ТЕЛА, ВЕЩЕСТВА, ЧАСТИЦЫ

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

ТЕЛА, ВЕЩЕСТВА, ЧАСТИЦЫ

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с понятиями “тело”, “вещество”, “частицы”, “атомы”, формирования представлений о телах и веществах, искусственных и природных телах, телах живой и неживой природы, мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах); способствовать формированию умений ставить и проводить опыты, работать с различными источниками информации

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с понятиями “тело”, “вещество”, “частицы”, “атомы”; получат представление о том, что каждое тело состоит из веществ; о телах искусственных и природных; телах живой и неживой природы; мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах); научатся ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и живой и неживой природы

Метапредметные:

регулятивные - выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

познавательные - планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

коммуникативные - работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле

Личностные: осознавать, что доброе, уважительное отношение к миру делает человека лучше

Образовательные ресурсы: иллюстрации с изображением живой и неживой природы, стакан с водой, сахар; карточки красного и зеленого цвета для игры “Сигнальщики”; клубни картофеля, терка, миски, стаканы, ложки, тарелки, бутылочки с настойкой йода, пипетки, салфетки для рук

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Чем отличается живая природа Земли от неживой природы?

Проводит игру.

- Я называю представителей живой и неживой природы, а вы, если это представитель живой природы, поднимаете руки вверх, а если неживой - сидите ровно.

Бабочка, камень, медведь, песок, лягушка, вода, птица, воздух, гранит, человек, грибы, снег, микробы

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

- Объекты живой природы дышат, питаются, растут, размножаются (оставляют потомство), умирают. Объекты неживой природы этими признаками не обладают.

- К живой природе относят животных, растения, грибы, микробы, людей. К неживой природе - воздух, воду, камни, звезды, планеты.

Участвуют в игре

Осуществлять актуализацию личного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную задачу

III. Сообщение темы урока.

Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Организует формулирование темы урока обучающимися. Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- Что такое природа?

- На какие две группы мы можем разделить природу?

- Назовите признаки живой природы.

- Представители неживой природы не обладают этими признаками.

- Что вы видите в окружающем вас мире?

- Как можно их назвать?

- Ученые называют предметы телами. Тела имеют очертания, форму. Значит, все предметы можно назвать телами. Назовите тела, которые вас окружают.

- Из чего сделаны все эти тела?

- Какой можно сделать вывод?

- Рассмотрите в учебнике (с. 45) схему, которую начала составлять Маша.

- Любой объект живой и неживой природы, изделия и постройки, созданные руками человека, - это тела.

На какие две группы делятся тела?

- Что (или кто) относится к природным телам?

- Что относится к искусственным телам?

- Дополним: искусственные тела - постройки, здания, одежда, книги.

- На какие две группы разделены природные тела?

- Перечислите тела живой природы.

- На какие группы можно разделить неживую природу?

- Назовите небесные тела.

- Назовите искусственные тела.

- Все тела состоят из веществ.

- Стакан - это что?

- А стекло, которое сделал человек?

- Ножницы - это.... А сталь?

Проводит игру “Что из чего сделано?”.

- Я называю искусственное тело, а вы - вещество, из которого его изготовили.

- Что можно сделать из мыла, воды и воздуха?

- Что такое мыльный пузырь? Из каких веществ он состоит?

- Все вещества состоят из мельчайших частиц, невидимых глазом. Их называют молекулами. А молекулы состоят из более мелких частиц - атомов. Атомы нельзя увидеть даже с помощью мощного увеличительного прибора.

- Если атомы так малы, что увидеть их трудно, как люди могли узнать об их существовании? Проведем опыт.

Возьмем стакан с водой и бросим туда кусочек сахара.

Что происходит с сахаром?

- Но мы знаем, что он там. Какая стала жидкость?

- Значит, кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых состоял. Из каких веществ состоит наша жидкость?

- Можно ли сказать, что жидкость, в которой растворяется кусочек сахара (раствор сахара), состоит из нескольких веществ?

- Обратите внимание на мнение Миши. Он считает, что жидкость, находящаяся в стакане после растворения сахара, состоит из нескольких веществ. Он знает, что в ней есть вода, которая растворила сахар. Это уже два вещества. Он видит на дне стакана частички речного песка, которые тоже состоят из каких-то веществ. Миша полагает, что не только жидкость состоит из нескольких веществ. Например, в состав воздуха входит кислород, углекислый газ, другие вещества.

- Проведем опыт с картофелем и узнаем, что он состоит тоже из нескольких веществ. Натрем картофель на терке. Дадим отстояться. Что выделил картофель?

- Сливаем его в стакан. Что осталось на дне тарелки?

- Капнем настойку йода на крахмал. Какого цвета он стал?

