БИОЛОГИЯ 7 класс - разработки уроков
Семейство тыквенные - бахчевые культуры. Семейство крестоцветные (капустные)
Цель урока:
· Обуч. В ходе урока ознакомиться с особенностями строения растений семейства тыквенных и бахчевых культур.
· Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь.
· Воспит. Воспитывать бережное отношение к природе.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Орг. момент. План урока.
Методы контроля знаний (опрос) 5-7 мин.
1 часть - письменная (у доски):
1. Напишите формулу семейства маковых (2 ученика).
2. Напишите формулу цветков семейства маревых (шпинат) (2 ученика).
2 часть – устная:
1. основные признаки однодольных и двудольных растений.
3 часть - письменно (тестирование).
1 вариант
1. Сколько видов семейства маковых обитает на Земле? А) 500 видов; Б) 700 видов; В) 1500 видов.
2. Растения этого семейства выделяют млечный сок? А) маковые; Б) маревые.
3. Цветки у этого семейства имеют формулу Ч2 Л2 + 2 Т П: А) маковые; Б) маревые.
4. Стебли у растений этого семейства тонкие, прямостоячие: А) маковые; Б) маревые.
5. Цветки этого семейства раздельнополые: А) маковые; Б) маревые.
6. Семена этого семейства распространяются ветром и насекомыми: А) маковые; Б) маревые.
7. Цветки этого семейства собраны в соцветии: А) маковые; Б) маревые.
2 вариант
1. Сколько видов семейства маревых обитает на Земле? А) 500 видов; Б) 700 видов; В) 1500 видов.
2. К этому семейству относятся свекла, шпинат, саксаул: А) маковые; Б) маревые.
3. Цветки у этого семейства имеют формулу Л4 T4 ПО, ЛО ТО П1: А) маковые; Б) маревые.
4. Большинство растений этого семейства - обитатели пустынь, полупустынь, солончаков: А) маревые; Б) маковые.
5. Цветки этого семейства обоеполые: А) маковые; Б) маревые.
6. Цветки этого семейства одиночные: А) маковые; Б) маревые.
7. Растения этого семейства используют как декоративные: А) маковые; Б) маревые.
Основная часть (новый материал) 5-7 мин.
Семейство тыквенные.
Арбуз, дыня, тыква. Однолетние, травянистые растения, но среди них встречаются и многолетние.
Бешеный огурец.
Побеги - вьющиеся на стеблях усики (видоизмененный побег).
Тыквенные - культурные растения. Длинные стебли глубоко рассеченные, цветки однополые или двуполые, и мужские и женские закладываются на одном растении. Цветок: 5 чашелистиков, тычинок 5, из них 4 - сросшиеся по паре и одна свободная. Иногда срастаются все 5 тычинок и образуют в середине цветка ствол. Завязь - трехгнездная. Плод – тыквина.
Семейство крестоцветные.
Травянистые растения, полукустарники. Листья расположены поочередно, прилистников нет. Листья расположены крестообразно. Соцветие - кисть. Чашелистиков - 4, лепестков- 4, тычинок – 6, из них 4 - длинные, 2 - короткие, пестик - 1. Плод - стручок, стручочек.
Физминутка.
Текущий контроль, закрепление материала 5-7 мин.
Лабораторная работа. Выявление признаков семейства крестоцветных по внешнему строению.
Ход работы:
1. Изучите гербарный материал, характерные признаки вегетативных органов.
2. Рассмотрите форму и строение цветка.
3. Поясните особенности плодов.
4. Зарисуйте схематически.
Самостоятельно заполняют таблицу по представителям семейств.
Название семейства |
Представители |
Характерные признаки |
Виды плодов и формула цветка |
Тыквенные |
|||
Крестоцветные |
Итоговый контроль. Анализ урока.
Д/З П. 26 таблица.
Растения семейства крестоцветных