ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год
Разнообразие птиц - КЛАСС ПТИЦЫ
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; использовать различные информационные ресурсы для подготовки и презентации сообщения; р. — находить и выдвигать необходимую информацию; выбирать средства достижения цели; п. — работать с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одного вида в другой; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, элементы экологической культуры, эстетическое восприятие объектов природы; осознавать значимость птиц в жизни человека.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: страусовые, пингвины, типичные птицы; экологические группы; хищные, насекомоядные, растительноядные, всеядные птицы; птицы леса, открытых пространств, водоплавающие, берегов и болот, морские; птичьи базары; объяснять принципы классификации птиц; устанавливать систематическую принадлежность птиц; называть признаки выделения экологических групп птиц; приводить примеры классификации птиц по типу питания, местам обитания.
Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, таблицы и иллюстрации по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Работа по теме урока
1. Конференция “Разнообразие птиц”
Сокол-сапсан при нападении на жертву развивает скорость до 320 км/ч. Умение быстро летать необходимо как хищнику, так и его жертве. Эти качества оттачивались в процессе эволюции. Но как же быть с теми птицами, которые не славятся скоростными данными? В гонке за выживание у них развивались и оттачивались другие качества.
Сегодня мы проведем очередную сессию научной конференции, посвященной животным. На этот раз мы прослушаем сообщения наших ученых-естествоиспытателей о систематических и экологических группах птиц.
(Демонстрация схемы.)
Порядок представления тем докладов:
1. Систематические группы птиц:
• надотряд Страусовые;
• надотряд Пингвины;
• надотряд Типичные птицы;
2. Экологические группы птиц:
1) по типу питания:
• насекомоядные птицы;
• растительноядные птицы;
• хищные птицы;
2) по местам обитания:
• водоплавающие птицы;
• птицы открытых пространств;
• морские птицы.
2. Круглый стол “Что мы знаем о жизни птиц”
Спасибо всем за интересные сообщения. Давайте проведем небольшой круглый стол, на котором все смогут высказать свое мнение и показать знания о жизни птиц.
Вопросы для обсуждения
— Каковы особенности поведения птиц в брачный период?
— Какие особенности строения яйца и поведения птиц позволяют им выжить, несмотря на небольшое количество откладываемых яиц?
— В чем проявляется у птиц забота о потомстве?
— В чем состоит биологическое значение перелетов?
— Для чего проводят кольцевание птиц?
— Что должен делать человек, если он нашел окольцованную птицу?
— Почему яйца у закрыто гнездящихся птиц чаще всего белые, а у гнездящихся открыто имеют пеструю, покровительственную окраску?
— Какое значение для выживания в период гнездования имеют покровительственная окраска гнезда и насиживающей птицы?
— Приведите доказательства инстинктивного поведения птиц, связанные с гнездованием.
— К местам гнездования стрижи прилетают последними, а улетают первыми. Грачи весной прилетают первыми, а улетают последними. Как можно объяснить различия в сроках прилета и отлета птиц?
— Хищные и насекомоядные птицы линяют постепенно. Тетерева, рябчики, глухари, утки, гуси линяют быстро. У гусей и уток все маховые перья выпадают почти одновременно. Птицы на долгое время утрачивают способность летать. В связи с чем у птиц появились различия в длительности линьки?
— Почему у птиц, у которых яйца насиживают и самки, и самцы, половой диморфизм практически не выражен?
III. Рефлексивно-оценочный этап
(Учитель подводит итоги работы на уроке, отмечает учеников, проявивших себя на уроке, выставляет отметки.)
Домашнее задание
1. Прочитать § 48, повторить основные термины.
2. Выполнить задания рабочей тетради к параграфу.