Ориентирование на местности - ЗЕМЛЯ И ЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

География 5 класс - методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких - 2013 год

Ориентирование на местности - ЗЕМЛЯ И ЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

Цель

Формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользования измерительными приборами.

Задачи урока

1. Рассмотреть способы ориентирования.

2. Познакомить с алгоритмом ориентирования с использованием компаса.

3. Раскрыть особенности взаимного расположения сторон горизонта.

4. Сформировать представления о компасе как измерительном приборе.

5. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

Краткое содержание урока

1. Определение понятия “ориентирование”.

2. Стороны горизонта: разнообразие, взаимное расположение.

3. Основы работы с компасом по определению сторон горизонта.

Опорные знания

1. Ориентирование человека в быту.

2. Местные признаки, служащие для ориентирования на местности.

Проблемный вопрос

Можно ли ориентироваться без компаса?

Вопросы на репродукцию знаний

1. Что такое ориентирование?

2. Как называются основные стороны горизонта?

3. Как называется прибор для определения сторон горизонта?

Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний

1. Есть ли на Земле территории, на которых невозможно точное определение сторон горизонта с помощью компаса?

2. Почему возникла необходимость введения промежуточных сторон горизонта?

Практические задания на закрепление теоретических знаний

1. Определение с помощью компаса положения сторон горизонта.

2. Выделение на плане кабинета географии объектов, расположенных на севере, юге, востоке, западе.

Практическая работа на формирование учебных действий

Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Обучающиеся научатся и получат возможность научиться

• Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде в параграфе.

• Использовать географическую информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде для решения учебных задач.

• Описывать особенности направлений по сторонам горизонта, взаимное положение объектов относительно сторон горизонта.

• Определять стороны горизонта с помощью компаса.

• Объяснять порядок работы с компасом.

• Наносить направления по сторонам горизонта на план.

• Показывать направления по сторонам горизонта.

• Приводить примеры объектов, расположенных по разные стороны горизонта.

• Различать и сравнивать положение объектов относительно сторон горизонта.

• Составлять описание положения объектов относительно сторон горизонта и друг друга.

• Формулировать вывод о значении компаса в жизни человека.

Понятия и термины

Ориентирование, основные стороны горизонта, румб, страны света, компас.

Рекомендации к проведению урока

1. Учебный материал данного урока уже знаком пятиклассникам. Главная задача учителя — актуализировать имеющиеся знания и применить их в ходе выполнения практических заданий.

2. На первом этапе урока необходимо отработать понятия “ориентирование” и “стороны горизонта”. Для практического закрепления учебного материала можно вычертить в тетради схему сторон горизонта, подписать их и решить соответствующие задания в рабочей тетради. В качестве повторения уже имеющихся знаний (в том числе с помощью настенных таблиц) ребята предлагают способы ориентирования по местным признакам.

3. Основной этап урока нацелен на работу с компасом:

• изучить правила пользования компасом;

• работа с компасом в паре;

• решение заданий на определение сторон горизонта в учебном кабинете;

• обозначение на составленном плане учебного кабинета объектов, расположенных по основным сторонам горизонта.

4. В завершение урока можно рассмотреть исторический аспект изученной темы, предложив обучающимся дополнительный материал по истории изобретения компаса и появления понятия “зюйдвестка”.

5. Рефлексию можно проводить по двум направлениям: тематическому и деятельностному.

6. Домашнее задание выдается обучающимся дифференцированно в зависимости от их первоначальной предметной подготовки. Мотивированным учащимся предлагаются вопросы из рубрики “А теперь более сложные вопросы”, обучающимся с низким уровнем мотивации и начальной подготовки — из рубрики “Проверим знания”. Дополнительно можно предложить заполнение таблицы “Ориентирование на местности”, в которой обучающиеся определят с помощью компаса местоположение ближайших к школе географических объектов.

Рекомендации к выполнению практического задания

1. Определение с помощью компаса положения сторон горизонта осуществляется после изучения правил работы с измерительным прибором. Каждый из обучающихся должен иметь возможность практического определения сторон горизонта. Для этого учитель обеспечивает ученический коллектив индивидуальными приборами или при их ограниченном количестве организует групповую (парную) работу по формированию и закреплению навыков работы с компасом по определению сторон горизонта. Итогом работы может служить схематичное изображение компаса в тетрадях с указанием сторон горизонта и составных частей прибора.

2. Выделение на плане кабинета географии объектов, расположенных на севере, юге, востоке, западе. Для выполнения работы используется план кабинета географии, составленный на уроке № 5. Первоначально на плане указывается направление на север, которое определяется путем совмещения показаний компаса и изображения. Выбирается точка наблюдения (лучше центр кабинета). Относительно данной точки определяется положение объектов по сторонам горизонта. Результаты работы оформляются в виде таблицы.

Объекты, расположенные на севере

Объекты, расположенные на юге

Объекты, расположенные на западе

Объекты, расположенные на востоке

1.

1.

1.

1.

2.

2.

2.

2.

...

...

...

...

Рекомендации к выполнению практической работы

Определение с помощью компаса сторон горизонта осуществляется по следующему алгоритму:

• проверка исправности компаса (не должно быть механических повреждений);

• определение направления на север по показанию магнитной стрелки (после установления компаса в горизонтальное положение вдали от железных тел и источников электромагнитного излучения).

Ответы на задания тестовой части тетради-практикума

Ответы на задания тестов для текущего и итогового контроля

1

Б

1

Б

2

В

2

Б

3

В

3

А

4

Б

4

В

5

ВАБ

5

В

6

1 А 2 Б 3 Б 4 А

6

В

7

В

8

В

9

1 А Г 2 БВД

10

1 В 2 Г 3 Б 4 А






Для любых предложений по сайту: [email protected]