БИОЛОГИЯ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ 6 КЛАСС - 2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КОМПЛЕКТУ ТЕМАТИЧЕСКИХ ТЕСТОВ
1. Педагогические цели тестирования - тематический и итоговый контроль
уровня знаний учащихся 6 класса общеобразовательной школы по биологии.
2. Комплект тестов составлен на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, и примерной программы основного общего образования по биологии. Эти тесты могут быть использованы при работе по учебнику Н.И. Сонина “Биология. Живой организм. 6 класс” (М.: Дрофа, 2013 и последующие годы издания), рекомендованному Минобрнауки России и включенному в федеральный перечень учебников, а также при работе по другим учебникам для контроля усвоения соответствующих тем.
Сборник поможет учителю повысить эффективность проведения уроков, оперативно получать информацию об уровне усвоения материала и при необходимости корректировать процесс обучения.
3. Комплект состоит из трех тематических тестов, соответствующих темам учебника Н.И. Сонина “Биология. Живой организм. 6 класс”, по двум разделам и одного итогового (рубежного) теста. Каждый тематический тест представлен в двух параллельных вариантах одинаковой трудности. Итоговый (рубежный) тест представлен в четырех вариантах. Тесты следуют в том порядке, в котором соответствующие темы изучаются в учебнике вышеуказанного автора. Все задания оцениваются дихотомически, т. е. правильный ответ - 1 балл и неправильный ответ - 0 баллов.
4. На выполнение каждого тематического теста отводится 15-20 минут (на выполнение одного задания отводится 1-2 минуты), на выполнение итогового теста - 30 минут. ,,,
5. Перечень элементов содержания, контролируемых тематическими тестами.
№ теста |
Название темы |
Номер и название элемента содержания |
Количество часов по программе |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Строение и свойства живых организмов (11 ч) |
1.1. Основные свойства живых организмов 1.2. Химический состав клеток 1.3. Строение растительной и животной клеток 1.4. Ткани растений и животных 1.5. Органы и системы органов 1.6. Растения и животные как целостные организмы |
1 1 2 2 4 1 |
2 |
Жизнедеятельность организма (20 ч) |
2.1. Питание и пищеварение 2.2. Дыхание 2.3. Передвижение веществ в организме |
4 2 2 |
2.4. Выделение 2.5. Опорные системы 2.6. Движение 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности 2.8. Размножение 2.9. Рост и развитие |
2 1 1 3 3 2 |
||
3 |
Организм и среда1 (3 ч) |
3.1. Среда обитания организмов. Факторы среды 3.2. Природные сообщества |
2 1 |
1 Тестовые задания, контролирующие данный раздел, даны в рубежном тесте.
6. Перечень объектов контроля (контролируемые виды знаний и умений).
Классификация знаний и умений, представленная ниже, является результатом анализа общих нормативных требований к итоговым результатам обучения биологии в школе (ФГОС, примерные программы) и процедур операционализации (конкретизации) целей изучения биологии на разных этапах обучения. В приведенном перечне объектов контроля обобщены наиболее важные виды знаний и умений по биологии, которые можно проконтролировать с помощью тестовых заданий, и внешне выраженная деятельность, на основе которой можно судить об их усвоении. Операциональные действия по этим видам знаний и умений зависят от уровня усвоения содержания и для разных классов могут быть разными. Но любое конкретное умение как цель изучения конкретного элемента содержания предмета “Биология” может быть сведено к одному из них (действия, его описывающие, относятся к обобщенному умению). Более подробно описание применения деятельностного подхода к определению целей тестирования в школе см.: Дятлова К.Д., Михалева Т.Г. Разработка педагогических тестов по биологии. М.: ВАКО, 2014.
1. Фактуальные знания - проверяется знание основных биологических понятий,
терминов и их смысла, исторических фактов, достижений ученых, закономерностей, теорий, касающихся организации, жизнедеятельности, исторического и индивидуального развития живых систем на всех уровнях.