- Только наличие крахмала дает такой цвет после соприкосновения его с раствором йода

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Находят в тексте информацию по данному вопросу.

- Природа - это все, что нас окружает и существует независимо от человека.

- Живая и неживая.

- Питаются, растут, приносят потомство и умирают.

- Камни, деревья, птицы, книги и др.

- Объекты, предметы.

- Стул, доска, лампа, цветы.

- Стол из дерева, стул из дерева и металла, доска из дерева и кожи.

- Тела состоят из веществ.

- Природные и искусственные.

- Человек, животные, грибы, растения, микробы относятся к природным телам.

- Искусственные тела - созданы руками человека.

- Живая природа и неживая.

- Растения, животные, птицы, человек - тела живой природы.

- Небесные тела, явления природы, земля.

- Небесные тела: Солнце, Земля, Луна.

- Искусственные тела: постройки, мосты, книга, стол, одежда.

- Стакан — искусственное тело.

- Стекло - вещество.

- Ножницы - тело. Сталь - вещество.

Выполняют задания игры “Что из чего сделано?”:

мяч → резина

ложка → сталь

карандаш→дерево р

ручка →пластмасса

дом → кирпич

кувшин → глина

- Из мыла, воды и воздуха можно сделать мыльный пузырь.

- Мыльный пузырь — это тело. Он состоит из веществ: мыла, воды, газа.

Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами. Формулируют выводы наблюдений.

- Сахар растворяется в воде. Он стал невидим.

- Вода стала сладкая.

- Жидкость состоит из нескольких веществ.

- Миша сделал правильный вывод. Каждое тело состоит из одного или нескольких веществ.

- Картофель выделил сок.

- Из картофеля выделилось вещество - крахмал.

- Крахмал стал сине-фиолетового цвета

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять контроль по результату

IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа.

Творческие задания.

Диагностические задания на осознание и понимание нового.

Включение будущего нового материала

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

Проводит игру “Сигнальщики”; зачитывает высказывания:

1. Верно ли, что телом называют любой объект живой и неживой природы, любые предметы, сделанные руками человека?

2. Можно ли человека назвать природным телом, а робота - искусственным?

3. Правда ли, что муравей - тело живой природы, а береза - тело неживой природы?

4. Полярная звезда - это тело неживой природы.

5. Солнце - тело неживой природы.

6. Все тела имеют форму, цвет, размер.

7. Все тела состоят из веществ.

8. Пластмасса - это тело, а пуговица - это вещество?

9. Из одного и того же вещества можно сделать несколько тел.

10. Искусственные тела - это тела, созданные руками человека.

11. Пластилин - природное вещество, а поваренная соль - искусственное вещество.

12. Точно перечислить все вещества на свете нельзя, так как их создание человеком продолжается и в настоящее время?

13. Все вещества состоят из мельчайших частиц, невидимых глазом?

Организует самостоятельную работу в тетради (с. 18-20), самостоятельное дополнение схемы о телах (задание 25).

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения.

Выполняют задания игры “Сигнальщики”. Если высказывание верное, то ученики поднимают вверх зеленую карточку, если ложное - красную.

Ключ:

1. Да.

2. Да.

3. Нет.

4. Да.

5. Да.

6. Да.

7. Да.

8. Нет.

9. Да.

10. Да.

11. Нет.

12. Да.

13. Да.

Самостоятельно выполняют задание 25: дополняют своими примерами схему, которую составила Маша. Коллективно выполняют задания 26-29

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

V. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (с. 43-48), рассказы хрестоматии “Из чего состоят вещества?”, “Сколько веществ на свете?”, “Главный металл” (с. 33-35, 40). Выполнить задания 26-29 в рабочей тетради

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

VI. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Из чего состоят тела?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

- Любой объект живой и неживой природы, любые изделия и постройки, созданные руками человека, называют телами. Человек, животные, грибы, растения, микробы - это природные тела. Это живые организмы, поэтому их еще называют телами живой природы. Камень, песчинка, снежинка - тоже природные тела. Но это тела неживой природы. Небесные, или космические тела (Луна, Земля, Солнце и другие звезды) - тоже тела неживой природы. Тела, созданные руками человека, - это искусственные тела.

- Каждое искусственное или природное тело имеет форму, цвет, размер. Каждое тело состоит из веществ. Например, авторучка - искусственное тело. А пластмасса, которую человек создал и сделал из нее ручку, - вещество.

- Снежинка, кусок льда, капля дождя - это тела природы. Все они состоят из воды. Вода — это вещество. Пузырьки воздуха, образовавшиеся в луже во время дождя, также тела природы. А газы, которые находятся внутри пузырьков, - вещества.

- Из веществ. Тела могут состоять из разных веществ.

- Сегодня на уроке мы...

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи)






Для любых предложений по сайту: [email protected]