Окружающий мир 3 класс - Все домашние работы к учебнику А. А. Вахрушева - 2015 год
Времена Советской России и СССР 1917-1991 - Мое отечество
§ 18. Россия в огне
• Стр. 88. Определяем проблему
— В 1914 году Российской империи жило около 180 млн. человек, а всего через 10 лет осталось всего 150 млн.
— Чем объяснить факт резкого уменьшения населения России?
• Стр. 88. Вспоминаем
— Страна — определенная границами территория, на которой родились и живут люди по созданным ими законам и правилам. Государство — президент и правительство, иные органы власти, которые управляют страной, поддерживают в ней порядок и соблюдение законов.
— Помещики — землевладельцы, эксплуатировавшие труд крестьян, людей, работавших на земле. Капиталисты — владельцы заводов и фабрик, эксплуатировавшие труд рабочих — людей, занятых трудом непосредственно на производстве.
— В 1917 году в России произошла революция, в результате которой в стране изменились власть и порядки. Большинство людей захотели построить новую справедливую жизнь, но многие не согласились с новыми порядками. В результате возникших противоречий, началась кровопролитная гражданская война.
• Стр. 89. Решаем проблему
— Затянувшаяся Первая мировая война стала основной причиной революции 1917 года в России. Люди устали воевать, они не понимали, зачем это нужно. Война обострила все социальные проблемы в стране и создала еще большее противоречие между классами. Рабочие в городах были недовольны тяжелыми условиями труда и маленькими зарплатами. Не менее остро встал аграрный вопрос.
• Стр. 90. Рисунок
— После отмены крепостного права крестьяне так и не стали хозяевами земли. В городах рабочие возмущались хозяевами капиталистами, которые им мало платили. Повсеместно люди стали требовать достойной жизни: крестьяне захватывали помещичьи земли и жгли усадьбы, рабочие утраивали забастовки и выходили на демонстрации.
• Стр. 90-91. Выводы
— После февральской революции 1917 года царь Николай II отрекся от престола; к власти в стране пришло временное правительство. Революционно настроенные люди считали, что революцию необходимо продолжать: отобрать заводы у капиталистов, землю у помещиков и сделать все богатства общим достоянием. Среди этих людей выделялись большевики (коммунисты) и их вождь В. И. Ленин. 7 ноября 1917 года большевики организовали вооруженное восстание, свергли временное правительство и захватили власть.
— В Первой мировой войне воюющие страны впервые широко применили новую артиллерию, танки, самолеты и даже запрещенное ныне химическое оружие.
— Такие виды вооружений неизбежно привели к огромному кровопролитию. Невиданные лишения война принесла всем людям — и солдатам, и мирному населению. Помимо фронтовых потерь, война нанесла ущерб и разрушения в тылу.
• Стр. 92. Вывод
После революции в России началась кровопролитная Гражданская война — война за власть в стране.
Эта война разделила людей, ожесточила их. В результате огромных потерь и последовавшей эмиграции население России в начале XX века сильно сократилось.
• Стр. 92. Работа с картой
— Столицей красных стала Москва, столицей белых в различные моменты становились Оренбург и Омск.
— Красные стрелки на карте показывают наступательные операции Красной армии.
• Стр. 93. Применяем новые знания.
1. Народы, жившие на просторах бывшей Российской империи, в ходе Гражданской войны создали свои республики. По предложению большевиков, они объединились в единый союз. В истории нашей страны наступили времена Советской России и СССР.
2. Во время Гражданской войны произошел раскол внутри страны, русские люди воевали друг с другом, “брат шел на брата”.
3. Многие офицеры были патриотами и не хотели убивать соотечественников.
§ 19. “К светлому будущему”
• Стр. 94. Определяем проблему
— После революции и Гражданской войны страна лежала в руинах. Не хватало продуктов, одежды, многие люди не могли найти работу, не умели читать и писать. Потеряв родителей, многие дети остались беспризорными.
