Химия ОГЭ - Основной государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся - Д.Ю. Добротин - 2018 год
Содержание и структура экзаменационной работы 2017 года - ВВЕДЕНИЕ
Государственная итоговая аттестация (ГИА) в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) предполагает переход от традиционной внутришкольной итоговой аттестации выпускников к более объективной и более открытой, внешней процедуре проведения экзаменов. Работа по её созданию была начата в 2006 году.
Проведение итоговой аттестации в форме ОГЭ ориентировано на проверку достижения выпускниками уровня обязательной подготовки по курсу химии основной школы и дифференциацию их по готовности для обучения в профильных классах или в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Очень часто эту форму проведения итоговой аттестации называют “малым ЕГЭ”.
В то же время аттестация для выпускников основной школы имеет ряд особенностей, в отличие от единого государственного экзамена. Это определяется, главным образом, различием в перспективах продолжения образования. Выпускник основной школы, как правило, остаётся в своём образовательном учреждении, переходя в 10-й класс выбранного профиля. Поэтому результаты экзамена, в первую очередь, должны содействовать осознанности выбора выпускником профиля для дальнейшего обучения на старшей ступени школы. Образовательное учреждение в таком случае призвано помочь в правильном осуществлении этого выбора.
Важными характеристиками ОГЭ являются:
• соответствие процедуры проведения экзамена возрастным психологическим особенностям выпускников основной школы;
• соответствие содержания экзаменационной работы требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования к уровню подготовки выпускников;
• преемственность государственной итоговой аттестации с действующей системой итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ.
Одним из важнейших требований к обучению химии в основной школе является усвоение каждым обучающимся той совокупности элементов знаний о веществе, химической реакции, методах познания веществ и химических превращений, которая предусмотрена обязательным минимумом содержания основных образовательных программ (далее - обязательный минимум) федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии.
Введение в практику школы образовательного стандарта предполагало использование иных, по сравнению с традиционными, походов к формированию системы контрольных измерительных материалов, посредством которых будут оцениваться учебные достижения каждого школьника. Основой для их разработки стали планируемые результаты усвоения обязательного минимума содержания основного общего образования, зафиксированные в требованиях стандарта к подготовке выпускников основной школы.
Таким образом, экзаменационная работа строится в соответствии с определёнными принципами:
1. Содержание работы определяется на основе “Обязательного минимума” государственного стандарта основного общего образования.
2. Объем содержания, на проверку усвоения которого ориентированы контрольные измерительные материалы - задания работы, соотносится с объёмом учебного времени, отводимого на изучение химии в основной школе Базисным учебным планом: по 2 часа в неделю в 8 и 9 классах. Это позволяет определить максимально возможное число элементов содержания, проверяемых заданиями работы.
3. Уровень предъявления содержания учебного материала в заданиях соотносится с требованиями государственного стандарта к подготовке выпускников основной школы, благодаря чему обеспечивается независимость экзаменационной работы от преподавания химии в основной школе по вариативным программам и учебникам.
4. При построении работы важнейшим требованием является соблюдение такого условия, как полнота охвата заданиями определённого минимума знаний и умений, который соответствует общеобразовательной подготовке выпускников. При определении объёма работы также учитываются основное содержание и особенности проверяемого учебного материала, который отбирается по признаку его наибольшей значимости для общеобразовательной подготовки выпускников по химии.
5. Работа строится так, чтобы при её выполнении выпускники могли не только вспомнить известные им факты, понятия и теории, но и осуществить связанные с ними виды деятельности - выявить классификационные признаки веществ и реакций, определить степень окисления химических элементов по формулам их соединений, объяснить сущность того или иного процесса, взаимосвязи состава, строения и свойств веществ и т.п.
Осуществление такой разнообразной деятельности служит показателем уровня усвоения изученного материала с необходимой глубиной понимания. В этом проявляется одно из преимуществ экзаменационной работы по сравнению с традиционными формами итоговой аттестации в основной школе.
6. Все варианты экзаменационной работы равноценны, что обеспечивается строгим соблюдением одинакового соотношения числа заданий, проверяющих усвоение основных элементов содержания различных разделов курса.
Построение вариантов экзаменационной работы на основе рассмотренных выше принципов гарантирует полное соответствие её содержания целям обучения химии в основной школе и требованиям к общеобразовательной подготовке выпускников. Тем самым каждому выпускнику, независимо от того, по какому учебнику он изучал химию, обеспечиваются равные возможности для успешной сдачи экзамена.
Данное пособие содержит как задания по содержательным блокам, так и примерные варианты ОГЭ 2017 года.
1.1. Содержание и структура экзаменационной работы 2017 года
Содержание проверочных заданий экзаменационной работы ОГЭ определяется специальным документом - кодификатором*, который разработан в строгом соответствии со следующими нормативными документами:
Обязательный минимум содержания основного общего образования по химии (Приказ МО РФ № 1236 от 19.05.98 г.).
