Путешествие по Антарктиде - ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ

География 5 класс - методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких - 2013 год

Путешествие по Антарктиде - ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ

Цель

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Антарктиды.

Задачи урока

1. Рассмотреть специфику природы и населения материка.

2. Познакомить обучающихся с представителями растительного и животного мира материка.

3. Раскрыть причины уникальности природы и населения материка.

4. Сформировать навыки работы с картографическими источниками информации, по преобразованию тематической информации из одного вида в другой.

5. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

Краткое содержание урока

1. Уникальность географического положения Антарктиды.

2. Климатические особенности материка.

3. Своеобразие животного и растительного мира материка.

4. Влияние климата на формирование снежного покрова Антарктиды.

5. Специфика населения материка.

Опорные знания

1. Как была открыта Антарктида.

2. В чем особенность природы Антарктиды.

Проблемный вопрос

Может ли быть в Антарктиде жарко?

Вопросы на репродукцию знаний

1. До каких значений опускается температура в Антарктиде?

2. Какие представители животного мира обитают в Антарктиде?

3. Чем занимается человек на материке?

Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний

1. Какое место занимает Антарктида по площади среди всех материков?

2. В чем состоит значение ледников материка для науки?

3. Почему в Антарктиде всегда холодно?

4. Почему животный мир Антарктиды связан с морем?

Практическое задание на закрепление теоретических знаний

Группировка научно-исследовательских станций, расположенных в Антарктиде, по их государственной принадлежности.

Практическая работа на формирование предметных учебных действий

Составление перечня научно-исследовательских станций.

Обучающиеся научатся и получат возможность научиться

• Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию.

• Использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни.

• Находить и показывать на карте географические объекты.

• Описывать природные условия материка.

• Объяснять причины разнообразия природных условий на материке.

• Приводить примеры природных рекордсменов материка.

• Проводить простейшую классификацию географических объектов.

• Различать и сравнивать географические объекты.

• Составлять описание природных условий материка.

• Формулировать выводы по тематике урока.

Понятия и термины

Планктон, ледник, пингвин, научно-исследовательская станция.

Географическая номенклатура

Антарктида.

Рекомендации к проведению урока

1. Изучением Антарктиды завершается знакомство пятиклассников с особенностями природы материков Земли. На этом уроке необходимо показать влияние географического положения материка на основные его характеристики. На примере Антарктиды необходимо проследить причинно-следственные связи и закономерности в развитии природы. Следует обратить внимание на то, что самый южный материк является самым холодным. На разрешении этого противоречия можно построить первый этап урока.

2. Так как история открытия и изучения Антарктиды была подробно рассмотрена в разделе “История географических открытий”, то большого внимания рассмотрению этого вопроса уделять не следует. Обучающимся можно предложить путевой лист — один из вариантов технологической карты, при заполнении которого они отвечают на вопросы о природе этого континента, используя текст учебника и карты атласа. Закрепление полученных знаний можно провести в форме викторины или командной игры “Брейн-ринг”.

3. На третьем этапе урока следует напомнить школьникам, что Антарктида — это материк науки и мира. Здесь можно познакомить учеников с полярными антарктическими станциями России и других государств, на которых ведутся современные научные исследования. Некоторые тайны этого ледового континента можно и раскрыть ребятам (например, обнаружение российскими учеными подледного озера).

4. Один из вариантов проведения урока — совместное составление простого плана “В чем особенности природы Антарктиды”. В ходе работы с текстом учебника и дополнительными источниками информации обучающиеся знакомятся с основными характеристиками природы материка. Отработка навыков обобщения тематической информации при составлении плана в дальнейшем станет одним из главных элементов самостоятельной работы учащихся.

5. Рефлексия проводится по двум направлениям: тематическому и деятельностному.

6. Домашнее задание выдается обучающимся дифференцированно в зависимости от их первоначальной предметной подготовки. Мотивированным обучающимся предлагаются вопросы из рубрики “А теперь более сложные вопросы”, обучающимся с низким уровнем мотивации и начальной подготовки — из рубрики “Проверим знания”.

Рекомендации к выполнению практического задания

Группировка научно-исследовательских станций, расположенных в Антарктиде, по их государственной принадлежности осуществляется на основе содержания карт атласа. При выполнении задания отрабатывается навык проведения классификации объектов по заданному признаку. Особое внимание следует обратить на обозначение принадлежности научно-исследовательских станций странам. Для этого используются флаги государств. В качестве дополнительного материала для работы может быть использован подготовленный список стран с указанием флагов. Для мотивированных обучающихся задание может быть усложнено за счет распределения стран по материкам.

Рекомендации к выполнению практической работы

Составление перечня научно-исследовательских станций осуществляется на основе карт атласа. Усложнением работы является их перечисление в алфавитном порядке. При выполнении данной работы отрабатывается навык распределения объектов по заданному рангу.

Ответы на задания тестовой части тетради-практикума

Ответы на задания тестов для текущего и итогового контроля

1

А

1

Б

2

Б

2

В

3

Б

3

В

4

А

4

В

5

В

5

г

6

В

6

Б

7

Б

7

В

8

В

8

БГД

9

АБДЖ

9

ВГ

10

1 Б 2 В 3 А

10

АБГД






Для любых предложений по сайту: [email protected]