Форма, размеры и движения Земли - ЗЕМЛЯ И ЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

География 5 класс - методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких - 2013 год

Форма, размеры и движения Земли - ЗЕМЛЯ И ЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

Цель

Формирование представлений о форме Земли, движениях Земли и их географических следствиях.

Задачи урока

1. Рассмотреть особенности формы, размеров Земли, ее движений.

2. Познакомить обучающихся с географическими следствиями движений Земли.

3. Раскрыть особенности соотношения радиусов Земли.

4. Сформировать представления о полюсах, экваторе, полушариях Земли.

5. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

Краткое содержание урока

1. Роль Исаака Ньютона в формировании представлений о шарообразности Земли.

2. Размеры Земли: полярный и экваториальный радиусы.

3. Движения Земля и их географические следствия.

4. Полюсы и экватор.

Опорные знания

1. Состав Солнечной системы.

2. Классификация планет Солнечной системы.

3. Отличия планет от звезд.

Проблемный вопрос

Могла ли Земля иметь иную форму, нежели форму шара?

Вопросы на репродукцию знаний

1. Какую форму имеет Земля?

2. Чему равны радиусы Земли?

3. Какие два основных вида движения совершает Земля?

4. Что такое орбита?

5. Какой год называют високосным?

6. Что такое полюс?

7. Что такое экватор?

Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний

1. Чем отличаются радиусы Земли друг от друга?

2. Что такое сутки?

3. Почему в сутках 24 часа?

4. Что такое год?

5. Чем отличается осевое движение Земли от орбитального движения?

6. Почему выделяют високосный год?

Практическое задание на закрепление теоретических знаний

Изготовление модели Земли, отражающей ее истинную форму.

Практическая работа на формирование учебных действий

Изготовление модели Земли, отражающей ее истинную форму.

Обучающиеся научатся и получат возможность научиться

• Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде в параграфе.

• Использовать географическую информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде для решения учебных задач.

• Описывать ход изготовления модели.

• Объяснять результаты работы модели.

• Показывать на карте полюса, экватор, Северное и Южное полушария.

• Приводить примеры географических объектов и явлений, связанных с движениями Земли.

• Различать и сравнивать географические следствия движений Земли.

• Составлять описание хода моделирования, географических следствий вращений Земли.

• Формулировать вывод о влиянии вращений Земли на природные объекты и явления.

Понятия и термины

Эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

Персоналии

Исаак Ньютон.

Рекомендации к проведению урока

1. Данный урок знакомит обучающихся с основными характеристиками Земли как планеты: формой и размерами, видами движения (вращения) и их географическими следствиями. Содержание учебного материала обладает высокой степенью научности и представляет сложность для его усвоения. Поэтому учителю необходимо использовать на уроке наиболее эффективные приемы организации учебной деятельности:

• при формировании знаний о размерах Земли необходимо применить метод математического анализа, с помощью которого выявить причины различий в величине экваториального и полярного радиусов. Для запоминания цифровых показателей можно предложить обучающимся начать составление “Географического справочника” (“Дневника путешественника / юного географа”) и пр., в котором будут вестись записи для последующего запоминания. В качестве наглядности можно вычертить схему с дальнейшим ее заполнением (указать правильную форму Земли, выписать величину ее радиусов, провести экватор и обозначить точки географических полюсов);

• при выявлении причинно-следственных связей суточного и годового вращения Земли необходимо смоделировать эти виды движения. Для этого используем теллурий (при его отсутствии ребятам можно предложить игровую ситуацию “Я — Земля, я — Солнце”, в ходе которой они смогут объяснить причины и следствия суточного и годового вращения нашей планеты);

• при знакомстве с понятиями “полюс” и “экватор” необходимо предусмотреть работу с глобусом, с помощью которого учитель может пояснить географический смысл изучаемых понятий. Данные географические объекты изображаем на схеме, начатой в начале урока. Для расширения географического кругозора можно подобрать фотографический ряд, отображающий особенности природы полярных частей и области экватора. Для отработки навыков работы с географической картой предлагаем задание — путешествие “Вдоль экватора” (перечислить материки / океаны / страны / реки / горы, пересекающиеся экватором).

2. Рефлексию можно проводить по двум направлениям: тематическому и деятельностному.

3. Домашнее задание выдается обучающимся дифференцированно в зависимости от их первоначальной предметной подготовки. Мотивированным обучающимся предлагаются вопросы из рубрики “А теперь более сложные вопросы”, обучающимся с низким уровнем мотивации и начальной подготовки — из рубрики “Проверим знания”.

Рекомендации к выполнению практического задания

Практическое задание выполняется с использованием традиционных для обучающихся принадлежностей: пластилина, цветной бумаги, клея и т.д. При выполнении работы необходимо, чтобы обучающиеся сохранили истинную форму Земли. Итогом работы может служить обсуждение изготовленных моделей.

Рекомендации к выполнению практической работы

Работа выполняется аналогично практическому заданию с добавлением в готовую модель элементов движений Земли и элементов поверхности.

Ответы на задания тестовой части тетради-практикума

Ответы на задания тестов для текущего и итогового контроля

1

Б

1

Б

2

Б

2

В

3

В

3

В

4

Б

4

Б

5

Б

5

Г

6

Б

6

А

7

А

7

А

8

Б

8

1 А 2 Б

9

1 Г 2 В 3 А 4 Б

9

1 Бб 2 Аа






Для любых предложений по сайту: [email protected]