ВВЕДЕНИЕ

Окружающий мир 4 класс - Рубежные и итоговые проверочные работы для подготовки к ВПР П. М. Скворцов - 2018 год

ВВЕДЕНИЕ

Рекомендации по использованию материалов сборника в образовательном процессе

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) и Примерная основная образовательная программа основного общего образования в соответствии с Законом РФ “Об образовании в Российской Федерации” (273-ФЗ от 29.12.12) предлагают три способа выявления соответствия знаний и умений учащегося требованиям ФГОС НОО: текущий контроль знаний и умений, промежуточную аттестацию и итоговую аттестацию за курс начального общего образования. Форма осуществления текущей и промежуточной аттестации выбирается общеобразовательной организацией самостоятельно в рамках внутреннего мониторинга качества образования и проводится в виде рубежного контроля. Итоговая аттестация учащихся, оканчивающих уровень основного общего образования, проводится региональными и федеральными органами, осуществляющими государственное управление в области образования. Таким образом, рубежный контроль проводится силами педагогического коллектива и является внутренней оценкой, а итоговая аттестация - внешней оценкой качества образования.

В пособии содержатся материалы по оценке обученности учащихся 4 класса предмету “Окружающий мир”, которые можно использовать для внутреннего мониторинга качества образования в ходе рубежного и промежуточного контроля знаний и умений, а также задания, предназначенные для тренировки учащихся перед проведением Всероссийской проверочной работы по предмету “Окружающий мир”.

Рубежный контроль предполагает выяснение уровня учебных достижений на момент окончания изучения темы. Контрольная работа для рубежного контроля включает 14 заданий с кратким и развёрнутым ответами. Задания 1—8 требуют ответа в виде слова или словосочетания, являются базовыми и оцениваются в 1 балл. При необходимости учитель может самостоятельно повышать уровень сложности для данных заданий в соответствии с особенностями прохождения материала.

Промежуточная аттестация предполагает оценку знаний и умений учащихся по окончании изучения определённого раздела или же по окончании четверти (семестра). Она проводится в виде контрольной работы с бюджетом времени от 30 до 45 минут. Это связано как с объёмом проверяемого материала, так и со спецификой самих заданий, которые для своего выполнения требуют значительного времени. Число заданий зависит от объёма проверяемого материала.

В данном пособии предложен модульный подход к проведению промежуточной аттестации: материал 4 класса по предмету “Окружающий мир” разделён на три основных блок-модуля, в каждом из которых одинаковое число однотипных заданий. На выполнение одного блок-модуля отводится 45 минут.

Контрольная работа конструируется таким образом, чтобы обеспечить проверку всех планируемых результатов обучения по предмету “Окружающий мир” в каждом блок-модуле:

блок-модуль 1 - планируемые результаты обучения разделу “Человек и природа”, в частности: “Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы”, “Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы”, “Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств”, “Проводить несложные наблюдения и ставить опыты”, “Использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений”, “Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации”, “Использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов”;

блок-модуль 2 - планируемые результаты обучения разделу “Человек и природа””, в частности: “Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе”, “Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека”, “Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения”, “Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья”;

блок-модуль 3 - планируемые результаты обучения разделу “Человек и общество”, в частности: “Различать государственную символику Российской Федерации”, “Описывать достопримечательности Москвы как столицы и родного города”, “Описывать достопримечательности городов России (на примере Санкт-Петербурга и городов “Золотого кольца России”)”, “Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком”, “Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков”, “На основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов”, “Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах”, “Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих”.

Структура контрольной работы для каждого блока одинакова и состоит из 14 заданий: 10 заданий с выбором ответа, 3 задания с кратким ответом и 1 задание с открытым развёрнутым ответом. Задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл, задания с кратким и развёрнутым ответами - в два балла. Максимальное количество баллов в каждом блоке - 18 баллов. Минимальное количество баллов для положительной оценки - 8 баллов. Если учащийся не набирает 8 баллов, уровень овладения им знаниями и умениями по проверяемому блоку знаний и умений недостаточен. Уровень овладения знаниями и умениями для оценок “хорошо” и “отлично” определяется учителем самостоятельно.

Указанные контрольные работы учителя начальных классов могут использовать для оценки учебных достижений обучающихся, получающих начальное общее образование в форме семейного образования и самообразования.

Третья часть пособия представляет собой тренировочные работы перед проведением Всероссийской проверочной работы по предмету “Окружающий мир” за курс начального общего образования. Работы построены в соответствии с описанием структуры работы, размещённом на официальном сайте Всероссийских проверочных работ.


1 Для учителей и родителей.






Для любых предложений по сайту: [email protected]