Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ТЕЛА, ВЕЩЕСТВА, ЧАСТИЦЫ
Тип урока: освоение нового материала |
|||||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с понятиями “тело”, “вещество”, “частицы”, “атомы”, формирования представлений о телах и веществах, искусственных и природных телах, телах живой и неживой природы, мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах); способствовать формированию умений ставить и проводить опыты, работать с различными источниками информации |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: познакомятся с понятиями “тело”, “вещество”, “частицы”, “атомы”; получат представление о том, что каждое тело состоит из веществ; о телах искусственных и природных; телах живой и неживой природы; мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах); научатся ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и живой и неживой природы |
Метапредметные: регулятивные - выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; познавательные - планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; коммуникативные - работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле |
Личностные: осознавать, что доброе, уважительное отношение к миру делает человека лучше |
|||
Образовательные ресурсы: иллюстрации с изображением живой и неживой природы, стакан с водой, сахар; карточки красного и зеленого цвета для игры “Сигнальщики”; клубни картофеля, терка, миски, стаканы, ложки, тарелки, бутылочки с настойкой йода, пипетки, салфетки для рук |
|||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Чем отличается живая природа Земли от неживой природы? Проводит игру. - Я называю представителей живой и неживой природы, а вы, если это представитель живой природы, поднимаете руки вверх, а если неживой - сидите ровно. Бабочка, камень, медведь, песок, лягушка, вода, птица, воздух, гранит, человек, грибы, снег, микробы |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. - Объекты живой природы дышат, питаются, растут, размножаются (оставляют потомство), умирают. Объекты неживой природы этими признаками не обладают. - К живой природе относят животных, растения, грибы, микробы, людей. К неживой природе - воздух, воду, камни, звезды, планеты. Участвуют в игре |
Осуществлять актуализацию личного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную задачу |
||
III. Сообщение темы урока. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику |
Организует формулирование темы урока обучающимися. Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. - Что такое природа? - На какие две группы мы можем разделить природу? - Назовите признаки живой природы. - Представители неживой природы не обладают этими признаками. - Что вы видите в окружающем вас мире? - Как можно их назвать? - Ученые называют предметы телами. Тела имеют очертания, форму. Значит, все предметы можно назвать телами. Назовите тела, которые вас окружают. - Из чего сделаны все эти тела? - Какой можно сделать вывод? - Рассмотрите в учебнике (с. 45) схему, которую начала составлять Маша. - Любой объект живой и неживой природы, изделия и постройки, созданные руками человека, - это тела. На какие две группы делятся тела? - Что (или кто) относится к природным телам? - Что относится к искусственным телам? - Дополним: искусственные тела - постройки, здания, одежда, книги. - На какие две группы разделены природные тела? - Перечислите тела живой природы. - На какие группы можно разделить неживую природу? - Назовите небесные тела. - Назовите искусственные тела. - Все тела состоят из веществ. - Стакан - это что? - А стекло, которое сделал человек? - Ножницы - это.... А сталь? Проводит игру “Что из чего сделано?”. - Я называю искусственное тело, а вы - вещество, из которого его изготовили. - Что можно сделать из мыла, воды и воздуха? - Что такое мыльный пузырь? Из каких веществ он состоит? - Все вещества состоят из мельчайших частиц, невидимых глазом. Их называют молекулами. А молекулы состоят из более мелких частиц - атомов. Атомы нельзя увидеть даже с помощью мощного увеличительного прибора. - Если атомы так малы, что увидеть их трудно, как люди могли узнать об их существовании? Проведем опыт. Возьмем стакан с водой и бросим туда кусочек сахара. Что происходит с сахаром? - Но мы знаем, что он там. Какая стала жидкость? - Значит, кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых состоял. Из каких веществ состоит наша жидкость? - Можно ли сказать, что жидкость, в которой растворяется кусочек сахара (раствор сахара), состоит из нескольких веществ? - Обратите внимание на мнение Миши. Он считает, что жидкость, находящаяся в стакане после растворения сахара, состоит из нескольких веществ. Он знает, что в ней есть вода, которая растворила сахар. Это уже два вещества. Он видит на дне стакана частички речного песка, которые тоже состоят из каких-то веществ. Миша полагает, что не только жидкость состоит из нескольких веществ. Например, в состав воздуха входит кислород, углекислый газ, другие вещества. - Проведем опыт с картофелем и узнаем, что он состоит тоже из нескольких веществ. Натрем картофель на терке. Дадим отстояться. Что выделил картофель? - Сливаем его в стакан. Что осталось на дне тарелки? - Капнем настойку йода на крахмал. Какого цвета он стал? - Только наличие крахмала дает такой цвет после соприкосновения его с раствором йода |
Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Находят в тексте информацию по данному вопросу. - Природа - это все, что нас окружает и существует независимо от человека. - Живая и неживая. - Питаются, растут, приносят потомство и умирают. - Камни, деревья, птицы, книги и др. - Объекты, предметы. - Стул, доска, лампа, цветы. - Стол из дерева, стул из дерева и металла, доска из дерева и кожи. - Тела состоят из веществ. - Природные и искусственные. - Человек, животные, грибы, растения, микробы относятся к природным телам. - Искусственные тела - созданы руками человека. - Живая природа и неживая. - Растения, животные, птицы, человек - тела живой природы. - Небесные тела, явления природы, земля. - Небесные тела: Солнце, Земля, Луна. - Искусственные тела: постройки, мосты, книга, стол, одежда. - Стакан — искусственное тело. - Стекло - вещество. - Ножницы - тело. Сталь - вещество. Выполняют задания игры “Что из чего сделано?”: мяч → резина ложка → сталь карандаш→дерево р ручка →пластмасса дом → кирпич кувшин → глина - Из мыла, воды и воздуха можно сделать мыльный пузырь. - Мыльный пузырь — это тело. Он состоит из веществ: мыла, воды, газа. Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами. Формулируют выводы наблюдений. - Сахар растворяется в воде. Он стал невидим. - Вода стала сладкая. - Жидкость состоит из нескольких веществ. - Миша сделал правильный вывод. Каждое тело состоит из одного или нескольких веществ. - Картофель выделил сок. - Из картофеля выделилось вещество - крахмал. - Крахмал стал сине-фиолетового цвета |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять контроль по результату |
||
IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа. Творческие задания. Диагностические задания на осознание и понимание нового. Включение будущего нового материала |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. Проводит игру “Сигнальщики”; зачитывает высказывания: 1. Верно ли, что телом называют любой объект живой и неживой природы, любые предметы, сделанные руками человека? 2. Можно ли человека назвать природным телом, а робота - искусственным? 3. Правда ли, что муравей - тело живой природы, а береза - тело неживой природы? 4. Полярная звезда - это тело неживой природы. 5. Солнце - тело неживой природы. 6. Все тела имеют форму, цвет, размер. 7. Все тела состоят из веществ. 8. Пластмасса - это тело, а пуговица - это вещество? 9. Из одного и того же вещества можно сделать несколько тел. 10. Искусственные тела - это тела, созданные руками человека. 11. Пластилин - природное вещество, а поваренная соль - искусственное вещество. 12. Точно перечислить все вещества на свете нельзя, так как их создание человеком продолжается и в настоящее время? 13. Все вещества состоят из мельчайших частиц, невидимых глазом? Организует самостоятельную работу в тетради (с. 18-20), самостоятельное дополнение схемы о телах (задание 25). |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Выполняют задания игры “Сигнальщики”. Если высказывание верное, то ученики поднимают вверх зеленую карточку, если ложное - красную. Ключ: 1. Да. 2. Да. 3. Нет. 4. Да. 5. Да. 6. Да. 7. Да. 8. Нет. 9. Да. 10. Да. 11. Нет. 12. Да. 13. Да. Самостоятельно выполняют задание 25: дополняют своими примерами схему, которую составила Маша. Коллективно выполняют задания 26-29 |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия |
||
V. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (с. 43-48), рассказы хрестоматии “Из чего состоят вещества?”, “Сколько веществ на свете?”, “Главный металл” (с. 33-35, 40). Выполнить задания 26-29 в рабочей тетради |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
||
VI. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что особенно заинтересовало вас во время урока? - Что нового узнали на уроке? - Из чего состоят тела? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Любой объект живой и неживой природы, любые изделия и постройки, созданные руками человека, называют телами. Человек, животные, грибы, растения, микробы - это природные тела. Это живые организмы, поэтому их еще называют телами живой природы. Камень, песчинка, снежинка - тоже природные тела. Но это тела неживой природы. Небесные, или космические тела (Луна, Земля, Солнце и другие звезды) - тоже тела неживой природы. Тела, созданные руками человека, - это искусственные тела. - Каждое искусственное или природное тело имеет форму, цвет, размер. Каждое тело состоит из веществ. Например, авторучка - искусственное тело. А пластмасса, которую человек создал и сделал из нее ручку, - вещество. - Снежинка, кусок льда, капля дождя - это тела природы. Все они состоят из воды. Вода — это вещество. Пузырьки воздуха, образовавшиеся в луже во время дождя, также тела природы. А газы, которые находятся внутри пузырьков, - вещества. - Из веществ. Тела могут состоять из разных веществ. - Сегодня на уроке мы... |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи) |