Универсальные поурочные разработки по общей биологии 9 класс к учебникам А.Л. Каменского и И.Н. Пономаревой 2017 год
Бесполое размножение
Цели: углубить знания об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе; продолжить формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схемы; научить школьников определять формы размножения и объяснять роль бесполого размножения в жизни организмов.
Оборудование: набор схем в конвертах (размножение, половое, бесполое, образование половых клеток, почкование, деление клетки, спорообразование, бинарное деление, вегетативное размножение, черенки, усы, клубки, корневища, луковицы, фрагментация, шизогония); таблицы из разных курсов, иллюстрирующие формы размножения; тексты из дополнительной литературы; карточки с заданием для актуализации знаний; комнатное растение Бриофиллум Дегремона (каланхоэ).
Ход урока
I. Организационный момент
На доске запись:
Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов - способности к размножению или самовоспроизводству.
II. Актуализация знаний по теме “Размножение организмов”
Учащимся (на каждый стол) раздаются карточки с заданием: Ответы:
1. Размножение — это одно из важных свойств живой природы, воспроизведение себе подобных. Существование каждой отдельно взятой системы огромно во времени. Поэтому поддержание жизни на протяжении сотен, тысяч, миллионов лет может быть связано только с самовоспроизведением. Каждая особь со временем перестает существовать, но жизнь вида, как правило, не прекращается.
2. В основе размножения лежит способность клеток к делению.
3. Известны две основные формы размножения: половое и бесполое. Половым размножением называется смена поколений и развитие организмов на основе слияния специализированных (половых) клеток и образования зиготы. При бесполом размножении новая особь появляется из неспециализированных клеток тела — соматических, бесполовых.
III. Изучение новое материала
— В природе существуют разные варианты этих двух основных форм размножения. Рассмотрим формы бесполого размножения.
Организуется работа в группах по 5 человек (задания см. в приложении 2).
Отчетная запись учащихся после работы в группе.
Формы размножения живых организмов в природе
Характеристика бесполого размножения:
1. Происходит без образования гамет.
2. В основе размножения лежит митоз.
3. В размножении участвует лишь один организм.
4. Дочерние организмы абсолютно идентичны материнскому организму (являются его копией).
5. Приводит к быстрому увеличению численности особей данного вида при благоприятных условиях.
Ответ на вопрос задания № 5
Преимущества: происходит просто, не нужно тратить время и энергию для поиска партнера; численность организмов увеличивается относительно быстро; в неизменных условиях среды создаются безграничные возможности повышения численности организмов со сходной наследственностью — организмов, хорошо приспособленных к жизни в этих конкретных условиях.
Недостаток: не обеспечивает выживания в изменчивой, непостоянной среде (новые признаки, которые могут оказаться полезными при изменении условий среды, при бесполом размножении появляются только в результате относительно редких ситуаций).
Комментарии учителя. У многих видов существует чередование разных форм размножения (полового и бесполого), что позволяет им оптимально решать задачу воспроизведения себе подобных в различных условиях обитания.
— Какие преимущества дает половое размножение живым организмам? Ответ на поставленный вопрос попробуем найти на следующем занятии при изучении темы “Половое размножение”.
IV. Рефлексия
1. Анализ работы на уроке.
— Что узнали нового?
— В чем были трудности?
— Как с ними справились?
— Что необходимо изменить или отметить (с лучшей стороны) в работе группы....
2. Экспресс-тест “Вопрос — ответ”.
— Какая форма бесполого размножения характерна для мхов и папоротников? (Спорообразование.)
— Какая форма бесполого размножения наиболее характерна для гидры, дрожжей? (Почкование.)
— Какая форма бесполого размножения характерна для планарии, некоторых кольчатых червей? (Фрагментация.)
— Верно ли суждение: Бесполое размножение увеличивает наследственную изменчивость организмов? (Нет.)
— Верно ли суждение: Бесполое размножение амебы происходит путем шизогонии? (Нет.)
— Верно ли суждение: При бесполом размножении все дочерние особи являются точной копией материнской? (Да.)
Поурочные разработки по биологии
— Какая естественная форма бесполого размножения известна у человека?
Ответить на последний вопрос учащиеся не могут, так как эта информация им неизвестна.
Если позволяет время на уроке, то учитель очень кратко описывает это явление, если же нет, то вопрос задается как домашнее задание.
Ответ на последний вопрос — Полиэмбриония (от греч. “поли” — много, “эмбрион” — зародыш) — размножение во время эмбрионального развития, при котором из одной зиготы развивается не один, а два, три или несколько зародышей-близнецов (однояйцовые близнецы у человека). Потомство всегда одного пола.
Домашнее задание
По А.А. Каменскому, §3.1, вопросы после параграфа, термины, записи в тетради;
по И.Н. Пономаревой, §13, с. 44—47 (материал по бесполому размножению), §14, с. 48.
Литература, использованная для составления текстов к уроку:
1. Аллен Р.Д. Наука о жизни: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1981.—с. 9—14.
2. Грин Г., Стаут У., Тейлор Д.. Биология. Т. 3 — М.: Мир, 1990. — с. 108-113.