2. Классификационные знания и умения - проверяется знание принципов классификации живых существ, основных признаков растений и животных, грибов и бактерий, особенностей их морфологии и физиологии, систематического положения типичных представителей животного и растительного мира, основных ароморфозов крупных таксонов.
3. Алгоритмические знания и умения - проверяется умение решать молекулярно-биологические, генетические, экологические и физиологические задачи по определенному алгоритму.
4. Причинные знания - проверяется умение рассуждать логически, устанавливать причинно-следственные отношения между строением и функциями организмов; образом жизни и строением организмов; средой обитания и приспособленностью живых существ; факторами и результатами эволюции; функциями и ролью живого вещества в биосфере; деятельностью человека и ее последствиями.
5. Сравнительные знания и умения - проверяется умение сравнивать, сопоставлять, находить различия и сходство двух или нескольких биологических объектов.
6. Системные, интегративные знания и умения - проверяются обобщенные, структурные и комбинативные знания, показывающие понимание сущности явлений; проверяется умение устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи.
7. Уровни усвоения знаний по биологии, проверяемые тестом:
1-й уровень - воспроизведение по памяти содержания изученного материала, узнавание (репродуктивная деятельность);
2-й уровень - применение знаний в знакомой ситуации, выполнение действий по стандартному алгоритму;
3-й уровень - применение знаний в измененной (нестандартной) ситуации, требующей дополнительной ориентировки.
8. Перечень контролируемых познавательных универсальных учебных действий УУД (ПУУД)1.
1-выполнять анализ (выделять признаки);
2-производить синтез (составлять целое из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием);
3-выбирать основания для сравнения;
4-выбирать основания для сериации, классификации объектов;
5-устанавливать аналогии;
6-устанавливать причинно-следственные связи;
7-относить объекты к известным понятиям;
8-преобразовывать информацию из одной формы в другую (работать с рисунком, таблицей).
9. Формы тестовых заданий, используемые в тестах.
1-закрытое задание с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных;
2-закрытое задание на установление соответствия путем множественного выбора одного правильного ответа из предложенных.
10. Пример инструкции для учащихся2.
Общая инструкция к тематическому тесту
На выполнение заданий тематического теста отводится 15-20 минут (на каждое задание отводится 1-2 минуты), на выполнение итогового теста отводится 30 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого легкого. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
К заданиям даны четыре варианта ответа, из которых только один верный. Выполните задание и поставьте знак “х” в клеточке рядом с номером правильного и наиболее полного, на ваш взгляд, ответа.
1 Перечень ПУУД составлен на основе публикаций: 1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др., под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010; 2. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны? // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 2.
2 Текст инструкций может быть изменен в зависимости от способа предъявления теста.
11. Рекомендации по оценке результатов выполнения заданий теста.
Все задания теста оцениваются дихотомически. За каждое верно выполненное задание ставится 1 балл. Неправильный ответ оценивается 0 баллов. Таким образом, первичный тестовый балл равен числу правильных ответов. Максимальный первичный тестовый балл за выполнение тематического теста: тест 1-15 баллов; тесты 2, 3 - 11 баллов, максимальный первичный тестовый балл за выполнение итогового теста - 19 баллов.
Таблицы перевода первичного тестового балла и тестового балла в школьные отметки
Тематический тест 1
Первичный тестовый балл (число правильных ответов) |
0-7 |
8-10 |
11-12 |
13-15 |
Тестовый балл, % |
52 и менее |
53-72 |
73-86 |
87-100 |
Отметка |
2 |
3 |
4 |
5 |
Тематические тесты 2, 3
Первичный тестовый балл (число правильных ответов) |
0-5 |
6-7 |
8-9 |
10-11 |
Тестовый балл, % |
45 и менее |
46-64 |
65-82 |
83-100 |
Отметка |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итоговый тест
Первичный тестовый балл (число правильных ответов) |
0-9 |
10-12 |
13-16 |
17-19 |
Тестовый балл, % |
51 и менее |
52-63 |
64-84 |
85-100 |
Отметка |
2 |
3 |
4 |
5 |