпишите из текста определение понятия «экономический рост» и факторы, за счёт которых он может осуществляться.

СЗ. Для измерения уровня жизни используется такой показатель, как «величина валового национального продукта на душу населения». Но многие параметры жизненного уровня населения остаются за рамками этого показателя. Найдите их в тексте и назовите.

С4. Сформулируйте цели экономического роста.

С5. Увеличение производства материальных благ и услуг связано с повышением нагрузки на окружающую среду. Приведите два примера, подтверждающих этот факт.

Прочитайте текст и дайте ответы на вопросы С6-С8.

Сторонники теории человеческого капитала рассматривают его в узком и широком ракурсе. В узком смысле «одной из форм капитала является образование. Человеческим его называют потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе». В широком смысле человеческий капитал формируется путём инвестиций (долгосрочных вложений капитала) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах. Сегодня становится всё более очевидным, что судьба не только отдельного человека, но и той или иной страны будет зависеть от образовательного уровня населения. По имеющимся оценкам, в развитых странах 60 % прироста национального дохода определяется приростом знаний и образованности общества. Американские учёные подсчитали величину ВВП, производимого работниками, имеющими образовательный ценз в 10,5; 12,5 и более 14 лет. Оказалось, что именно третья группа даёт свыше половины ВВП. Подобные исследования несколько лет назад проводились в нашей стране. Результаты были сходными: люди с высшим образованием, составляющие четверть работающих, производили 56 % стоимости национального дохода.

Экономический подход к человеку и его рациональному поведению, осуществляемый в рамках концепции человеческого капитала, широко используется в практике рыночного хозяйствования развитых стран. Многие зарубежные и российские учёные рассматривают инвестиции в сферу образования как важный вид капиталовложений и один из главных источников умножения национального богатства.

Через призму теории человеческого капитала образование стало рассматриваться во многих странах как решающий источник экономического роста, как инструмент смягчения экономического неравенства и как средство борьбы с безработицей. В этой связи произошёл коренной пересмотр в политике государства. Образование заняло достойное место в стратегии роста различных стран.

Благодаря теории человеческого капитала удалось быстрее преодолеть заблуждение, будто затраты на образование являются потребительскими расходами, признать их производительную природу. Ведь инвестиции в человека обеспечивают значительный долговременный экономический эффект. Не менее плодотворными оказались положения концепции человеческого капитала о выгодности и рациональности вкладывания средств учащимися и их родителями в образование и профессиональную подготовку. Теория человеческого капитала применима в качестве аналитического инструмента при выявлении экономической эффективности образования. Безусловная заслуга сторонников этой теории заключается в том, что они чётко определили его индивидуальный экономический эффект для отдельного человека.

(В. Щетинин)

C6. Какие трактовки понятия «человеческий капитал» приводит автор? Найдите и укажите их.

С7. Опираясь на текст, объясните, как образовательный уровень населения влияет на судьбу страны (приведите не менее двух примеров).

С8. Какова роль образования в современном мире? Сформулируйте три позиции.






Для любых предложений по сайту: [email protected]