Английский язык - Книга для учителя с поурочным планированием и ключами 7 класс
Как обучать основным коммуникативным умениям (говорению, аудированию, чтению и письму)
Обучение говорению в 7-м классе опирается па умения и навыки говорения, сформированные ранее: умение решать определенные коммуникативные задачи в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в диалогической, монологической и полилогической формах в пределах отобранной тематики. На данном этапе следует стремиться к формированию у учащихся гибких и вариативных умений говорения, поощрять школьников проявлять способность и готовность к варьированию и комбинированию языкового материала, ориентируясь на решение конкретных коммуникативных задач.
К концу обучения в 7-м классе предполагается, что учащиеся в плане диалогического общения смогут:
1) вести этикетный диалог и полилог в стандартных ситуациях общения в рамках тем учебника, используя соответствующие формулы речевого этикета: начать, поддержать, закончить разговор: выразить пожелание, благодарность: отреагировать на них:
2) вариативно выражать просьбу, совет, предлагать, рекомендовать, уговаривать, убеждать, используя не только повелительные предложения, но и различные синонимические средства с опорой на образец и без него: выразить согласие / отказ:
3) пользоваться различными видами диалога (этикетный диалог, диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями), комбинируя их в зависимости от ситуации общения.
В плане монологического общения предполагается, что учащиеся смогут:
1) делать краткие сообщения (о своей школе, о своих проблемах, о своем селе / городе, о своих увлечениях, о достопримечательностях отдельных городов (чаще столиц) стран изучаемого языка, о некоторых достопримечательностях родной страны...):
2) кратко передавать содержание прочитанного с непосредственной опорой на текст, а также с опорой на план к тексту; опорные слова:
3) выражать свое отношение к прослушанному прочитанному, приводя эмоциональные и оценочные суждения: понравилось / не понравилось, что было известно / что ново, с чем можно согласиться / с чем нельзя:
4) описывать (характеризовать друзей, членов семьи, персонажей литературных прои введений на основе усвоенной логико-семантической схемы кто, каков, 410 делает, как, где, зачем: каково название, кем написано, где издано, о чем написано, кто глапные персонажи...).
Формы общения тесно переплетаются. Гак, отдельные реплики в диалоге могу т быть спонтанно развернуты в достаточно самостоятельное монологическое высказывание, а монолог может перерасти в диалог или полилог. Обилие групповых и коллективных задании позволяет учащимся ощутить подлинную атмосферу общения, чаще аргументировать и отстаивать свою точку зрения, вносить свой вклад в коллективное решение проблем вербальными средствами.
В данном учебнике прослеживается несколько моделей обучения говорению:
а) от прослушивания (с помощью аудиприложения) и повторения диалогов- и полилогов-образцов путем многократного воспроизведения и прочитывания их по ролям к инсценированию (разыгрыванию) диалога в свободной форме с заменой отдельных лексических единиц или реплик. Конечной целью, к которой приводит работа по данной модели обучения говорению, является создание учащимися своих собственных диалогов / полилогов применительно к коммуникативным задачам, возникающим в разных условиях и ситуациях общения;
б) от чтения текста, который содержит новый для учащихся сюжет или фактологический материал, к его последующему обсуждению с использованием известных учащимся лингвистических средств и средств, которые учащиеся почерпнули из текста.
Данная модель имеет свою логику и последовательность развертывания работы. Вначале учащиеся читают текст про себя с использованием одной из предложенных им стратегий (с целью ознакомления с общим содержанием, выбора нужной информации, достаточно полного понимания прочитанного). Затем, например при ознакомительном чтении, они интерпретируют текст, выделяя основные факты, определяют тему и идею текста. В процессе работы учащиеся все дальше отходят от конкретного содержания текста. Возьмем, к примеру, раздел о разных средствах, используемых людьми для коммуникации — Unit 1. Учащиеся рассматривают проблемы, которые затрагиваются в тексте, вначале все более обобщенно (например, каковы преимущества и недостатки возможности общения по телефону (упр. 81, с. 25), затем через призму собственного жизненного опыта (как ты лично относишься к общению по телефону, о чем говоришь, как относишься к компьютеру как средству коммуникации). Завершается работа либо собственным рассуждением о проблемах использования человеком разных средств связи (предположим, в форме устного монолога или статьи, которая потом будет обсуждаться одноклассниками), либо проектом о плюсах и минусах разных средств современной связи (и виде коллективной аналитической работы и последующей дискуссии).
