Путешествие по Австралии - ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ

География 5 класс - методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких - 2013 год

Путешествие по Австралии - ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ

Цель

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Австралии.

Задачи урока

1. Рассмотреть специфику природы и населения материка.

2. Познакомить обучающихся с представителями растительного и животного мира материка.

3. Раскрыть причины уникальности природы и населения материка.

4. Сформировать навыки работы с картографическими источниками информации, по преобразованию тематической информации из одного вида в другой.

5. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

Краткое содержание урока

1. Географическое положение Австралии.

2. Природа материка.

3. Население Австралии.

Опорные знания

1. Как была открыта Австралия.

2. Почему Австралия долго оставалась неизвестна европейцам.

Проблемный вопрос

Почему на территории материка расположено всего одно государство?

Вопросы на репродукцию знаний

1. Какое государство занимает территорию материка?

2. Какие месяцы для жителей Австралии являются летними?

3. Какие представители животного мира населяют Австралию? В чем их особенности?

4. Какое растение Австралии можно назвать “природным насосом”?

Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний

1. Наличие каких природных объектов говорит о сухости климата Австралии?

2. Как расположен материк относительно экватора?

3. Почему большинство рек и озер материка пересыхает?

4. На жителей какого материка похоже коренное население Австралии по внешним признакам?

5. Почему среди населения Австралийского Союза преобладают потомки переселенцев из Англии, Шотландии, Ирландии?

Практическое задание на закрепление теоретических знаний

Обозначение на контурной карте географических объектов, упомянутых в тексте параграфа.

Практическая работа на формирование предметных учебных действий

Обозначение на контурной карте морей и океанов, омывающих материк.

Обучающиеся научатся и получат возможность научиться

• Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию.

• Использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни.

• Находить и обозначать на карте географические объекты.

• Описывать природные условия материка.

• Объяснять причины разнообразия природных условий на материке.

• Приводить примеры природных рекордсменов материка.

• Проводить простейшую классификацию географических объектов.

• Различать и сравнивать географические объекты.

• Составлять описание природных условий материка.

• Формулировать выводы по тематике урока.

Понятия и термины

Кенгуру, коала, лирохвост, эвкалипт, ехидна, утконос.

Географическая номенклатура

Австралия, Большая песчаная пустыня, Большая пустыня Виктория, Большой Водораздельный хребет, Муррей, Эйр- Норт, Австралийский Союз.

Рекомендации к проведению урока

1. Путешествие по Австралии необходимо построить на уникальности природы этого континента. Для этого используется прием анализа художественного текста. При изучении австралийского континента используем стихотворение “Австралия — страна наоборот” (автор Г. Усова). Можно взять только некоторые строфы, а полностью это стихотворение разобрать с учениками уже в 7 классе:

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

(Они в пустыне пропадают где-то).

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют.

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшней, чем наводненье,

Спасает юг от северной жары,

Столица не имеет населенья.

Австралия — страна наоборот.

Ее исток — на лондонском причале:

Для хищников дорогу расчищали

Изгнанники и каторжный народ.

Австралия — страна наоборот.

2. Кроме того, используя элементы игровой технологии, обучающимся можно предложить поиграть в юных географов-следопытов. Для этого, представив себя в данной роли, обучающиеся, работая с текстом учебника, находят “необычности” Австралии, выписывают их в тетрадь. В ходе общего обсуждения школьники аргументируют найденные “изюминки”.

3. Работая с иллюстративным материалом учебника, обучающиеся получают задание описать некоторых представителей животного мира Австралии. Необходимо обратить внимание на большое количество эндемиков — представителей сумчатых и яйцекладущих.

4. В заключительной части урока необходимо рассмотреть особенности заселения континента, более подробно остановиться на описании жизни коренных жителей — аборигенов. Для этого можно использовать прием “письмо”. В полученном письме рассказывается о внешнем облике аборигенов, их образе жизни, элементах культуры коренного населения.

5. Рефлексия проводится по двум направлениям: тематическому и деятельностному.

6. Домашнее задание выдается обучающимся дифференцированно в зависимости от их первоначальной предметной подготовки. Мотивированным обучающимся предлагаются вопросы из рубрики “А теперь более сложные вопросы”, обучающимся с низким уровнем мотивации и начальной подготовки — из рубрики “Проверим знания”.

Рекомендации к выполнению практического задания

Обозначение на контурной карте географических объектов, упомянутых в тексте параграфа, необходимо начать с их классификации. Учителю необходимо напомнить обучающимся о правилах обозначения объектов каждого вида и общих правилах работы с контурными картами.

Рекомендации к выполнению практической работы

Обозначение на контурной карте морей и океанов, омывающих материк, начинается с составления их перечня. При организации работы используется физическая карта Австралии из параграфа учебника или атласа. При перечислении можно классифицировать моря по их принадлежности к океанам, представив работу в виде схемы:

При организации работы с контурной картой используются общие правила обозначения географических объектов.

Ответы на задания тестовой части тетради-практикума

Ответы на задания тестов для текущего и итогового контроля

1

В

1

Б

2

А

2

Б

3

В

3

В

4

Б

4

В

5

Б

5

А

6

В

6

В

7

Б

7

АБ

8

АБЕЖ

8

АВГ

9

1 В 2 Г 3 А 4 Б

9

АБВГ

10

1 Б 2 Г 3 Д 4 А 5 В






Для любых предложений по сайту: [email protected]