Федеральный компонент государственных стандартов основного общего образования по химии (Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г.).
В кодификаторе выделены 5 содержательных блоков: “Вещество”, “Химическая реакция”, “Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах”, “Методы познания веществ и химических явлений”, “Химия и жизнь”. В каждом из этих блоков дан перечень элементов содержания, степень усвоения которых проверяется заданиями экзаменационной работы.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей, различающихся по назначению, а также по содержанию и сложности включаемых в них заданий.
Назначение заданий Части 1 - проверить достижение выпускниками базового и повышенного уровня подготовки по химии. Основная форма задания в первой части работы - задания с кратким ответом. Эта форма заданий позволяет проверить усвоение значительного числа элементов содержания, предусмотренных стандартом образования: знания языка науки и основ химической номенклатуры, химических законов и понятий, закономерностей изменения свойств химических элементов и веществ по группам и периодам, общих свойств металлов, неметаллов, основных классов неорганических веществ, признаков и условий протекания химических реакций, особенностей протекания реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных реакций, правил обращения с веществами и техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и др.
Ответом на задания с кратким ответом может быть одно число или ряд чисел, записанных в определенном порядке.
В работе представлены несколько разновидностей заданий с кратким ответом. В первом случае, необходимо последовательно соотнести каждый из предложенных ответов с условием задания и определить среди них правильный. Другая разновидность заданий предполагает наличие двух суждений, верность которых следует оценить. И в том и в другом случаях от учащихся требуется вписать один из четырех вариантов ответа, удовлетворяющий условию задания, в специальное поле после задания.
Еще две разновидности заданий с кратким ответом предполагают самостоятельную компоновку верного ответа, представляющего собой две-три цифры, записанные в виде определённой последовательности.
К таковым можно отнести как задания с “множественным выбором ответа”, для выполнения которых необходимо выбрать правильные ответы из предложенного перечня вариантов, так и задания “на установление соответствия” позиций, представленных в двух множествах.
При выполнении заданий данного вида для поиска правильного ответа требуется осуществить большее число учебных действий (операций). Например, необходимо определить, с какими реагентами из указанных в условии будет взаимодействовать то или иное вещество; определить реактив, который можно использовать для распознавания веществ и др.
В каждый вариант включено 19 заданий с кратким ответом.
На выполнение каждого задания части 1 в среднем отводится 3-7 минут.
В Часть 2 включены задания высокого уровня сложности. Эти задания проверяют усвоение учащимися следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений, взаимосвязь веществ различных классов, реакции ионного обмена, количество вещества, молярный объём и молярная масса вещества, массовая доля растворённого вещества.
Главной особенностью заданий этой части является то, необходимо подробно записать ход его решения, поэтому они получили название - задания с развёрнутым ответом.
Задания с развёрнутым ответом наиболее сложные в экзаменационной работе. Выполнение заданий этого вида предполагает комплексное применение умений:
- объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением; взаимосвязь неорганических веществ;
- составлять уравнения реакций;
- проводить комбинированные расчёты по химическим уравнениям.
При выполнении первого задания части 2 (20) необходимо на основании схемы реакции, представленной в его условии, составить электронный баланс и уравнение окислительно-восстановительной реакции, определить окислитель и восстановитель.
Второе задание (21) предполагает выполнение двух видов расчетов: вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Завершающие экзаменационный вариант задания могут быть представлены с использованием одного из двух подходов, в соответствии с двумя моделями проведения экзамена.
В модель 1 включено ещё только одно задание с развернутым ответом (22), которое является практико-ориентированным и имеет характер “мысленного эксперимента”. Оно ориентировано на проверку следующих умений: планировать проведение эксперимента на основе предложенных веществ; описывать признаки протекания химических реакций, которые следует осуществить; составлять молекулярное и сокращенное ионное уравнение этих реакций.
В экзаменационную работу по модели 2 включено ещё и задание 23, органично связанное по своему содержанию с заданием 22. Оно имеет характер реального химического эксперимента. Его выполнение требует владения не только названными выше умениями, но и умением безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием.
На выполнение каждого задания части 2 в среднем отводится 12-17 минут.
При проведении экзамена по модели 2, которая предусматривает выполнение реального эксперимента, время выполнения работы увеличено на 20 минут.
Задания повышенного (16-19) и высокого уровня сложности (20-23) в большей степени предназначены для дифференциации учащихся по уровню знаний и умений и оценки их готовности к обучению в классах химического профиля. Учащиеся, выполнившие значительное число заданий второй и третьей части, имеют возможность получить отметку “5”. При выполнении каждого задания учащимся необходимо продемонстрировать владение совокупностью знаний и умений. Однако уровень подготовки выпускника будет определяться не фактом овладения отдельным умением, а степенью овладения совокупностью умений, что и подтвердится правильным выполнением определённого количества заданий.
*См. приложение и сайт www.fipi .ru.