Поскольку круг проблем, над которыми ежь собпы размышлять 12- 13-летние дети, уже достаточно обширен, каждый урок (Unit) учебника завершается обсуждением общественно важных вопросов в одной из описанных форм по выбору учащихся.
Весь ход работы обеспечивается системой подготовительных и собственно коммуникативных упражнений. В процессе выполнения подготовительных упражнений учащиеся овладевают отдельными лексическими единицами, автоматизируют определенные грамматические действия, воспроизводят материал без существенных изменений. При этом авторы стараются придать формулировкам заданий подготовительных упражнений коммуникативный смысл, ориентирующий детей на возможное использование осваиваемых ими языковых и речевых средств в реальной жизни.
В процессе выполнения серии коммуникативных упражнений учащимся предлагается решать (убедить, расспросить, проинформировать, рассказать) различные коммуникативные задачи разной степени сложности: от высказывания на уровне одной фразы или микродиалога до расширенного монологического высказывания или расширенных реплик в полилоге и диалоге: от выступления по известной проблеме до обсуждения новых для учащихся проблем.
Предполагается, что в процессе обучения говорению по «Enjoy English» для 7-го класса дети смогут научиться решать следующие коммуникативные задачи:
— поприветствовать (попрощаться), поздравить собеседника, используя речевые клише и другие языковые средства, адекватные целям, ситуациям общения, возрасту и социальному статусу собеседника;
— представиться самому (и представить кого-либо), назвав имя. возраст, место и дату рождения, основное занятие:
— попросить о помощи или предложить свою помощь;
— запросить необходимую информацию о ком-либо или о чем-либо, используя разные типы вопросов и соблюдая этикет;
— взять интервью у знакомого (незнакомого) человека, соблюдая нормы вежливого поведения;
— пригласить к совместной деятельности (например, к подготовке школьного вечера, написанию заметки в газету), используя при этом адекватные языковые средства:
— описать человека, животное, школу, памятник архитектуры, явление природы;
— рассказать о ком-то (например, о великом или известном человеке своей страны или страны изучаемого языка) или о чем-то (о своих любимых занятиях, о событии, происшедшем в жизни своей семьи, школы, страны):
— обменяться мнениями об услышанном, прочитанном или увиденном, аргументируя свою точку зрения;
— выразить свое согласие (несогласие) по определенному вопросу, объяснить причины своего согласия (несогласия):
— принять участие в коллективном обсуждении личностно или общественно важного вопроса;
— убедить речевого партнера в правильности собственной точки зрения, принять точку зрения своего партнера.
Высказывание может быть в форме описания, сообщения, рассказа, характеристики.
Примерный объем диалогического высказывания: 4-7 реплик с каждой стороны при условии, что участники диалога успешно справятся с поставленной коммуникативной задачей.
Планируемый объем монологического высказывания: 8-12 фраз по предложенной теме, правильно оформленных в языковом отношении, достаточно логично выстроенных. Желательным является использование детьми адекватного набора разных типов предложений, что позволяет сделать высказывание не однотипным и личностно окрашенным.
Контроль за продуктивными умениями учащихся в говорении можно осуществить с помощью заданий, включенных в подраздел Progress Check. При выполнении этих заданий учащиеся становятся участниками иноязычного общения. Например:
a) Choose one of the pictures and act out the dialogue with your partner.
b)Speak about the advantages of doing sports. Use the information from the unit
Обучение аудированию. На данном этапе обучения продолжается совершенствование навыков и умений понимания речи на слух, которые сформированы ранее: понимание учащимися на слух распоряжений и кратких сообщений учителя и высказываний одноклассников.
Вместе с тем цели обучения аудированию усложняются, становятся качественно новыми:
— научить детей воспринимать и понимать на слух тексты с разными целями: с глубоким проникновением в их содержание, с пониманием основного смысла, с выборочным извлечением информации;
— научить использовать в процессе слушания компенсаторные стратегии, такие, как:
а) умение догадываться о значении некоторых слов по контексту;
б) умение догадываться о значении слов по словообразовательным элементам или по сходству звучания со словами родного языка;
в) умение «обходить» незнакомые слова, не мешающие пониманию основного содержания текста;
г) умение переспрашивать с целью уточнения содержания с помощью соответствующих клише типа: Excuse те... Pardon? Could you repeat it, please?
