Английский язык - Книга для учителя с поурочным планированием и ключами 7 класс
Как работать над произносительной, лексической и грамматической сторонами речи
Работа над произносительной стороной речи сохраняет свою важность и на данном этапе обучения, но несколько смещаются акценты. По-прежнему следует обращать внимание на выработку умений четко произносить и различать на слух все звуки английского языка; соблюдать долготу и краткость гласных; не оглушать звонкие согласные в конце слов; соблюдать ударение в словах. Особое место в работе над артикуляцией звуков занимает постановка правильного произношения дифтонгов и трифтонгов, особенно тех, которые встречаются в омофонах типа our — hour; their — there.
Однако в 7-м классе работа над произношением не ограничивается артикуляцией звуков. На данном этапе учащиеся активнее употребляют в речи более сложные по конструкции и более длинные предложения: сложноподчиненные, сложносочиненные, простые предложения с причастными оборотами. Поэтому следует обращать внимание детей на фразовое ударение и смысловое членение как отдельных фраз, так и текста в целом.
С этой целью учителю стоит более широко применять приемы, которые позволяют подчеркнуть мелодию, фразовое ударение, синтагматическое членение предложения. Большую помощь в работе над звуковой стороной речи способно оказать регулярное использование аудиоприложения. Важно обеспечить всем детям возможность многократно слушать на уроке и дома звучащую речь в исполнении носителей языка.
Автоматизация и коррекция произносительных навыков может осуществляться в разное время урока с помощью стихов, которые включены в книгу для учащихся, декламации отрывков текста. Наиболее удачным временем для целенаправленной работы над произношением традиционно считается начало урока, поскольку именно в этот момент происходит перестройка артикуляционного аппарата учащихся и их переключение на речевую деятельность на иностранном языке. Уместно работать над фонетикой и в ходе предъявления новой лексики. С этой целью в учебник включены фонетические упражнения, либо предшествующие текстам для чтения, либо приводимые сразу после них. В упражнениях подобного характера приводятся ряды слов, содержащие один и тот же звук в разном окружении.
Систематическая работа над произношением предусмотрена также специальной рубрикой учебника Pronunciation Focus, в которой внимание учащихся акцентируется на различных сторонах произношения в английском языке.
Укреплению произносительных навыков способствует также отработка отдельных словосочетаний и фраз из диалогов. Прежде чем перейти к творческой работе по созданию учащимися собственных диалогов, полезно повторить основные интонационные модели разных типов предложений английского языка с тем, чтобы привлечь внимание учащихся к их мелодии и предупредить ошибки. Так, известно, что все коммуникативные типы предложений: утверждение, переспрос, побуждение, запрос информации, возражение, восклицание — имеют четко выраженные, отличные от других, мелодические характеристики. На данном году обучения новыми для учащихся являются альтернативные и разделительные вопросы, также имеющие специфическую интонацию. Они в большом количестве присутствуют в тексте учебника, поскольку часто употребляются в живой речи.
Предполагается, что к концу работы над “Enjoy English” (7 класс) дети сумеют соблюдать все основные типы интонации в названных предложениях в зависимости от цели высказывания.
Обучение лексической стороне речи, как и прежде, происходит во взаимосвязи с обучением грамматике. Новые лексические единицы даются в определенном контексте, который помогает ученику составить представление о том, как и где может быть использовано данное слово, в каких словосочетаниях и для решения каких коммуникативных задач. В УМК “Enjoy English” для 7-го класса учащийся найдет избыточное количество лексики, позволяющей ему, исходя из своего мироощущения и речевых потребностей, выбирать наиболее подходящее слово, словосочетание или речевое клише для решения поставленной перед ним коммуникативной задачи. Варианты употребления лексических единиц в различных ситуациях приводятся в многочисленных текстах учебника, в том числе диалогических.
Семантизация новой лексики обычно происходит различными способами: 1) путем показа (картинки, предмета, действия), 2) путем прямого перевода на родной язык, 3) путем толкования, 4) путем догадки по контексту при чтении и восприятии текста на слух. На данном этапе последний способ становится доминирующим при чтении. Для тех незнакомых лексических единиц, которые сложно понять из контекста, но которые значимы для понимания содержания читаемого, авторы предлагают в скобках эквивалент на русском языке. Это позволяет не прерывать процесс чтения, отвлекаясь на поиски слова в словаре.
