ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год
Общая характеристика птиц. Внешнее строение птиц - КЛАСС ПТИЦЫ
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; п. — работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение; уметь самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые знания.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: перья, крылья, теплокровные животные, клюв, надклювье, подклювье, копчиковая железа; контурные перья (маховые, рулевые), пуховые перья, пух, стержень, опахало, бородки, очин\; характеризовать особенности внешнего строения птиц в связи с их приспособленностью к полету; объяснять строение и функции перьевого покрова тела птиц; устанавливать черты сходства и различия покровов птиц и рептилий; осознавать значение теплокровности для расселения птиц по всей планете; соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, иллюстрации и таблицы по теме урока, чучела птиц, перья птиц, опорные конспекты.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, напоминает о правилах поведения в кабинете биологии во время проведения лабораторной работы.)
II. Проверка домашнего задания
(Опрос проводится по заданиям рубрики “Подведем итоги” нас. 193, 194 учебника.)
III. Работа по теме урока
1. Общая характеристика птиц
Глаза страуса в 2 раза больше его мозга, а их масса составляй более 3 кг. Дело в том, что страусу для выживания необходимо отличное зрение - он должен видеть и потенциальную пищу, и врагов, которые могут подкрасться, пока он занят охотой. Маленького мозга вполне достаточно для обеспечения функционировании жизненно важных органов и, соответственно, поддержания жизни, выведения потомства и реализации других инстинктов.
Страус — представитель нового для вас класса Птицы. Давайте запишем классификацию этого животного.
Запись в тетради
Ц: Животные —> п/ц: Многоклеточные —> т: Хордовые —> п/т: Черепные —> к: Птицы —> о: Страусообразные —> с: Страусовые —> р: Страусы —> в: страус африканский.
Сегодня мы опять будем работать с опорными конспектами. Я представлю общую характеристику птиц, а вы отобразите ее в тетради.
Птицы — наиболее многочисленная группа наземных позвоночных животных, которая объединяет около 9 тыс. видов, разделенных на 35—40 отрядов. Если мы вспомним, сколько видов насчитывали классы Земноводных и Пресмыкающихся, то общее число видов в обоих классах будет примерно равным (а то и меньше), чем число видов птиц.
Птицы — единственная группа позвоночных животных, использующая сразу два способа передвижения: полет с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей.
Полету птиц присущи необычайная маневренность, надежность, безопасность, экономичность (синичка на одном грамме жира может пролететь 100 км), которые пока недостижимы в авиации.
2. Внешнее строение птиц
Несмотря на разнообразие форм обитания, величины, окраски, повадок, птицы имеют сходные черты внешнего строения.
В народе говорят: “Птицу узнают по перьям”. Это и в самом деле так, по форме опахал пера, длине и толщине стержня, окраске можно определить, какой именно птице принадлежит то или иное перо. Довольно легко распознать птицу, если найдено ее маховое или контурное перо, а вот по пуховым перьям определить вид птицы весьма затруднительно.
Именно благодаря легким и прочным перьям птицы способны летать. Каждое перо — это видоизмененная чешуя, подобная чешуе пресмыкающихся. И чешуи, и перья — производные кожи, се роговые выросты. Кроме того, в перьях отсутствуют нервные окончания, поэтому они лишены чувствительности, как волосы или ногти у человека.
Полет в жизни птиц играет необычайно важную роль. Полет — что поиск пищи и мест для гнездования, способ охоты и бегства. Кроме обычного машущего полета, птицы могут планировать, парить, пикировать, трепетать на месте. Они способны летать, едва шевеля крыльями, а могут работать ими с недоступной для глаз
быстротой, способны делать незначительные взмахи, а могут так поднимать и опускать крылья, что те будут хлопать друг о друга. У стрижей и ласточек полет продолжительный и стремительный, он служит для добывания пищи на лету. А орлы, грифы и канюки долго и неторопливо парят на длинных и широких крыльях, высматривая добычу.
