Окружающий мир 3 класс - Все домашние работы к учебнику А. А. Вахрушева - 2015 год
Твои родные и твоя родина в потоке времени - Мое отечество
§ 1. Живая связь времен
• Стр. 8. Определяем проблему
— Анюта не может понять, как она связана с прошлым. Мама ей справедливо возражает. Даже рассматривая старые фотографии дедушек, бабушек, можно ощутить связь с прошлыми поколениями.
— Существует ли связь между прошлым и настоящим и как ее определить?
• Стр. 8. Вспоминаем
— Используй свой жизненный опыт, беседы родителей, расскажи о памятных семейных фотографиях.
• Стр. 8. Решаем проблему
— Человека с прошлым связывает длинная цепочка поколений.
• Стр. 9. Рисунок
— Родословное древо семьи Диминых: дети — родители — бабушки и дедушки — прабабушки и прадедушки.
• Стр. 10. Выводы
— Фамилия человеку достается от предков, отчество — от отца, имя при рождении выбирают родители.
— Фамилия приходит в настоящее время из прошлого каждой семьи
— Жуков:
Основой фамилии Жуков послужило мирское имя Жук. Фамилия Жуков образована от нехристианского имени Жук.
Ломоносов:
Ломоносом в старину называли сильные январские морозы; ребенок, рожденный в зимнюю пору, мог получить имя Мороз или Ломонос.
Пожарский:
Скорее всего, прозвище Пожар получал человек, который занимался выжиганием леса и подготовкой места для будущей пашни.
Пушкин:
Произошло от прозвища Пушка. Это прозвище — пример именования по профессии. Пушкой на Руси называли либо артиллериста, либо рабочего на заводе, который занимался отливом пушек.
Романов:
Восходит к крестильному имени Роман (от лат. Романус — римлянин).
Толстой:
Носитель этой фамилии ни коим образом не связывается в людском восприятии с толстым человеком. Но какой-то из его предков, безусловно, был “пухлячком”, за что и получил прозвище Толстяк.
Федоров:
Основой фамилии послужило церковное имя Феодор. Мужское крестильное имя Феодор происходит от древнегреческого “Theodoros” — дар божий.
Чехов:
Эта фамилия восходит к прозвищу Чех. По одной из версий, так могли называть потомков чехов (нации).
• Стр. 11. Выводы
Часть имен пришла к нам из древнееврейского, древнегреческого, старославянского, древнегерманского языков, латыни.
• Стр. 11. Применяем новые знания
1. Каждый человек связан с прошлым непрерывной цепочкой своих предков.
2. Наши имена и фамилии напоминают нам о наших предках. Народные обычаи — о далеких временах наших прапрадедушек и прапрабабушек. Всё это и есть живая связь времен.
3. Предполагает личное участие.
4. Каждый должен знать и помнить, от кого пошли его предки, чем занимались. Эти знания в дальнейшем будут передаваться из поколения в поколение.
§ 2. Как люди считают время
• Стр. 12. Определяем проблему
— Анюту смутило, что папа сравнил время с бесконечной рекой.
— Как можно измерить время?
• Стр. 12. Вспоминаем
Цифры на афише означают дату и начало концерта.
• Стр. 13. Решаем проблему
— Многие народы за точку отсчета времени приняли рождение Иисуса Христа. Отрезки времени считают минутами, часами, сутками, неделями, месяцами, годами, веками.
• Стр. 14. Всему свое время
— Если число года заканчивается на два нуля, то первая цифра, или две цифры — это номер века.
— Чтобы не потеряться в бесконечном времени, люди выбирают в прошлом событие, которое становится точкой отсчета. Это событие называют “эра”. От него отсчитывают дни, годы, века в одну и другую сторону.
— Следующий день после 31 декабря 1 года до н. э. считается 1 января 1 года н. э.
• Стр. 15. Применяем новые знания
1. Век — промежуток времени в сто лет. Эра — начальный период отсчета лет в истории.
2. Людей, поверивших в учение Христа и принявших новую веру — христианство, с течением времени становилось всё больше и больше. Неудивительно, что точкой отсчета новой эры был выбран момент рождения Иисуса Христа.
