География 5 класс - методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких - 2013 год
Глобус и карта - ЗЕМЛЯ И ЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
Цель
Формирование представлений об изображениях земной поверхности.
Задачи урока
1. Рассмотреть способы изображения земной поверхности.
2. Познакомить с вариативностью изображения земной поверхности.
3. Раскрыть особенности видов изображения Земли.
4. Сформировать представления о глобусе, географической карте, фотографических снимках как видах изображения земной поверхности.
5. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
Краткое содержание урока
1. Глобус — модель Земли.
2. Географическая карта.
3. Отличия географической карты от глобуса.
4. Физическая карта мира.
5. Особенности аэрофотоснимков и космических изображений.
Опорные знания
1. Виды изображения земной поверхности.
2. Отличительные особенности видов изображения земной поверхности.
Проблемный вопрос
Можно ли карту называть моделью Земли?
Вопросы на репродукцию знаний
1. Что такое глобус?
2. Что такое географическая карта?
3. Что обозначается на географической карте оттенками синего цвета?
4. Что обозначается на географической карте оттенками зеленого, желтого, коричневого цветов?
Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний
1. Чем отличается глобус от географической карты?
2. Почему на географической карте отражено больше разной информации, чем на глобусе?
3. Как с помощью географической карты можно изучать историю географических открытий?
4. Почему на карте появляются искажения изображения земной поверхности?
Практическое задание на закрепление теоретических знаний
1. Определение сходств и отличий фотографического изображения земной поверхности, выполненного с поверхности Земли, борта самолета, борта космического корабля.
2. Составление плана кабинета географии.
Практические работы на формирование учебных действий
1. Составление сравнительной характеристики разных видов изображения земной поверхности.
2. Составление плана кабинета географии.
Обучающиеся научатся и получат возможность научиться
• Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде в параграфе.
• Использовать географическую информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде для решения учебных задач.
• Описывать виды изображения земной поверхности.
• Объяснять отличия видов изображения земной поверхности.
• Наносить объекты на план.
• Показывать географические объекты на различных видах изображения земной поверхности.
• Приводить примеры видов изображения земной поверхности.
• Различать и сравнивать виды изображения земной поверхности.
• Составлять описание видов изображения земной поверхности, простейший план учебного кабинета.
• Формулировать вывод о достоинствах и недостатках видов изображения земной поверхности.
Понятия и термины
Глобус, географическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космическое изображение.
Рекомендации к проведению урока
1. Данный урок является одним из ключевых в курсе географии, так как основной его задачей является формирование у обучающихся умения работать с различными источниками географической информации. Именно сейчас закладываются основы картографической грамотности у пятиклассников. Поэтому на уроке должны быть четко соблюдены главные его этапы с обязательным подведением промежуточных итогов.
• Глобус — уменьшенная модель земного шара.
• Что такое географическая карта?
• Физическая карта мира. Условные знаки физической карты.
• Аэрофотоснимок и космические изображения.
2. Кроме того, на уроке закладывается объемный понятийный аппарат, который необходимо сформулировать не на заучивании понятий, а на сравнении особенностей изображения земной поверхности разными способами.
Для формулирования понятий рекомендуется использовать элементы технологии развивающего обучения, например составление схемы понятия “географическая карта”:
Обучающимся надо пояснить, что у каждого понятия есть одно главное ключевое слово (отвечает на вопрос что?) и поясняющие его существенные признаки (могут отвечать на вопросы какое?, где?, как? и др.) В результате мозгового штурма, по ходу объяснения, на доске может появиться схема:
По окончании работы обучающиеся должны попытаться устно составить полное определение понятия, расставив все слова в логической последовательности. Данную схему необходимо отрабатывать при рассмотрении наиболее крупных понятийных единиц не для заучивания понятия, а для его образного представления.
3. При работе с физической картой главной задачей для обучающихся будет усвоение основных элементов ее легенды. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем они смогли научиться читать карту, составляя простейшие описания географических объектов.
При работе с космическими изображениями необходимо подобрать снимки разных географических объектов с последующим их сопоставлением с реальным изображением на карте. Желательно также уделить время на работу с контурной картой и объяснить правила ее оформления.
4. Рефлексию можно проводить по двум направлениям: тематическому и деятельностному.
5. Домашнее задание выдается обучающимся дифференцированно в зависимости от их первоначальной предметной подготовки. Мотивированным обучающимся предлагаются вопросы из рубрики “А теперь более сложные вопросы”, обучающимся с низким уровнем мотивации и начальной подготовки — из рубрики “Проверим знания”.
Рекомендации к выполнению практических заданий
1. Определение сходств и отличий фотографического изображения земной поверхности, сделанного с поверхности Земли, борта самолета, борта космического корабля, производится на основе подготовленных учителем фотографических материалов или материалов учебника. Результаты работы оформляются в виде таблицы, в которой указываются черты сходств и отличий перечисленных изображений земной поверхности.
Фотография с поверхности Земли |
Фотография с борта самолета |
Фотография с борта космического корабля |
|
Сходства |
|||
Отличия |
По результатам работы формулируется вывод о возможности использования каждого изображения земной поверхности в повседневной и хозяйственной деятельности.
2. Составление плана кабинета географии.
При выполнении задания используется описание-схема размещения объектов в кабинете географии, выполненная на уроке № 2. Составление плана подразумевает измерение расстояний между объектами и их линейных размеров. Итогом работы является составление сводного плана по результатам индивидуальной или группой работы обучающихся.
Рекомендации к выполнению практических работ
1. Составление сводной характеристики видов изображения земной поверхности необходимо начать с составления списка видов изображения земной поверхности. Результаты оформляются в виде сводной таблицы.
Глобус |
Географическая карта |
Фотография |
Рисунок |
|
Сходства |
||||
Отличия |
По результатам работы формулируется вывод о возможности использования каждого изображения земной поверхности в повседневной и хозяйственной деятельности.
2. Составление плана кабинета географии.
При выполнении задания используется описание-схема размещения объектов в кабинете географии, выполненная на уроке № 2. Составление плана подразумевает измерение расстояний между объектами и их линейных размеров. Итогом работы является составление сводного плана по результатам индивидуальной или групповой работы учащихся.
Ответы на задания тестовой части тетради-практикума |
Ответы на задания тестов для текущего и итогового контроля |
||
1 |
А |
1 |
А |
2 |
Б |
2 |
А |
3 |
Б |
3 |
А |
4 |
В |
4 |
Б |
5 |
В |
5 |
Б |
6 |
А |
6 |
1 Б 2 А |
7 |
Б |
7 |
1 В 2 Б 3 А |
8 |
ВБА |
8 |
1 АВГД 2 Б |
9 |
1 БЕ 2 Д 3 АВГ |
9 |
БВА |