С этой целью в учебник включены три вида учебного материала:
1. Материалом для обучения аудированию могут служить тексты стихов и диалогов, входящие в разные уроки учебника (Units). Они вначале прослушиваются, а затем используются как образцы для самостоятельных высказываний.
2. В тексте каждого из четырех уроков (Units) содержатся несколько фонетических упражнения, которые предназначены для работы над произносительной стороной речи. Они включают новые и известные учащимся слова и словосочетания. Упражнения данной категории полезны при знакомстве с новой лексикой и при коррекции произношения, ударения, интонации учащихся.
3. Каждый урок (Unit) содержит ряд специальных аудитивных упражнений, в которых учащимся предлагается прослушать текст и затем выполнить задание на проверку его понимания. Проверка понимания услышанного осуществляется в различных формах: учащимся предлагается ответить на вопросы, заполнить таблицу, заполнить пропуски в тексте и др. Например, Listen to four conversations and match the conversations with the photographs; Listen to what George says about his problems. Fill in the table; Listen to the text about Hampton School. Say how it is different from your school. Эти задания помечены специальным значком.
Тексты для аудирования построены в основном на известном детям лексико-грамматическом материале, но допускается наличие в них небольшого процента незнакомых слов. Чем раньше дети встретятся с такими текстами, тем лучше будет формироваться умение воспринимать на слух английскую речь в естественных условиях. Длительность звучания текста для аудирования не превышает двух минут в нормальном темпе в исполнении носителей английского языка.
Большинство текстов для аудирования отбиралось с учетом тем уроков учебника (Units). На работу с каждым текстом на уроке отводится в среднем 10 минут. В текстах развиваются идеи, составляющие предмет речи раздела. Например, к разделу Looking at Teenage Problems предлагается текст о проблемах английского мальчика-подростка (что ему разрешают делать, а что нет), который продолжает тему основного урока и позволяет еще раз поговорить о ней и закрепить лексику урока.
Работа со специальными аудитивными упражнениями строится по следующей схеме: учитель знакомит учащихся со сформулированной в задании коммуникативной задачей: затем в первый раз прослушивается текст, и учащиеся приступают к выполнению задания, проверяющего понимание услышанного (заполняется таблица, даются ответы на поставленные вопросы, вставляются пропущенные слова и т. д.): текст прослушивается во второй раз, и учащиеся заканчивают выполнение задания, а при необходимости вносят исправления; под руководством учителя проверяется правильность выполнения задания.
Тексты упражнений для обучения аудированию приведены в приложении книги для учителя и записаны на CD MP3.
Обучение чтению. В процессе обучения по «Enjoy English» (7 класс) учащиеся развивают умения и навыки в данном виде речевой деятельности, сформированные в предыдущие годы обучения. Они продолжают совершенствовать технику чтения, знакомятся с правилами чтения некоторых буквосочетаний (ear, ои, aw, ow и др.). Особое внимание на данном этапе уделяется ударению в английском слове, так как в запасе детей появляются трех- и четырехсложные слова, имеющие два ударения.
Совершенствование техники чтения ведется неразрывно с работой над чтением как коммуникативным умением. Предусматриваете я овладение тремя основными видами чтения: ознакомительным, изучающим и просмотровым.
В плане обучения ознакомительному чтению у учащихся формируется умение понять текст в целом, выделить основные факты, отделить основные факты от второстепенных, осмыслить главную идею текста.
В области обучения изучающему чтению формируются умения детального понимания прочитанного с целью использования полученной информации при решении различных коммуникативных задач через общение в устной и письменной форме. Параллельно расширяется словарный запас учащихся.
У учащихся совершенствуются умения в области просмотрового чтения, а именно, умения выборочно извлекать нужную информацию из текста; определять тему текста в результате беглого просмотра или выбирать нужный текст из серии предложенных, например: Match the hook, the text and the sort of a story. В данном упражнении даются фотографии обложек книг и отрывки из них, которые следует быстро просмотреть, определить жанр произведения и соотнести с обложкой.