3. Эти даты относятся: к 9 веку; 14 веку; 19 веку; 20 веку. Год моего рождения относится к 21 веку.
4. Человек узнает о событиях прошлого, представляет свою жизнь в будущем.
5. Я обычно Вы считаю, сколько дней осталось до нового года, до каникул.
§ 3. С чего начинается Родина
• Стр. 16. Определяем проблему
— Когда мы говорим о той большой стране, в которой мы живем, то имеем ввиду “наша Родина — Россия”. Когда мы говорим о конкретном месте, в котором живем — городе, поселке и т. д. — мы говорим о “малой родине”.
— Что для человека означают слова “Родина” и “родина”
• Стр. 16. Вспоминаем
— Наша Родина — огромная страна, занимающая шестую часть суши; на долю нашей Родины выпало много испытаний в годы Великой Отечественной войны.
— Страна — определенная границами территория, на которой родились и живут люди по созданным ими законам и правилам.
• Стр. 16. Решаем проблему
— Общество — это большая общность людей, связанных друг с другом обычаями, правилами и проживающих в одной стране.
• Стр. 17. Рисунок
1. Без помощи водителя.
2. Услугами продавца.
3. В помощи фармацевта.
• Стр. 18. Для Родины своей...
Государство через свои органы власти и управления помогает стране и обществу защищать их, соблюдать порядок и законы.
• Стр. 19. Рисунок
1. На верхних фотографиях изображены армия и правительство; на нижних фотографиях — суд и полиция.
2. Россия — государство, в котором президент и правительство с помощью закона осуществляет защиту граждан и заботится об их благополучии.
• Стр. 20. Рисунок
— На левом рисунке регулировщик наводит порядок на улице. На правом рисунке показано, что несоблюдение порядка приводит к анархии.
— Порядок на корабле зависит от капитана.
• Стр. 21. Применяем новые знания
1. Родина — страна, в которой мы живем.
2. Все люди связаны друг с другом. Человек не может жить вне общества.
3. Закон — это обязательное для всех правило поведение в обществе, установленное государством.
4. Если в стране вдруг исчезнет государство, некому будет защитить страну от врагов, регулировать отношения между людьми. В стране наступит Хаос.
5. Россия — моя Родина. Это страна, в которой я родился и живу, на благо которой я учусь и буду трудиться в дальнейшем.
§ 4 Память о прошлом
• Стр. 22. Определяем проблему
— Папа назвал так памятник, поскольку в нем нашло отражение множество поколений, живших в стране на протяжении 10 столетий.
— Илюша посчитал, что невозможно вспомнить и правильно отобразить представителей прошлых поколений.
— Откуда люди узнают о далеком прошлом, если живых свидетелей тех времен уже не осталось?
• Стр. 22. Вспоминаем
— Примеры: я познакомился с историей войны; в школе мы будем изучать историю; не хочется попасть в неприятную историю.
— Зная о том, как жили наши предки, мы накапливаем жизненный опыт, который позднее передадим будущему поколению.
• Стр. 22. Решаем проблему
Тайны прошлого ученые раскрывают с помощью исторических источников.
• Стр. 23. Работа в паре
— Письменные источники — каменный столб с записью законов, страница древнерусской книги, вещественные источники — зерцальный доспех, кошельки и сумочка, золотая скульптура.
— Предметы быта и доспехи показывают, как искусно старинные мастера изготовляли и оформляли изделия для быта и обороны; какие материалы использовали.
— Изучая запись законов Древневавилонского государства, мы узнаем о том, что существовали древние государства, в которых действовали законы. Страница древней книги показывает, как выглядели первые печатные книги. Изучая древнюю скульптуру, несложно понять, как выглядели дикие животные того времени
• Стр. 24. Рисунок
— История — наука изучающая прошлое нашей страны и всего человечества.
• Стр. 25. Применяем новые знания
1. История человечества складывается из прошлого своей семьи, своего города, своей страны.
2. Все эти предметы являются историческими источниками.
3. Личное участие.