ПРИРОДА БУДЕТ ЖИТЬ

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

ПРИРОДА БУДЕТ ЖИТЬ

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с особенностями развития насекомых, рыб, земноводных птиц, млекопитающих; способствовать формированию умений называть детенышей животных; продолжить формирование умений работать в группах, использовать разные источники информации

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с развитием (размножением) насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих; научатся называть детенышей животных; делить животных на группы

Метапредметные:

регулятивные - планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий;

познавательные - планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

коммуникативные - работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле

Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам

Образовательные ресурсы: карточки для деления обучающихся на группы

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Что такое заповедник? заказник? Выскажите свои предположения.

- Как вы думаете, для чего нужны заказники и заповедники?

- Чем отличается заповедник от заказника?

- Почему стало необходимо охранять те или иные виды животных и растений?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

- Заповедник - заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, уникальные участки природы, культурные ценности и т. п.

- Заказник - род заповедника, где временно запрещена охота или где находится под особой охраной определённый вид животных или растений.

Причины:

- неразумная охота;

- уничтожение мест обитания;

- загрязнение воды, почвы, воздуха;

- неправильная хозяйственная деятельность человека;

- неразумное собирание

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой

III. Сообщение темы урока.

Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- Любое живое существо зависит от других живых существ - растений, животных, человека, а также от окружающей среды - климата, почв, воды, воздуха. Складываются сообщества растений и животных, выделяются свои места обитания, каждое со своими особенностями. Существование какого-то вида может зависеть даже от одного-единственного фактора. Например, очень немногие организмы выдерживают крайнюю нехватку воды в пустыне или отсутствие тепла в Арктике. Там выживают лишь те, кто адаптировался к этим условиям. Кактусы, например, приспособлены к нехватке воды, кувшинки - к жизни в воде, камнеломка - к жизни на скалах.

- Что является причиной гибели живых организмов на Земле?

- Какой вред приносит им человек?

- Почему запрещена охота весной и в начале лета?

- Чтобы спасти все живое, человек должен принимать меры, которые способствуют спасению животных. Что он должен делать?

Организует групповую работу, используя методику “Мозаика”

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

Работа в парах: выполняют задание, согласно сделанному выводу по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре.

- Природные явления: извержения вулканов, пожар, наводнения, засуха. Но очень многие живые организмы гибнут и по вине человека.

- Большой: неумеренная охота на животных, вырубка леса, осушение болот и т. п.

- Весной и в начале лета у животных появляется потомство.

- Охранять нерестилища рыб, места размножения животных, правильно вести себя в природе.

Работа в группах.

1-я группа читает о размножении рыб;

2-я - о размножении земноводных (лягушек и жаб);

3-я - о развитии пресмыкающихся. После чтения объединяются в “мозаичные” группы и рассказывают о том, что прочитали.

Работа в парах: рассматривают рисунок в учебнике (с. 101). Один ученик рассказывает, как о потомстве заботится чайка-моевка (строит гнездо, высиживает яйца, кормит птенцов), а другой - о том, как о потомстве заботится лиса (приносит корм малышам, учит их приемам охоты, защищает их, обогревает)

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Осуществлять контроль по результату

IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

- Назовите представителей каждой группы.

Насекомые - ...

Рыбы - ...

Земноводные - ...

Пресмыкающиеся - ...

Птицы - ...

Млекопитающие - ...

- Перечислите стадии развития каждой группы.

- У какой группы самая длинная цепь развития?

- У какой группы самая короткая цепь развития?

- Почему насекомые, рыбы откладывают много яиц (икринок), а млекопитающие рождают от 1 до 5 детенышей?

- Но есть прекрасные родители. Самка губана откладывает 20-30 икринок, которые самец носит во рту.

Он плавает с набитым ртом и ничего не ест. Малыши покидают убежище, только чтобы поесть.

- Расскажите, как появляется потомство у насекомых, птиц и животных. Как они заботятся о своем потомстве?

Организует работу в тетради № 2 (с. 35-36).

- Запишите стадии развития бабочки-крапивницы, колорадского жука и лягушки.

- Подобно бабочке-крапивнице размножаются и другие насекомые. Жуки, мухи, пчелы, шмели тоже в своем развитии проходят четыре стадии: яйцо → личинка → куколка → взрослое насекомое.

- Сделать рисунки развития бабочки-крапивницы вам помогут иллюстрации в учебнике (с. 98).

- Где развивается куколка колорадского жука?

- Не у всех насекомых бывают куколки. Например, у кузнечиков из яиц выходят личинки, очень похожие на взрослых насекомых. Личинки очень маленькие и не имеют крыльев. Они питаются, растут и несколько раз линяют (сбрасывают свой тесный покров). После нескольких линек личинка превращается во взрослое насекомое с крыльями. На рисунке в учебнике вы можете увидеть стадии развития кузнечика

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Называют представителей каждой группы.

Насекомые - бабочка, жук, кузнечик.

Рыбы - щука, окунь, карась, сом.

Земноводные - лягушка, жаба, тритон.

Пресмыкающиеся - ящерица, змея.

Птицы - орел, ворона, воробей, синица.

Млекопитающие - лошадь, медведь, тигр.

- Самая длинная цепь развития у насекомых: яйца→ личинка →куколка →взрослое животное.

- Самая короткая цепь развития у млекопитающих: детеныш →взрослое животное.

- Рыбы, насекомые не заботятся о потомстве, надеясь, что кто-то выживет. А млекопитающие выкармливают своих детенышей молоком, заботясь о них до взрослого состояния.

Заранее подготовленные ученики рассказывают о насекомых, пресмыкающихся, птицах, животных.

Записывают этапы развития бабочки-крапивницы: бабочка откладывает яйца на листья крапивы (1-й этап). Из яиц вылупляются личинки (2-й этап). Личинки бабочек называют гусеницами. Гусеницы не похожи на взрослых бабочек. Гусеницы питаются листьями крапивы, очень быстро растут, превращаясь в неподвижных куколок (3-й этап).

Через некоторое время из каждой куколки появляется взрослая бабочка (4-й этап).

Рассматривают рисунок развития колорадского жука. С помощью цифр отмечают яйца насекомого(1), личинки (2), куколку (3), взрослое насекомое (4).

- Куколка колорадского жука развивается в земле.

Записывают стадии развития лягушки: икра →головастик →взрослая лягушка

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

V. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 97-102). Выполнить в тетради № 2 задание 49

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

VI. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?

- Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик и синий - если некоторые вопросы вызвали затруднения.

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение: Берегите Землю. Берегите.

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

(Михаил Дудин.)

- Сегодня на уроке мы...

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку






Для любых предложений по сайту: [email protected]