— В 1937 году наша страна приняла участие во Всемирной выставке в Париже. Одна из наших экспозиций была представлена 25-метровой статуей “рабочий и колхозница” скульптора Мухиной.
Эта статуя была удостоена золотой медали. В павильоне СССР демонстрировались также отечественные автомобили, тракторы, комбайны.
— Как советским людям удалось в короткий срок поднять страну из разрухи?
• Стр. 94. Вспоминаем
— В феврале 1917 года в результате революции царь отрекся от престола.
— Большевики (коммунисты) не были удовлетворены результатами этой революции. Возглавляемые Лениным, большевики 7-го ноября 1917 года организовали вооруженное восстание, свергли Временное правительство и объявили власть Советов.
• Стр. 95. Решаем проблему
— Советские люди стремились к светлому будущему. Они считали, что справедливым может быть только такое общество, где все трудятся; созданные трудом материальные блага принадлежат всем; власть в государстве принадлежит трудящимся.
— Самой большой республикой в составе СССР являлась Российская Федерация. Кроме РСФСР, в Советский Союз входили: Эстонская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР, Белорусская ССР, Молдавская ССР, Украинская ССР, Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская ССР, Казахская ССР, Узбекская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР.
• Стр. 96. Выводы
— В Советском союзе были построены новые заводы и фабрики, дороги, заработали электростанции, появились отечественные автомобили, тракторы, комбайны.
• Стр. 97. Тяжелый путь к светлому будущему
— Страна строила будущее, а в настоящем приходилось мириться со многими бедами. В городах труд был тяжелым, а зарплаты — небольшими; часто не хватало жилья. В деревнях крестьяне были обязаны объединяться в колхозы (общие хозяйства). Большую часть выращенного урожая приходилось отдавать государству.
• Стр. 98. Выводы
— Нельзя назвать справедливыми существовавшие порядки: не желавших вступать в колхозы крестьян отправляли в лагеря; люди, не согласные с мнением Сталина, были брошены в тюрьмы, а часть — расстреляны.
• Стр. 99. Применяем новые знания
1. Хозяйство страны быстро восстанавливалось после разрухи: строились заводы, фабрики, дороги, электростанции. При этом жизнь людей оставалась тяжелой.
2. В СССР при Сталине не было справедливого общества, хотя люди тратили огромные силы для достижения этой цели.
3. Личное участие.
§ 20. “Вставай страна огромная”
• Стр. 100. Определяем проблему
— Анюта представляет себе любой праздник радостным, веселым.
— “Это праздник со слезами на глазах”.
— Почему День Победы — это одновременно и печаль, и радость?
• Стр. 100. Вспоминаем
— Отечественной называлась война 1812 года, так как весь народ поднялся на защиту России.
• Стр. 100. Решаем проблему
— Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года, когда фашисты вероломно напали на нашу страну. Для простых советских людей это нападение оказалось неожиданным. В первые месяцы фашистам удалось захватить большую территорию, разрушить много городов. Тысячи людей ушли добровольцами в армию. Все народы Советского Союза сплотились перед лицом страшной опасности.
• Стр. 102. Позади — Москва
— В битве под Москвой советская армия нанесла первое серьезное поражение фашистам и перешла в наступление. Победив в Сталинградской битве, наша армия окончательно остановила врага, переломив ход войны, и перешла в решающее наступление.
• Стр. 103. Выводы
— Война никого не обошла стороной, она надолго оставила рану в сердце каждого человека. Война принесла голод, разрушение, слезы, потерю близких. Это было испытанием на мужество, смелость, стойкость.
• Стр. 104. Работа с картой.
— Фашистами были захвачены многие советские города: Киев, Минск, Вильнюс, Харьков, Ростов, Смоленск.
— Советская армия освободила от фашистов Польшу, Чехословакию, Австрию, Венгрию, Румынию, Югославию.
