СВОЙСТВА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ. ПЯТОЕ ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

СВОЙСТВА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ. ПЯТОЕ ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для знакомства со свойствами полезных ископаемых; содействовать формированию умений учебного сотрудничества - умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; в ходе выполнения опытов выявить свойства известняка, мрамора, песка, глины; подготовить сообщения о свойствах полезных ископаемых и их использовании человеком; способствовать развитию познавательного интереса к предмету путем вовлечения обучающихся в исследовательскую работу

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся со свойствами полезных ископаемых; научатся в опытах определять свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану

Метапредметные:

регулятивные - контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

познавательные - осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку (под руководством учителя);

коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Личностные: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество)

Образовательные ресурсы: образцы известняка, мрамора, песка, глины; ручные лупы, стаканчики с водой, бумажные салфетки, гвозди, тарелочки, стеклянные стаканчики, воронки, вата, мерные стаканчики, стеклянные палочки

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Решите кроссворд “Полезные ископаемые”:

1. Места, где в глубинах земли или ца её поверхности залегают полезные ископаемые.

2. Горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

3. Открытый котлован.

4. Жидкое полезное ископаемое.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Решают кроссворд:

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой

III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Отгадайте загадку:

Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

И играть.

- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Определите цели урока, используя опорные слова.

- На сегодняшнем уроке мы опытным путем определим свойства горных пород, которые человек научился использовать с древних времен

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Отгадывают загадку:

- Песок.

- Сегодня на уроке мы установим по плану в учебнике (с. 22—25) свойства известняка, мрамора, песка и глины

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

Предлагает выбрать председателя очередного, пятого, заседания клуба.

Председатель (обязательно член клуба) приглашает всех присутствующих на заседание клуба, объявляя его тему и задание: подготовить сообщение о свойствах горных пород и их использовании. Он рассказывает, как прошло аналогичное заседание в школе села Мирного: члены клуба решили работать по группам.

- Председатель клуба Костя Погодин предложил каждой группе опытным путем установить свойства горных пород, которые человек научился использовать с давних времен.

Первая группа получила задание: определить свойства известняка и мрамора; вторая - песка и глины. Евдокия Васильевна вручила каждой группе соответствующие планы изучения свойств образцов горных пород.

Предлагает обучающимся организовать работу так же, как ее организовали школьники села Мирного.

Далее сам председатель присоединяется к работе одной из групп.

Опыт 1.

- Рассмотрите образец известняка. Из чего он состоит?

- Какого цвета эти частицы?

- Опускаем известняк в воду. Что с ним произошло?

- Определите его твердость.

- Возьмем кусочек известняка и капнем на него уксусную кислоту. Что вы наблюдаете? Какой можно сделать вывод?

Опыт 2.

- Рассмотрите мрамор. Определите цвет.

- Какой у него блеск?

- Сравните его твердость с твердостью известняка.

- Расколем кусочек мрамора. Из чего он состоит?

- Какой можно сделать вывод о свойствах мрамора?

Опыт 3.

- Изучать свойства глины и песка мы будем в сравнении. Насыпьте немного песка на стеклышко. Осторожно надавите на песок, потрите им стекло. Стряхните песок и посмотрите через это стекло на свет. Что вы видите?

- Проделайте такой же опыт с комочком сухой глины. Что вы наблюдаете?

- Понюхайте чистый песок.

- Подышите на комочек сухой глины и понюхайте его.

- По этому запаху легко узнать глину?

- Смочите образцы песка и глины водой. Попытайтесь размять их и слепить шарики. Что наблюдаете?

- Вставим в стаканы воронки. Положим в них фильтры из комочков ваты, а сверху - в одну песок, в другую - глину. Наливаем воду в воронки. Что наблюдаем?

- Положите кусок глины в стакан с водой. Размешайте. Что вы видите?

- Сольем мутную воду в другой стакан и дадим ей отстояться. Что наблюдаете?

- Рассмотрите образцы песка и глинистого ила. Чем отличаются частицы песка и глины?

- Когда глина высыхает, ее частицы прочно слипаются между собой. Поэтому фигурки, сделанные из глины, не рассыпаются, как песчаные, а сохраняют свою форму, становятся твердыми.

Если глиняную фигурку или кирпичик обжечь на углях, то глина становится твердой и прочной, как камень.

Из песка делают железнодорожные насыпи. Его добавляют к глине при изготовлении кирпичей и посуды. Песок смешивают с известью и цементом. Получается “тесто”, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий

Члены клуба “Мы и окружающий мир”, которые ведут активную переписку с активом клуба Москвы, рассказывают о своих успехах и трудностях при выполнении заданий из рубрики “Готовимся к школьной олимпиаде!” и заданий со знаком “Напиши письмо”. Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами. Формулируют выводы наблюдений.