Значительно расширяется словарный запас учащихся за счет лексики, предназначенной только для рецептивного овладения (то есть для узнавания при чтении и слушании). Лексика, предназначенная для двустороннего усвоения, отрабатывается в ходе выполнения разнообразных тренировочных и речевых упражнений и выносится в рамку в конце урока (Unit) в рубрике Key Vocabulary. И учитель, и ученик всегда должны помнить, что под этой рубрикой даются лексические единицы для обязательного двустороннего (рецептивно-продуктивного) овладения. Общий прирост обязательного словаря учащихся в 7-м классе составит 250-260 лексических единиц. Вместе со словарным запасом первых пяти-шести лет обучения это составит примерно 900-950 лексических единиц.
В сводном словаре учебника, кроме слов из рубрики Key Vocabulary, учащиеся найдут и те слова, которые предназначены для рецептивного овладения, а также слова, составляющие потенциальный словарный запас учащихся (типа unforgettable). Напомним, что в потенциальный словарь входят единицы, которые учащиеся не встречали и не заучивали прежде, но могут догадаться об их значении с помощью знания словообразовательных элементов: create — creative. Подобных лексических единиц в учебнике достаточно много, что и обеспечивает возможность читать неадаптированные аутентические тексты.
Формирование лексических навыков осуществляется в ходе выполнения многочисленных упражнений, обеспечивающих запоминание лексических единиц и употребление их в речи учащимися. Большое место отводится упражнениям на выработку умения сочетать лексические единицы, принадлежащие к разным лексико-грамматическим классам слов (существительное и прилагательное, глагол и существительное, местоимение и существительное, глагол и наречие, числительное и существительное и т. д.). При необходимости на уроке или в качестве домашнего задания учитель может использовать упражнения, представленные в рабочей тетради.
Интересным и полезным для учащихся окажется раздел Word Focus, в котором они узнают об оттенках в значении слон, о многозначных словах, правилах словообразования, о слонах, которые могут быть неверно попиты из-за сходства их звучания со словами в родном языке, о разнице в значениях некоторых слон, имеющих одинаковый эквивалент на родном языке, и др.
Контроль сформированности лексической стороны речи фактически происходит на каждом уроке при выполнении подготовительных и речевых упражнений. Однако в рубрике Progress Check обязательно представлены специальные тесты для проверки владения некоторыми лексическими единицами, входящими в обязательный словарный запас данного урока.
При обучении грамматической стороне речи продолжает выдерживаться принцип опоры на опыт учащихся в родном языке, если это возможно, и формирование ориентировочной основы грамматического действия с опорой на сознание с последующей его автоматизацией. Следуя этому принципу, учащимся раскрывается суть нового грамматического явления, дается правило, в котором объясняются принципы выполнения соответствующих грамматических операций. Новый грамматический материал приводится в рубрике Grammar Discoveries. Наряду с объяснением функции основных случаев употребления и формообразования нового грамматического явления, как правило, проводятся параллели с аналогичными по смыслу и назначению грамматическими явлениями родного языка. Затем следует серия коммуникативно окрашенных упражнений тренировочного характера, в процессе выполнения которых автоматизируется употребление новой грамматики. Следом идут речевые упражнения, предполагающие использование данного грамматического явления для решения поставленных перед учащимися коммуникативных задач.
Наряду с дедуктивным подходом к ознакомлению с грамматическим строем английского языка (от правила к практике) используется и индуктивный путь. В этом случае учащимся обеспечивается возможность наблюдать за употреблением грамматического явления в речи, а затем им дается обобщение по данному явлению в виде правила. Так, например, происходит овладение такими грамматическими явлениями, как Passive Voice. Информация подобного рода также дается в рубрике Grammar Discoveries.
Обобщение (в виде правила) и последующие многочисленные тренировочные упражнения обеспечивают осознание и дальнейшую автоматизацию соответствующего грамматического действия. В учебнике и рабочей тетради широко представлены разные типы тренировочных упражнений - от подстановочных таблиц и упражнений на грамматическую трансформацию до переводных упражнений. Последние преимущественно размещаются в разделе Homework.