• Стр. 105. Применяем новые знания
1. Все люди поднялись на защиту Отечества, как ив 1812 году. Но эта война длилась значительно дольше, унесла гораздо больше жизней. Советская армия полностью разгромила фашизм и освободила ряд европейских стран. Поэтому мы называем войну Великой.
2. Война коснулась каждого человека; не было такой семьи, которую бы не постигла потеря близких. Все люди нашей страны как единое целое встали на защиту своего Отечества. Каждый старался помочь, чем мог: взрослые и дети трудились в тылу, помогая солдатам на фронте. Солдаты мужественно сражались с врагом. Готовые на любую жертву ради спасения Родины и жизни боевых товарищей, они каждый день совершали подвиги на фронте. Вся жизнь наших соотечественников в годы Великой войны стала одним общим подвигом — Подвигом народа. Благодаря этому, была одержана победа.
3. Страна победила, так как весь народ объединился для ее защиты. В 1812 году весь народ также вставал на защиту Отечества.
4. Личное участие.
§ 21. “Через тернии к звездам”
• Стр. 106. Определяем проблему
— К началу 1960-х годов огромных успехов достигла наука в СССР. Быстро развивались радиоэлектроника, атомная и химическая промышленность, приборостроение. 4-го октября 1957 года в СССР запустили на планету Земли первый в мире искусственный спутник. 12-го апреля 1961 года в СССР был запущен в космос первый в мире космический корабль “Восток-1” с человеком на борту. Юрий Гагарин стал первым человеком на Земле, который полетел в космос и благополучно вернулся обратно.
— Хотя жизнь людей постепенно улучшалась, в хозяйстве страны было много нерешенных проблем. Люди в основном жили в коммунальных квартирах, не хватало товаров первой необходимости, появились перебои с продуктами питания.
— Можно ли назвать СССР великой державой, если наряду с его выдающимися успехами в науке и освоении космоса, граждане страны испытывали нехватку самого необходимого для жизни?
• Стр. 106. Вспоминаем
— Когда самостоятельные республики в 1922 году объединились в СССР, в истории нашей страны наступили времена Советской России и СССР
• Стр. 106. Решаем проблему
— Советские ученые, инженеры, рабочие создавали самолеты, машины. В научных институтах разрабатывались сложные приборы, открывали важнейшие для человечества тайны природы, изобретали новые лекарства.
• Стр. 107. Рисунок
— На рисунках изображены: Останкинская телебашня в Москве, первый искусственный спутник Земли, старт космической ракеты “Восток”. Это достижения мирной техники. Военный истребитель и атомная подводная лодка показывают достижения военной науки и техники.
• Стр. 108. “Славься Отечество, наше свободное...”
— Стремительно менялся облик страны. Советские люди заслуженно гордились своими успехами: новыми научными и техническими разработками, вводом в строй бесплатного жилья, улучшением бытовых условий и бесплатным образованием. Однако, сохранялось много нерешенных проблем. Западные страны развивались значительно быстрее. Слишком много средств тратилось на вооружение, вследствие чего отмечались недостаток продуктов и предметов первой необходимости.
• Стр. 108. Рисунок
После Второй мировой войны, в квартирах появились телевизоры, холодильники, пылесосы, стиральные машины.
• Стр. 109. Применяем новые знания
1. Люди получали бесплатное жиль покупали необходимые вещи, имели стабильную зарплату. С другой стороны, большие затраты на вооружение, уравниловка, отсутствие конкуренции привели к застойным явлениям в жизни страны. Все эти проблемы люди быстро почувствовали на себе: не хватало продуктов питания, качественных товаров, зарплаты были низки.
2. Советские люди шли к лучшей жизни через препятствия, словно продираясь через колючий кустарник.
3. В послевоенные годы я бы занимался космической наукой. Это было самой популярной и интересной профессией. Космонавтом хотели стать практически все мальчишки и девчонки Советского Союза того времени.