В качестве материала для чтения в учебнике предлагаются в большинстве своем доступные учащимся в языковом отношении и по содержанию аутентичные тексты разных жанров (письма личные и письма-приглашения, стихи английских и американских авторов, отрывки из художественной прозы, газетные статьи, тексты рекламного характера с незначительной адаптацией, объявления, меню, файлы на дисплее компьютера, факсы, телеграммы, странички дневника, календаря, путеводителя, карты и др.).
Отбор текстов для чтения производится по следующим критериям:
• соответствие тематике учебника,
• близость интересам учащихся,
• познавательная ценность,
• коммуникативный потенциал текста,
• соответствие языковому опыту детей,
• аутентичность,
• разнообразие жанров.
Как и в начальных классах, на средней ступени обучения важным методическим приемом остается чтение вслух как способ совершенствования техники выразительного чтения и развития слухопроизносительных навыков.
Однако в процессе обучения по УМК “Enjoy English” для 7-го класса постепенно основной формой чтения, безусловно, становится чтение про себя — как наиболее типичная форма чтения в повседневной жизни. В учебнике остаются упражнения, предлагающие вычитывание информации из текстов вслух, их прочитывание по ролям, инсценирование.
В учебнике имеются предтекстовые задания, позволяющие развивать умение понимать содержание текста непосредственно в ходе чтения, нацеливающие учащихся на поиск нужной информации, на повторное обращение к тексту и др.
Характер послетекстовых заданий обширен и разнообразен: упражнения, которые позволяют осуществить проверку понимания, тренировать употребление в речи отдельных слов, словосочетаний, а если позволяет жанр текста, совершенствовать умение чтения вслух. Собственно речевые упражнения позволяют построить высказывание с опорой на текст и в связи с прочитанным. Таким образом, чтение тесно связано с обучением устной речи.
Обучение письменной речи в 7-м классе опирается на умения и навыки письма, сформированные ранее, и развивает их. Закрепляются графические навыки, продолжают формироваться знания и навыки орфографии, что особенно важно для обучения письму и чтению, учитывая несоответствие графического и звукового образа слов в английском языке.
Сложность и объем письменных заданий постепенно нарастают. На уроке находится место для экономных (по затраченному времени) письменных заданий: например, заполнить таблицу, составить диаграмму и т. д. Основной объем письменных заданий рассчитан для самостоятельного выполнения дома. Письменные домашние задания, предлагаемые в заключительном разделе (Section) Homework каждого урока (Unit) учебника, выстроены по определенной логике: от простых к сложным, от тренировочных (например, по образцу, по аналогии) к более самостоятельным, творческим.
Количество письменных домашних заданий, как правило, превышает запланированное количество занятий, то есть учитель может регулировать объем домашней работы в зависимости от желания детей и их подготовленности. В специальной графе таблицы поурочного распределения упражнений учитель сможет найти рекомендуемые домашние письменные упражнения из раздела Homework и из других разделов урока.
Обучение письму как виду речи происходит в русле решения коммуникативных задач: например, написать письмо английскому сверстнику, заполнить анкету, опросный лист, подготовить вопросы для интервью, составить план на следующий день (неделю), составить план рассказа, кратко изложить содержание прочитанного, используя фразы из текста, написать аннотацию книги, написать заметку в газету. Предполагается, что к концу начального этапа учащиеся смогут:
— самостоятельно и графически правильно выполнять письменные лексические и грамматические упражнения, используя в случае необходимости словарь;
— составлять подписи к картинкам;
— письменно фиксировать ключевые слова, фразы в качестве опоры для устного сообщения;
— письменно отвечать на вопросы по прочитанному тексту (с опорой на текст);
— выписывать из текста нужную информацию;
— написать личное письмо или поздравление зарубежному сверстнику с опорой на образец (расспрашивая адресата и сообщая о себе, выражая благодарность, просьбу), используя словарь в случае необходимости; объем личного письма — 50- 60 слов, включая адрес.
— заполнять анкету (указывая имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес); составлять вопросник для проведения интервью или анкетирования;
— написать сценарий небольшого мультфильма на знакомую тему;
— написать небольшую рекламу (статью) по предложенной (или выбранной самим учеником) теме.