Тип Кольчатые черви, Класс Малощетинковые черви - ТИПЫ ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ, КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ, КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Тип Кольчатые черви, Класс Малощетинковые черви - ТИПЫ ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ, КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ, КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; п. - устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение; уметь выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: поясок, анальная лопасть, зоб; распознавать представителей класса на рисунках, фотографиях и среди натуральных объектов; устанавливать взаимосвязь строения дождевого червя со средой его обитания; самостоятельно преобразовывать текстовую информацию в рисунок; обосновывать роль малощетинковых червей в почвообразовании; характеризовать роль кольчатых червей в почвообразовании; наблюдать и фиксировать результаты наблюдений; соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Оборудование: учебник, инструкции “Правила поведения в кабинете биологии”, “Правила работы с лабораторным оборудованием”, магнитная или интерактивная доска, таблицы и иллюстрации “Малощетинковые черви”; лабораторное оборудование и материалы: дождевые черви, лупа, стекло, бумага (плотная и фильтровальная), влажные салфетки, пинцет, кусочек лука, микроскоп, готовый материал дождевого червя; инструктивные карточки, подготовленные учителем (Л.Р. № 2).

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, напоминает о правилах поведения в кабинете биологии.)

II. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Первым ученым, изучающим дождевых червей, был Чарльз Дарвин. Он установил, что на 1 га почвы обитает 60 — 133 тыс. червей, а в некоторых местах — до 1 млн. Их общая масса составляет 2 — 3 т. За сутки они могут перерыть 10 — 11 т земли, а за год — до 30 т.

Сегодня мы рассмотрим строение малощетинковых червей на примере дождевого червя, сравним его с известными нам многощетинковыми червями. Попробуем самостоятельно добыть необходимые знания. А для этого выполним лабораторные работы “Внешнее строение дождевого червя; передвижение раздражимость” и “Внутреннее строение дождевого червя”.

2. Лабораторная работа

(Лабораторные работы выполняются в малых группах по 4—5 человек, которые сидят за сдвинутыми столами.)

Л.Р. №2 “Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость”

(Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструктивным картам, предоставленным учителем, в которые включены дополнительные задания.)

Ход работы

1. Рассмотрите живого дождевого червя, определите форму по тела, окраску. Сделайте замеры (длина и толщина). Обратите внимание на кольчатое (членистое) строение тела.

2. Исходя из движения червя и его внешнего вида, определите передний (более заостренный) и задний (более тупой) концы тела, их толщину и окраску. Найдите утолщение — поясок. Подсчитайте, из скольких члеников он состоит.

3. Поверните червя брюшной стороной вверх. Определите, чем брюшная сторона червя отличается от спинной. Найдите с помощью лупы щетинки, которыми он упирается в частицы почвы при передвижении.

4. Пустите червя ползать по бумаге. Присмотритесь, как он передвигается. Прислушайтесь, как шуршит червь о бумагу. Смочите стекло водой и пустите червя на него. Посмотрите, как червь передвигается по мокрому стеклу.

5. Осторожно проведите пальцем вдоль брюшной стороны от переднего к заднему концу тела червя, а затем — от заднего к переднему. Сравните степень сопротивляемости этим движениям. Сделайте вывод.

6. Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она — сухая или влажная? Подумайте, какое значение имеет такая кожа для жизни в почве.

7. Выясните, как дождевой червь реагирует на действия различных раздражителей: прикоснитесь палочкой или пинцетом к различным участкам тела дождевого червя, поднесите к переднему концу тела кусочек лука, не дотрагиваясь до червя. Как реагирует червь на эти воздействия?

8. Опишите результаты наблюдений. Зарисуйте дождевого червя в тетради и сделайте надписи к рисунку.

Выводы. Малощетинковые черви имеют следующие особенности внешнего строения:

1) утолщение — поясок — в передней части тела;

2) на головном конце червя имеется рот, а на заднем — анальная лопасть;

3) на теле имеется небольшое число щетинок — опорных элементов, помогающих удерживаться в норке и продвигаться вперед.

Л.Р. № 3 “Внутреннее строение дождевого червя”

(Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструктивной карточке на с. 83, 84 учебника.)

III. Рефлексивно-оценочный этап

Сегодня вы узнали о строении кольчатых червей. О представителях еще одного класса, принадлежащего к этому типу животных, — пиявках — вы прочтете самостоятельно.

На следующем уроке мы проверим ваши знания по теме “Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви”, устроим конкурс рисунков и разыграем несколько сценок.

(Учитель определяет группу учащихся, которые будут участвовать в сценках, и раздает им задания. Можно назначить день для проведения репетиции.

После урока черви — “участники” первого эксперимента, обязательно отпускаются обратно в почву (для этого делегируется ученик).)

Домашнее задание

Повторить § 14—18.






Для любых предложений по сайту: [email protected]