Химия 9 класс - поурочные разработки
Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ
Цели урока: повторить и закрепить знания об обратимых реакциях, химическом равновесии; сформировать представления о катализаторах и катализе.
Ход урока
1. Организационный момент урока.
Тест
1. Установите соответствие между термином и определением
1. Катализатор |
А) показывает изменение количества вещества в единицу времени, в единице объёма |
2. Скорость реакции в гетерогенной системе |
Б) показывает изменение количества вещества в единицу времени, на единице поверхности раздела фаз. |
3. Скорость реакции в гомогенной системе |
В) вещество, увеличивающее скорость реакции, но само в реакции не участвует. |
4. Ингибитор |
Г) вещество, замедляющее скорость реакции. |
2. Установите соответствие между символом и его названием
1. ν |
А) единица количества вещества |
2. υ |
Б) скорость реакции |
3. C |
В) молярная концентрация |
4. V |
Г) Объём |
5. S |
Д) Площадь поверхности |
3. Максимальная скорость взаимодействия соляной кислоты со следующим металлом:
А) натрием;
Б) медью;
В) железом;
Г) ртутью
4. C наименьшей скоростью протекает реакция между:
А) железным гвоздем и 4% раствором CuSO4;
Б) железной стружкой и 4% раствором CuSO4;
В) железным гвоздем и 10% раствором CuSO4;
Г) железной стружкой и 10% раствором CuSO4
5. Скорость химической реакции между металлом и серой не зависит от:
А) температуры;
Б) площади поверхности соприкосновения веществ;
В) давления;
Г) природы металла.
6. Скорость химической реакции между медью и азотной кислотой зависит от:
А) массы меди;
Б) объема кислоты;
В) концентрации кислоты;
Г) объема колбы.
7. Во сколько раз уменьшается скорость химической реакции при понижении температуры от 20 °С до 0 °С, если температурный коэффициент равен 2?
А) в 2 раза;
Б) в 4 раза;
В) в 8 раз;
Г) в 20 раз.
8. Взаимодействие какой пары веществ будет протекать с большей скоростью, если известно, что концентрация растворов кислот во всех случаях одинакова?
А) Pb and HCl;
Б) Fe and HCl;
В) Zn and HCl;
Г) Mg and HCl.
2. Изучение нового материала
Внимательно изучите алгоритм решения задачи в общем виде и перепишите его в рабочую тетрадь.
Расчёты по уравнению реакции
Дано: m (ν, V, W) реагентов (продуктов)
Найти: m (ν, V, W) реагентов (продукта)
Решение:
1. Составляем уравнение реакции
Для примера.
2. Нахождение количества вещества реагентов ν(А) и ν(В), ν(С):
ν = m/M;
ν = V/Vm;
Wвещества = (mвещества · 100%)/mраствора;
mвещества= (Wвещества · mраствора)/100%
4. Определение искомое количество вещества ν по УХР путём составления и решения пропорции:
ν(В)/b=ν(С)/с
или
ν(А)/a = ν(С)/с
5. Нахождение величин, требуемых по условию:
m = ν · M;
V = ν · Vm
Здесь, Vm = 22, 4 л/моль.
Вычисление по химическому уравнению реакций массы вещества по известной массе, одного из вступающих в реакции веществ
Пример. Смешали два раствора: 33,3 г хлорида кальция и достаточное количество фосфата натрия. Вычислите массу осадка.
Последовательность выполнения действий |
Оформление решения задачи |
1. Записываем условие задачи |
Дано: m(CaCl2) = 33,3 г Найти: m(Ca3(PO4)2) = ? |
2. Вычислим молярные массы для формул, записанных в дано |
M(CaCl2) = 111 г/моль M(Ca3(PO4)2) = 310 г/моль |
3. Вычислим количества веществ, масса которых дана в условии |
ν(CaCl2) = m/M = 33,3 г/111 г/моль = 0,3моль |
4. Запишем УХР. Расставим коэффициенты. Под формулами напишем стехиометрические соотношения, отображаемые уравнением реакции. |
|
5. Вычислим количество вещества, массу которого нужно найти |
|
6. Вычислим искомую массу |
m(Ca3(PO4)2) = ν(Ca3(PO4)2 ∙ M(Ca3(PO4)2) = 0,1 моль ∙ 310 г/моль = 31 г |
7. Запишем ответ |
Ответ: m(Ca3(PO4)2) = 31 г |
Вычисление по химическому уравнению реакций объёма вещества по известной массе, одного из продуктов реакции.
Пример. Вычислите объём кислорода при (н.у.), который потребуется для неполного сжигания сероводорода, если в реакции образовалась сера массой 64 г.
Последовательность выполнения действий |
Оформление решения задачи |
1. Записываем условие задачи |
Дано: н.у. Vm = 22, 4 л/моль m (S) = 128 г Найти: V (O2) = ? |
2. Вычислим молярные массы для формул, записанных в дано |
M(S) = 32 г/моль |
3. Вычислим количества веществ, масса которых дана в условии |
ν(S) = m/M = 128/32 г/моль = 4 моль |
4. Запишем УХР. Расставим коэффициенты. Под формулами напишем стехиометрические соотношения, отображаемые уравнением реакции. |
|
5. Вычислим количество вещества, массу которого нужно найти |
|
6. Вычислим искомую массу |
V(O2) = ν(O2) · Vm = 2 моль · 22,4 л/моль = 44,8 л |
7. Запишем ответ |
Ответ: V(O2) = 44,8 л |
3. Закрепление изученного материала
№ 1. Вычислите количество вещества воды, образовавшейся при взаимодействии гидроксида калия массой 280 г с избытком серной кислоты.
№ 2. Вычислите, какая масса нитрата серебра вступит в реакцию с хлоридом калия, если при этом образуется осадок хлорида серебра массой 0,716 г.
№ 3. Вычислите объём углекислого газа при (н.у.), который выделяется в результате реакции между соляной кислотой и карбонатом кальция массой 200 г.
4. Домашнее задание
№ 1. Определите объём водорода (н.у.), необходимый для получения 1,8 · 1024 молекул воды. Составьте алгоритм для решения задач такого типа в общем виде.
№ 2. Рассчитайте объём сероводорода, который расходуется на взаимодействие с раствором с массовой долей гидроксида натрия 6% (плотность раствора 1,044 г /мл) объёмом 40 мл с образованием гидросульфита натрия.