Председатель делит обучающихся на две группы (можно использовать карточки с номерами) и просит каждую группу организовать рабочие места для групповой работы (сдвинуть столы).

Для работы 1-й группы понадобятся образцы известняка и мрамора, ручные лупы, стаканчики с водой, бумажные салфетки, гвозди; для работы 2-й группы - образцы песка и глины, тарелочки, стаканчики с водой, пустые стеклянные стаканчики, воронки, комочки ваты, мерные стаканчики, стеклянные палочки, бумажные салфетки.

При помощи помощников (также членов клуба) председатель раздает образцы горных пород и необходимое лабораторное оборудование.

- Известняк состоит из мелких частичек, скрепленных между собой.

- Частицы белого или светло-серого цвета.

- Известняк утонул, значит, тяжелее воды. Он твердый.

- На поверхности известняка появляются пузырьки, а также мы слышим шипение.

Вывод: известняк - камень белого или светло-серого цвета, состоит из мелких частичек, плотный, тяжелее воды, под действием уксусной кислоты растворяется.

- Мрамор - камень. Он белый, но бывает разной окраски.

- У мрамора матовый блеск.

- Мрамор очень твердый.

- Он состоит из отдельных блестящих зернышек.

Вывод: это твердый и плотный камень различной окраски, хорошо полируется, состоит из отдельных блестящих зернышек.

- На стекле царапины, значит, песчинки тверже стекла.

- От глины никаких царапин на стекле не остается. Значит, глина мягче стекла.

- Чистый песок ничем не пахнет.

- У глины особый запах.

- По этому запаху легко узнать глину.

- Из песка трудно слепить шарик, а глина очень пластична, ей легко придать любую форму, из нее можно лепить различные предметы.

- Вода быстро проходит через песок и удерживается в нем мало. Через глину вода проходит очень медленно. Большое количество воды удерживается частицами глины. -На дно оседают маленькие частички камешков, песчинок.

- На дне образуется слой глинистого ила.

- По цвету: песок желтый, а глина - коричневая. Песок состоит из отдельных крупинок разной величины. Крупинки между собой не скреплены, поэтому песок можно пересыпать с одного места в другое. Песок - сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, похожих на чешуйки, сильно скрепленных между собой. Поэтому глину нельзя пересыпать

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Осуществлять контроль по результату

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

Организует работу в тетради № 2 (задание 6, с. 6).

- Запишите выводы на основе опытов, которые мы проделали с мрамором, известняком, глиной и песком.

- Найдите на физической карте России обозначения данных полезных ископаемых.

Председатель предлагает обучающимся высказать предположение: где и как люди могут использовать известняк, мрамор, песок и глину, учитывая свойства этих полезных ископаемых? Учитель помогает председателю проводить беседу.

- Почему при строительстве дорог и железнодорожных насыпей используют песок, а не глину?

- Почему на уроках технологии в качестве учебного материала применяется глина, а не песок?

Председатель показывает на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых.

- Найдите на карте России месторождения полезных ископаемых, которые добывают в вашем родном крае (или в соседних областях)

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Результаты опытов обучающиеся записывают в тетради, оформляя свои выводы соответствующими рисунками.

Затем кто-либо из учеников по заданию учителя зачитывает классу свои записи, а остальные проверяют и при необходимости уточняют или дополняют ответ.

В ходе беседы делают вывод: твердость - главное свойство известняка и мрамора, благодаря которому их используют в строительстве. Из известняка построены знаменитые на весь мир церкви, соборы. Из мрамора строят здания, облицовывают стены станций метро. Глина нашла свое применение в хозяйственной деятельности человека благодаря своей пластичности. Из нее делают разнообразную посуду, игрушки, кирпичи и другие изделия. При прокаливании глина приобретает твердость, прочность, но в то же время и хрупкость.

Песок сыпучий, хорошо пропускает воду, благодаря этому его используют в строительстве дорог

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 22-25), выполнить задание 7 в тетради для самостоятельной работы № 2

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

VII. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Прием “Оценочная лесенка”: используют для развития умений критериального оценивания. Обучающимся предлагается лесенка (шкала), на которой они должны поставить солнышко или нарисовать человечка на той ступеньке, на которую он поставил бы себя при выполнении данных заданий.

- Сегодня на уроке мы...

Осуществлять итоговый контроль, оценивать уровень владения учебным действием






Для любых предложений по сайту: [email protected]