ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год
Экологические группы млекопитающих - КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ ИЛИ ЗВЕРИ
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; использовать различные информационные ресурсы для подготовки и презентации сообщения; р. — планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; предвидеть конечные результаты работы; выбирать средства достижения цели; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение, элементы экологической культуры.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий; типично наземные, прыгающие, наземно-древесные, почвенные, летающие, водные, околоводные млекопитающие', называть экологические группы животных; характеризовать признаки животных одной экологической группы на конкретных примерах; выявлять общие черты внешнего строения бегающих и прыгающих млекопитающих, зверей, обитающих в открытых пространствах; описывать образ жизни млекопитающих и их роль в экосистемах; сравнивать биологические объекты по заданным критериям.
Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, таблицы и иллюстрации по теме урока, чучела животных; принадлежности для рисования, белая и цветная бумага, картон, клей; оценочные ведомости.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, собирает рабочие тетради для проверки заданий к § 54—56.)
II. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Большинство зверей — наземные животные, однако есть млекопитающие, которые живут только в водной среде — киты, дельфины, морские коровы. Ластоногие — тюлени, котики, сивучи, моржи и морские львы — выходят на сушу только для размножения и отдыха. Есть млекопитающие, полностью или частично утратившие зрение и поселившиеся под землей. Это кроты, гоферы, слепыши и слепушонки. Есть, наконец, звери, практически никогда не спускающиеся с деревьев (ленивцы, некоторые лемуры и обезьяны), и есть те, кто освоил воздушное пространство — разнообразные летучие мыши и шерстокрылы.
Разброс рекордных значений жизненных форм и функций впечатляет не меньше, чем разнообразие сред, освоенное этим классом. Масса свиноносой летучей мыши 1,5 г, что в 100 млн раз меньше массы голубого кита. Серый волк имеет участок обитания до 1000 км2, тогда как похожий на лишенную волосяного покрова крысу голый африканский землекоп всю жизнь не покидает своей единственной норы. Самка этого землекопа рождает до 28 детенышей, а самка орангутана — только одного. Африканский слон живет 60 — 70 лет, а самец бурой сумчатой мыши меньше года и даже не может увидеть появления на свет своего потомства.
Конечности могут быть изменены в ласты или крылья. При ходьбе звери могут опираться на всю стопу (медведи), на стопу и пальцы (кролики), на пальцы (большинство зверей) и даже на фаланги пальцев (копытные). В последнем случае число пальцев может сократиться до двух (корова) и даже до одного (лошадь). Хвост может полностью отсутствовать (некоторые приматы, рукокрылые). Волосы могут превращаться в жесткую щетину (кабан), иглы (дикобразы, ежи) или совсем исчезнуть (зубатые киты).
2. Творческая работа
(Группы изготавливают плакаты (коллажи), посвященные экологической группе млекопитающих, о которых они готовили научные доклады. Можно использовать схемы, рисунки, небольшие текстовые фрагменты. Плакат должен быть информационным, ярким, юмор приветствуется. Каждая группа представляет свой научный доклад и плакат.)
III. Рефлексивно-оценочный этап
(Учитель оценивает выступления групп (можно привлечь учеников-экспертов) и подводит итоги урока.)
Экологические группы млекопитающих:
1) наземные звери, среди которых можно выделить:
• населяющих лес — одни проводят большую часть жизни на деревьях (белки, куницы), другие ведут полудревесный образ жизни (соболь, бурундук), третьи используют лес как укрытие, добывая корм на земле (бурые медведи, лоси, олени);
• обитателей открытых пространств — живут в условиях отсутствия естественных убежищ (копытные, тушканчики, суслики);
2) почвенные млекопитающие — обитают под землей, приспособились к роющему образу жизни (слепыши, кротовые крысы, кроты);
3) водные звери, которых можно подразделить на:
• частично ведущих водный образ жизни (тюлени, морские котики);
• постоянно обитающих в воде (киты, дельфины);
4) летающие звери — освоили воздушную среду (рукокрылые).
Домашнее задание
1. Прочитать § 57, повторить основные термины.
2. Выполнить задания в конце параграфа.