При обучении но “Enjoy English” (7 класс) дети знакомятся с различиями в употреблении модальных глаголов (сап / could / may / shall / should / would), употреблением форм типа Stop doing smtli; Complex Object(want / expect smb 4 do smth), Passive Voice, Conditional II, Possesive Pronouns (absolute forms), с употреблением oпределенного артикля “the” с географическими названиями, национальностями людей и языками, с образованием и употреблением степеней сравнения наречий, словообразованием и т. д.
Весь грамматический материал па данном этапе обучения усваивается двусторонне: для говорения / письма (продуктивно) и слушания / чтения (рецептивно).
Контроль за формированием грамматических навыков осуществляется как в ходе ежедневной практики на уроке (то есть с использованием обычных упражнений подготовительного и речевого характера), так и с помощью специальных тестовых заданий, предусмотренных в подразделе Progress Check, имеющемся в конце каждого из четырех разделов учебника.
Данный подраздел содержит разнообразные типы заданий, составленных с учетом характера международных тестов по иностранным языкам. Учащимся предлагаются задания:
— альтернативного выбора, в которых необходимо выбрать один вариант из двух предложенных. Например,
Complete the sentences: 1. Can she run ... (quick / quickly)? 2. What's the matter with you? — I feel ... (bad / badly)
— множественного выбора, которые предполагают выбор одного (правильного) варианта из трех или более предложенных. Например,
Choose the correct pronoun: 1. His parents want ... to behave well at school.
a) him. b) he, c) his
Complete the sentences using the prepositions: to, of, for, at, on.
1. Hello, can I speak ... Ann, please?
2. What are you looking ...? — I've lost my pen.
Complete the sentences with one of the words or word combinations below. Use each word once only: trouble, education, attend, allowed, haw. punish, priwte, punishment, behaves.
In Russia education is compulsory between ages of 6-7 and 15 years. There are different types of secondary schools in the country. Most of them are state where ... is free.
But some parents want their children to attend ... schools which aren't free.
Children have to ... school from Mondax till Friday. In some schools they ... to wear uniform In others they are ... to wear what they want.
The discipline isn't very strict. Hut if a pupil ... badly the teacher can ... the child of course, the ... isn't severe. The teachers want their pupils to stay out of ... and always do their best.
— на завершение / окончание, в которых учащиеся должны восполнить недостающую часть предложения путем постановки в правильную форму предложенного слова. Например,
The word in capitals above each of the following sentences can be used to form a word that fits suitably in the blank space. Fill each blank in this way.
TRANSLATE
The girl was awarded a prize for her English ... of the poem. (Key: translation)
DISCUSS
The ... has already begun. (Key: discussion)
— на трансформацию. Например, на проверку умения учащихся задавать вопросы и строить предложения в Passive Voice:
These sentences are the answers to the questions. Write down the questions. Begin your questions with ‘‘How”.
1. It takes him 20 minutes to get to school.
2. Sir John Bouring (1792-1872) could speak 28 languages.
Write another sentence with the same meaning using Passive Voice.
1. Students use computers at their lessons.
2. The teacher explained the rules of the game to the students.
— на межъязыковое перефразирование (перевод):
Choose the correct translation of the sentences:
Her behaviour is getting worse and worse, we must do something.
а) Ее поведение становится все хуже и хуже, мы должны что-то предпринять.
в) Ее поведение становится все хуже и хуже, хорошо бы нам что-то предпринять.
с) Ее поведение становится все хуже и хуже, вероятно, нам следует что-то предпринять, на клоуз-процедуру, предусматривающую восстановление опущенных слов в тексте. Например,
Fill in blanks with the suitable words. Use only one word in each space.
India is situated in Asia. This large country is ... for its ancient culture and outstanding ... . It is the birthplace of four world religious.
The ... of the country is New Delhi. Its ... has grown to 1.000 million people. There are 15 official ...in India and thousands of different dialects. People from different parts of the country often do not speak ... language. English is the ... solution to this ... problem. Children ... English at primary and ... school and then at the university.