Химия ОГЭ - Основной государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся - Д.Ю. Добротин - 2018 год
ПРИЛОЖЕНИЕ
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2017 году государственной итоговой (ОГЭ) аттестации по ХИМИИ
Пояснительная записка
“Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2017 году государственной итоговой (ОГЭ) аттестации по ХИМИИ” (далее Кодификатор) представляет собой систематизированный перечень важнейших элементов содержания учебного материала курса химии основной школы, усвоение которого проверяется с помощью системы стандартизированных контрольных измерительных материалов.
Кодификатор составлен на базе “Обязательного минимума содержания основного общего образования по химии” (Приказ Министерства образования РФ от 19.05.1998 г. № 1236) и Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089).
В структуре Кодификатора выделены два раздела: “Перечень элементов содержания, проверяемых на экзамене (ОГЭ) по химии” и “Перечень требований к уровню подготовки выпускников IX классов по химии, проверяемых на экзамене (ОГЭ)”.
Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на экзамене (ОГЭ) по химии
В структуре раздела 1 Кодификатора выделены пять содержательных блоков (1, 2, 3, 4, 5). Во втором столбце указан код контролируемого элемента содержания (темы), на основе которого создаются проверочные задания. В третьем столбце перечислены элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы.
Таблица 1
Код содержательного блока |
Код контролируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
1 |
Вещество |
|
1.1 |
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. |
|
1.2 |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. |
|
1.2.1 |
Группы и периоды периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. |
|
1.2.2 |
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов. |
|
1.3 |
Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. |
|
1.4 |
Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов. |
|
1.5 |
Чистые вещества и смеси. |
|
1.6 |
Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений. |
|
2 |
Химическая реакция |
|
2.1 |
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. |
|
2.2 |
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии. |
|
2.3 |
Электролиты и неэлектролиты. |
|
2.4 |
Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних). |
|
2.5 |
Реакции ионного обмена и условия их осуществления. |
|
2.6 |
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. |
|
3 |
Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах |
|
3.1 |
Химические свойства простых веществ. |
|
3.1.1 |
Химические свойства простых веществ-металлов: щелочных и щёлочноземельных металлов, алюминия, железа. |
|
3.1.2 |
Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. |
|
3.2 |
Химические свойства сложных веществ. |
|
3.2.1 |
Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. |
|
3.2.2 |
Химические свойства оснований. |
|
3.2.3 |
Химические свойства кислот. |
|
3.2.4 |
Химические свойства солей (средних). |
|
3.3 |
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. |
|
3.4 |
Первоначальные сведения об органических веществах. |
|
3.4.1 |
Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен. |
|
3.4.2 |
Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая). |
|
3.4.3 |
Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы. |
|
4 |
Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии |
|
4.1 |
Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. |
|
4.2 |
Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония). |
|
4.3 |
Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак). |
|
4.4 |
Проведение расчётов на основе формул и уравнений реакций. |
|
4.4.1 |
Вычисления массовой доли химического элемента в веществе. |
|
4.4.2 |
Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе. |
|
4.4.3 |
Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции. |
|
5 |
Химия и жизнь |
|
5.1 |
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. |
|
5.2 |
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. |
|
5.3 |
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. |
Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников IX классов по химии, проверяемых экзамене (ОГЭ)
Таблица 2
Код требований |
Описание требований к уровню подготовки, достижение которого проверяется в ходе экзамена |
1 |
Знать/понимать: |
1.1 |
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций; |
1.2 |
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии; |
1.2.1 |
характерные признаки важнейших химических понятий; |
1.2.2 |
о существовании взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями; |
1.3 |
смысл основных законов и теорий химии: атомно-молекулярная теория, законы сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон Д.И. Менделеева. |
1.4 |
первоначальные сведения о строении органических веществ |
2 |
Уметь: |
2.1 |
Называть: |
2.1.1 |
химические элементы; |
2.1.2 |
соединения изученных классов неорганических веществ; |
2.1.3 |
органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза. |
2.2 |
Объяснять: |
2.2.1 |
физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева, к которым элемент принадлежит; |
2.2.2 |
закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов; |
2.2.3 |
сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена. |
2.3 |
Характеризовать: |
2.3.1 |
химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; |
2.3.2 |
взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ; |
2.3.3 |
химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей). |
2.3.4 |
взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ |
2.4 |
Определять/классифицировать: |
2.4.1 |
состав веществ по их формулам; |
2.4.2 |
валентность и степень окисления элемента в соединении; |
2.4.3 |
вид химической связи в соединениях; |
2.4.4 |
принадлежность веществ к определённому классу соединений; |
2.4.5 |
типы химических реакций; |
2.4.6 |
возможность протекания реакций ионного обмена. |
2.4.7 |
возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с: кислородом, водородом, металлами, водой, основаниями, кислотами, солями. |
2.5 |
Составлять: |
2.5.1 |
схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; |
2.5.2 |
формулы неорганических соединений изученных классов; |
2.5.3 |
уравнения химических реакций. |
2.6 |
Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием. |
2.7 |
Распознавать опытным путём: |
2.7.1 |
газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; |
2.7.2 |
растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; |
2.7.3 |
кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония. |
2.8 |
Вычислять: |
2.8.1 |
массовую долю химического элемента по формуле соединения; |
2.8.2 |
массовую долю вещества в растворе; |
2.8.3 |
количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции. |
2.9 |
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: |
2.9.1 |
безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами; |
2.9.2 |
объяснения отдельных фактов и природных явлений; |
2.9.3 |
критической оценки информации о веществах, используемых в быту. |