Ласточка-касатка хватает мелких насекомых на лету, совершая резкие повороты (до 30°). Сильно вырезанный хвост служит ей рулем при боковых поворотах. Птицы, часто пикирующие с высоты (например, поморники и щурки), имеют, наоборот, удлиненный в средней части хвост.
С аэродинамической точки зрения интересно и щелевое строение вершины крыла. Маховые перья первой степени на вершине крыла у некоторых птиц растопыриваются, и между ними образуются щели (глухари, лесные воробьиные, синицы и др.). Это способствует увеличению подъемной силы. Так, ястреб-тетеревятник, масса которого составляет около 1,2—1,3 кг, может нести в когтях курицу массой до 900 г.
У птиц, как и у пресмыкающихся, кожа не имеет потовых желез, выделения которых смачивали бы перья. В этом случае они не выполняли бы своей функции — защиты тела от потерь тепла. Но у большинства птиц имеется парная копчиковая железа, особенно развитая у водоплавающих. Она выделяет жироподобные вещества, которые содержат витамины, необходимые для организма птицы, и служат для смазывания перьев. Смазанное перо сохраняет свою форму, не загрязняется, а также не намокает.
У некоторых птиц (например, у цапель) особые пуховые перья (пудретки) выделяют очень тоненькие роговые пластиночки, размером с тысячные доли миллиметра. Эти пластиночки, словно пудрой, посыпают оперение птицы. У таких птиц копчиковая железа не развита.
— Из каких составных частей состоит перо? Определите эти части, работая с текстом на с. 196 учебника.
(Проверка выполнения задания.)
3. Лабораторная работа
Внешнее строение птицы и ее перьев мы изучим в процессе выполнения лабораторной работы.
Л.Р. № 8 “Внешнее строение птицы. Строение перьев”
(Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструктивной карточке на с. 198 учебника. На магнитной доске учитель размещает таблицы. В процессе работы комментирует данные таблиц, обращая внимание на некоторые особенности птиц.)
Отделы тела |
Новые образования |
Значение |
Голова |
Клюв (костные челюсти, покрытые роговыми чехлами — надклювьем и подклювьем) |
Захватывание пищи |
Ушные углубления (внутри них находятся барабанные перепонки) |
Орган слуха |
|
Кожа |
Сухая, лишенная желез (имеется только копчиковая железа) |
Копчиковая железа выделяет секрет, который служит для смазывания перьев |
Передние конечности |
Превращены в крылья, покрытые перьями |
Приспособление для полета |
Форма тела |
Обтекаемая, голова небольшая, на хвосте имеются длинные перья |
Приспособление для полета |
Задние конечности |
Как правило, лишены перьев, на пальцах имеются когти |
Служат для удержания на земле, ветвях деревьев |
Строение перьев птиц
Тип |
Особенности строения |
Расположение на теле |
Значение |
Контурные |
Стержень средней длины, опахала небольшие |
Все тело |
Увеличивают обтекаемость воздухом во время полета |
Маховые |
Стержень длинный, опахала широкие, идут почти по всей длине стержня |
Крылья |
Создают летательную поверхность крыла, обеспечивают движение вперед |
Рулевые |
Крупнее контурных, но короче маховых |
Хвост (копчик) |
Регулируют направление полета |
Пуховые |
Стержень тонкий, гибкий, бородки не образуют опахал (лишены крючков) |
Все тело |
Сохраняют тепло, участвуют в терморегуляции |
Волосовидные |
Стержни тонкие, бородок нет, выступают над поверхностью контурных перьев |
Все тело |
Участвуют в осязании |
(Учитель собирает тетради с лабораторными работами для проверки.)
IV. Рефлексивно-оценочный этап
На следующем уроке вы будете проверять знания, полученные на этом уроке, у своего соседа по парте. Для этого необходимо изготовить карточки с вопросами.
(Карточки могут быть двусторонними: на одной стороне вопрос, на другой правильный ответ.)
Домашнее задание
1. Прочитать § 43, повторить основные термины.
2. Изготовить карточки с вопросами (или в формате “вопрос — ответ”),
3. Нарисовать в альбоме представителя птиц (на выбор), записать его классификацию.